Структура и механизм функционирования рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития – от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР. Однако на сегодняшний день рынок – наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь – материальную заинтересованность в результатах их труда.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и функционирование рынка
1.1. Сущность рынка и его определение
1.2. Рыночные структуры в их взаимосвязях
1.3. Механизм функционирования рынка
1.4. Роль государства в рыночной экономике

Глава 2. Анализ рынка молочной продукции
2.1. Рынок молочной продукции в Нижегородской области
2.2. Анализ традиционной молочной продукции
2.3. Нетрадиционная молочная продукция
2.4. Перспективы на молочном рынке Нижегородской области

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

t (2).doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

На рынке  такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Основные методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен.

    Внешне монополистическая  конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие хотя ограниченной, но монопольной власти ведет к тому, что производство, осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

Олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).

Четкого количественного  критерия олигополии в виде числа  фирм нет, но обычно оно колеблется от трех до десяти. Олигополия, состоящая  из 3-4 фирм, называется "жесткой"; состоящая из 4—9 фирм, на долю которых приходится 70-80% рынка, называется "аморфной". Олигополия может существовать на рынке стандартизированной продукции (нефть, цемент) или на рынке дифференцированной продукции (автомобили, бытовая техника).

Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).

Фирмы, функционирующие  на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому что, как  и в случае чистой монополии, вхождение  в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

    Результаты  функционирования фирмы-олигополиста зависят не только от ее собственной политики, но и от решений ее конкурентов. Если одна фирма ("Кока-кола") снизит цену на свою продукцию, то другая фирма, функционирующая в этой отрасли ("Пепси-кола"), будет вынуждена также снизить цену своей продукции. Ценовая конкуренция среди олигополистов носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к соглашению о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.

Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. 

Помимо этих трех основных типов (моделей) существуют и другие модели рынка несовершенной  конкуренции.

- дуополия - рыночная  ситуация, при которой на рынке  функционирует лишь два производителя;

- монопсония - рынок,  на котором множеству продавцов  противостоит один покупатель;

- дуопсония  - рыночная структура, при которой  на рынке имеется лишь два  покупателя, но много продавцов;

- олигопсония  - рынок, на котором имеется  несколько покупателей, которым  противостоит множество продавцов.

 

 

 

 

 

1.3. Механизм функционирования рынка

Рынок всегда представляет отношения между двумя сторонами: со стороны производителя выступает продавец, со стороны потребителя - покупатель. Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами - законом спроса и законом предложения.

Спрос – это потребность покупателя, обеспеченная денежными ресурсами (платежеспособностью покупателя). Платежеспособный спрос означает, что потребитель не только желает, но и может купить определенный товар. Платежеспособность покупателя, как правило, ограничена. И перед ним возникает постоянный выбор, как удовлетворить многообразие своих потребностей при имеющейся платежеспособности.

Спрос проявляется  в действии рыночного экономического закона - закона спроса. Закон спроса выражает обратную зависимость между  ценой и покупаемым количеством  товаров. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него, и наоборот.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

- Уровень доходов в обществе;

- Размеры рынка;

- Мода, сезонность;

- Наличие товаров-субститутов (заменителей);

- Инфляционные ожидания

Предложение – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы, за определенный промежуток времени, при всех возможных ценах на этот товар.

Предложение характеризует  возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает  предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при  неизменных издержках на единицу  товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

  Неценовые  факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров  заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и  дотации.

6. Природные  условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Координацию же всех независимо принимаемых решений  осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм "наводит порядок в потенциальном хаосе" прежде всего через цены.

Цены выступают  сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут сверять свой выбор, преследуя частный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются в западной экономической литературе организующей силой.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно  необходимых товаров. Конкуренция  непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

Как у всякого  явления, у рынка есть свои преимущества и свои недостатки.

К преимуществам  рынка западные экономисты относят:

1. Эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства;

3. Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

4. Оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

5. Свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

6. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышения качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, фирмы стремятся расширять свой ассортимент, повышать качество, снижать  издержки и т. д. Если же в отраслях неправильно оценили спрос и  выпустили, скажем много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев.

Но рынок  имеет и негативные стороны:

1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

2. Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

3. Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например рыбных богатств океана);

4. В условиях рынка порою игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений. Примером тому служит длительное применение пестицида ДДТ;

5. Не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т. д.);

6. Не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Индивидуумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

7. Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

8. Рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;

9. Подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.

Решение перечисленных  выше задач берет на себя государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Роль государства в рыночной экономике

Государство является основным институтом экономической  и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки:

Во-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов

Во-вторых, это — монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур

В-третьих, это — монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о “нерыночном” происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции, другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства

В-четвертых, государство является регулирующим субъектом

Роль государства  в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая  порождена постоянными изменениями  в экономике, требующими соответствующих  модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции:

- Правовая

- Воспроизводственно-технологическая

- Защита конкуренции

- Стабилизационная

- Прогностическая

- Регулирующая

Правовая функция  представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между  субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая  функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий  для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и в виду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

Информация о работе Структура и механизм функционирования рынка