Структура и механизм функционирования рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития – от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР. Однако на сегодняшний день рынок – наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь – материальную заинтересованность в результатах их труда.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и функционирование рынка
1.1. Сущность рынка и его определение
1.2. Рыночные структуры в их взаимосвязях
1.3. Механизм функционирования рынка
1.4. Роль государства в рыночной экономике

Глава 2. Анализ рынка молочной продукции
2.1. Рынок молочной продукции в Нижегородской области
2.2. Анализ традиционной молочной продукции
2.3. Нетрадиционная молочная продукция
2.4. Перспективы на молочном рынке Нижегородской области

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

t (2).doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижегородский  государственный университет им.Н.И. Лобачевского»

 

Заволжский  филиал

 

 

 

 

 

 

Направление подготовки «Экономика»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине Микроэкономика:

                                 «Структура и механизм функционирования рынка.»

 

Выполнила студентка 1 курса очной формы обучения(гр. 7-Б11ЭК/14.)

Воробьева Анна Валерьевна

 

 

 

 

 

Научный руководитель

Былинская А.А.

________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заволжье 

2012 г.

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Глава 1. Понятие и функционирование рынка

1.1. Сущность  рынка и его определение

1.2. Рыночные  структуры в их взаимосвязях

1.3. Механизм функционирования рынка

1.4. Роль государства в рыночной экономике

 

Глава 2. Анализ рынка молочной продукции

2.1. Рынок молочной продукции в Нижегородской области

2.2. Анализ традиционной молочной продукции

2.3. Нетрадиционная молочная продукция

2.4. Перспективы на молочном рынке Нижегородской области

 

Заключение

 

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из наиболее характерных особенностей организации  и функционирования экономических  систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.

Рынок – это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.

Данная курсовая работа посвящена теме «Структура и  механизм функционирования рынка». На сегодняшний день такая тема довольно актуальна.

Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство в следующих направлениях:

  1. натуральное производство в широких масштабах превратилось в товарное хозяйство;
  2. рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли-продажи;
  3. быстро развилась сфера оплачиваемых духовных, благ и услуг;
  4. конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт.

Во-вторых, современное производство создает огромное количество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека. 
В-третьих, усилившееся во второй половине XX в. общественное разделение

 

труда вышло  за пределы производства и охватило рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.

 
В-четвертых, широкое развитие акционерных обществ, привело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на особом рынке ценных бумаг. 
Наконец, ускорившийся рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют

 

Рынок не является идеальной формой экономических  связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития – от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР. Однако на сегодняшний день рынок – наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь – материальную заинтересованность в результатах их труда.

Объект исследования в данной курсовой работе является рыночная модель организации  хозяйствования, как главная составляющая национально-государственной организации  хозяйствования современности.

Предмет исследования – совокупность взаимосвязей, механизмов и особенностей, возникающие на рынке между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей.

Целью исследования является изучение сущности, функций, структуры рынка.

К основным элементам  рынка относятся:

  • спрос;
  • предложение;
  • цена.

                               

Для того чтобы  рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике  частной собственности, свободных  цен и конкуренции.

 

При написании курсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати и сети интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  рынка и его структурные компоненты

 

    1. Сущность рынка и его определение

 

Рынок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.

Выделяется  несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.

  1. Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капиталы из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

 

  1. Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
  2. Стимулирующая функция. Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
  3. Распределительная функция. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
  4. Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  5. Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика              

продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

  1. Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о  важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Современный рынок имеет  сложную структуру, охватывая своим  влиянием все сферы экономики.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с  обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения.

Существенное влияние  на рынок оказывает наличие различных  форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного  обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей,

художников и др.). Все  это обусловливает сложную структуру  рынка, разнообразие его типов и  видов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.

Система рынков — это единая совокупность множества рынков различного назначения. 

В системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли:

  • рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.)
  • рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.)
  • рынок услуг (сюда входят многообразные виды коммунального и бытового обслуживания, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги)
  • рынок труда (для работодателей и наемных работников)
  • рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве)
  • рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях)
  • рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход)
  • рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами)
  • рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Рыночные  структуры в их взаимосвязях

 

Для диагностики  типа рыночной структуры обычно анализируются  четыре фактора, определяющие степень  конкуренции на рынке: 
- число и размер фирм на рынке; 
- характеристика товара (и в первую очередь степень его однородности у различных фирм); 
- наличие барьеров на входе в отрасль и выходе из нее; 
- степень доступности рыночной информации, необходимой для нормального функционирования фирмы.

Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур:

  • Совершенная конкуренция — Модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизированной продукции;
  • Несовершенная конкуренция -  Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;

Чистая  монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену.

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:

- низкие издержки  производства крупной фирмы,  монополизировавшей рынок (эффект  масштаба);

- наличие государственных патентов и лицензий;

- исключительные  права на важнейшие источники  сырья;

- предоставление  правительством одной фирме статуса  единственного продавца (транспортные  услуги, связь, газоснабжение).

    Условием существования  чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких заменителей. Чистая монополия в масштабах национального хозяйства - явление редкое, однако она достаточно широко представлена на местных рынках. В связи с тем, что чистая монополия не просто ограничивает, а фактически ликвидирует конкуренцию, государство в отношении чистых монополий проводит антимонопольную политику

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция.

Информация о работе Структура и механизм функционирования рынка