Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:24, курсовая работа
Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития – от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР. Однако на сегодняшний день рынок – наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь – материальную заинтересованность в результатах их труда.
Введение
Глава 1. Понятие и функционирование рынка
1.1. Сущность рынка и его определение
1.2. Рыночные структуры в их взаимосвязях
1.3. Механизм функционирования рынка
1.4. Роль государства в рыночной экономике
Глава 2. Анализ рынка молочной продукции
2.1. Рынок молочной продукции в Нижегородской области
2.2. Анализ традиционной молочной продукции
2.3. Нетрадиционная молочная продукция
2.4. Перспективы на молочном рынке Нижегородской области
Заключение
Список использованной литературы
Для предотвращения
последствий монополизации
Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.
Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.
Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели:
- Минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики
- Создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка
- Обеспечение социальной защиты населения
Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.
Глава 2. Анализ рынка молочной продукции
2.1. Рынок молочной продукции в Нижегородской области
Среди многочисленных продовольственных категорий рынок молочной продукции в нашей стране занимает особое место. Связано это, в первую очередь, с тем, что количество продуктов, изготавливаемых из молока, исчисляется сотнями, а на рынке молочной продукции в крупных регионах традиционно преобладают местные производители и локальные бренды. Ну и, конечно, особая значимость этого рынка заключается в том, что те или иные молочные и кисломолочные продукты употребляют практически все жители нашей страны.
Основная специфика рынка молочной и кисломолочной продукции в Нижегородской области заключается в том, что в одних его сегментах преобладают местные производители, а в других – иногородние компании и корпорации национального и транснационального уровня.
в настоящее время в Нижегородской области зарегистрировано 68 молокоперерабатывающих предприятий, включая цеха по производству масла и сыров.
Из них — 30 крупных молочных производств и 38 малых и средних предприятий.
Кроме того, в Нижний Новгород активно поступает молочная и кисломолочная продукция из других российских регионов (Чувашия, Мордовия, Владимирская область, Иваново, Тула, Белгород, Воронеж, Татарстан и т.д.), а также обширный ассортимент «молочки» от ведущих производителей национального уровня. В таких сегментах рынка, как сливочное масло и твердые сычужные сыры, где фактор продолжительности срока годности является не таким актуальным, как на рынке питьевой «молочки», помимо местных предприятий, представлено также огромное количество иностранных производителей.
Существует множество различных вариантов разделения нижегородского рынка молочно- кисломолочной продукции на различные категории и сегменты.
Одним из таких
вариантов является разделение этого
рынка на категорию традиционной
молочно-кисломолочной
и категорию нетрадиционной или «сложной», высокотехнологичной молочной -кисломолочной продукции(функциональные кисломолочные био-напитки, Тан, Айран, молочно-соковые коктейли, «сложные» йогурты, козье молоко, кумыс и т. д.)
2.2. Анализ традиционной молочной продукции
Наиболее сильные
позиции местные производители
имеют, конечно же, на рынке традиционной
молочно-кисломолочной
Несмотря на то, что молочные бренды местных производителей не имеют такой сильной рекламно-маркетинговой поддержки, как бренды корпораций национального и трнаснационального уровня, и таких мощных «сетевых» возможностей, они преобладают практически во всех сегментах рынка традиционной молочной продукции. Связано это, в первую очередь, с тем, что лояльность к тем или иным местным производителям «молочки» формировалась у жителей нашего региона десятилетиями. Кроме того, на рынке молочной продукции с небольшим сроком годности, также как и на рынке хлебобулочных изделий, местные производители всегда будут иметь наиболее сильные позиции, поскольку одно из главных качеств такой продукции, которое прежде всего ценят потребители — это свежесть. А местное и свежее — для большинства потребителей это почти синонимы.
К числу наиболее
известных на нижегородском рынке
производителей классической молочно-кисломолочной
продукции относятся такие
У некоторых производителей, таких как ОАО «Молоко» (Городец), в качестве торговой марки выступает не словесная формула, а упаковка с хорошо узнаваемой городецкой росписью.
Помимо этого, весьма успешно в нашем городе продается молочно- кисломолочная продукция из смежных областей (Чувашия, Владимирская область), где некоторым предприятиям удалось легко решить все проблемы, связанные с логистикой и рынком сбыта в Нижнем Новгороде. Наиболее известные иногородние производители из смежных регионов, поставляющие в нашу область качественную молочно- кисломолочную продукцию, — это «Ядринмолоко» (г. Ядрин, Чувашия), «Чебоксарский молочный завод»(Чебоксары), «Киржачский молочный завод»( Владимирская область) и т. д.
Кроме того, серьезную
конкуренцию на рынке классической
молочно-кисломолочной
В 2009 году на российском молочном рынке произошло два важных события из серии «слияния и поглощения», в результате которых два лидера российского рынка молочной продукции, компании «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк», имеющие ассортимент из 300 позиций, огромное количество брендов и предприятий в разных регионах страны, вошли в состав крупнейших иностранных корпораций.
В частности, «Вимм-Билль-Данн» вошла в состав знаменитой корпорации PepsiCo, занимающей второе место в мире по производству безалкогольных напитков, а компания «Юнимилк» перешла к одному из европейских лидеров по производству молочной продукции — французскому концерну Danone. Поэтому можно сказать, что теперь на полках нижегородских магазинов местные производители успешно конкурируют с гигантами мировой и европейской безалкогольно — молочной промышленности, выпускающими продукцию в соответствии с мировыми стандартами качества. В нашем регионе компанию «Вимм-Билль-Данн» представляет «Молочный комбинат «Нижегородский», а продукция «Юнимилк» попадает в нижегородские магазины с производственных линий «Молочного комбината «Владимирский» (Владимир).
2.3. Нетрадиционная молочная продукция
Если на нижегородском рынке классических молочных продуктов преобладает, в основном, продукция местных производителей, то на рынке «сложных», высокотехнологичных, кисломолочных продуктов функционального назначения традиционно заведуют производители национального и транснационального уровня. Именно они двигают вперед рынок функциональной кисломолочной био-продукции, первыми выпуская различные инновационные продукты, которые местным производителям, ввиду отсутствия соответствующего оборудования и технологий, воспроизвести довольно сложно. Конечно, местные производители тоже выпускают некоторые виды био-продуктов (особенно славятся в нашем регионе йогурты нижегородской компании «Гамми»), но не в таких масштабах, и не с таким рекламным бюджетом, как компании национального уровня.
Функциональные, кисломолочные продукты, обладающие теми или иными оздоровительными свойствами, являются особой гордостью производителей национального уровня, поскольку практически каждый из них по составу кисломолочных бактерий не имеет аналогов на рынке. Например, компания «Вимм-Билль-Данн» выпускает «сложную», функциональную, молочно- кисломолочную продукцию под марками «Био Макс» (обогащенные минералами и витаминами кефиры, Тан, молоко, густые и питьевые йогурты и творожные десерты) и «Иммунеле» (функциональный кисломолочный продукт для укрепления иммунитета и профилактики простудных заболеваний).
Объединенная компания «Danone-Юнимилк» выпускает серию функциональных кисломолочных продуктов под марками «Био Баланс», «Актимель», «Активиа», «Данакор». Каждый из этих продуктов не просто утоляет жажду, но и имеет определенные функционально-оздоровительные свойства (снижение уровня холестерина, очищение организма и т.д.). Так же, как и у традиционной молочной продукции, у модных, функциональных био-продуктов в нашем регионе есть своя, очень серьезно относящаяся к здоровому образу жизни и рекламе аудитория.
Представлена на нижегородском рынке и экзотическая для нашего региона молочно-кисломолочная продукция (козье молоко, кумыс, Тан, Айран на основе козьего молока и т.д.), которая также имеет функциональное, оздоровительное позиционирование и поставляется в нижегородские магазины как иногородними, так и местными производителями. С каждым годом такая продукция становится все более популярной и все менее экзотической. Поэтому такой традиционный кисломолочный армянский напиток, как «Тан», выпускают сейчас даже «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк». Но есть и компании, которые специализированно занимаются кисломолочной экзотикой.
Среди немногочисленных производителей подобной продукции наиболее известны на нижегородском рынке такие компании как «Лесная сказка» (Ярославская область) и «Продукт Чистая Линия» (Московская область). В ассортименте «Лесной сказки» представлены такие виды продукции, как «Тан», «Био-Тан» и «Айран», а компания «Продукт Чистая Линия» выпускает классический Тан, а также Тан с укропом и алоэ-вера на основе козьего молока.
Кроме того, компании «Продукт Чистая Линия», которой принадлежит собственная козоводческая ферма в Подмосковье, выпускает также козье молоко жирностью от 1, 5% до 4, 4%. Нужно отметить, что в последнее время интерес к козьему молоку, которым в древнегреческих мифах был вскормлен героический Зевс, значительно увеличился. Поэтому сейчас не только в супермаркетах и гипермаркетах, но и во многих магазинах формата «у дома» можно купить козье молоко различных производителей. Например, во многих нижегородских магазинах продается сейчас козье молоко различной жирности не только компании «Продукт Чистая Линия», но и известного французского концерна President.
2.4. Перспективы на молочном рынке Нижегородской области
В ближайшее время намечен целый ряд мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению молочной отрасли, что позволит местным производителям значительно повысить объемы производства и конкурентоспособность своей продукции.
Информация о работе Структура и механизм функционирования рынка