Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 23:37, реферат
Финансы представляют собой экономическую категорию, существу¬ющую в различных общественно-экономических формациях. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются эко-номическим строем общества, природой и функциями государства.
Финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенно¬стями формирования и использования фондов денежных средств, раз¬личной ролью в общественном воспроизводстве
3. Принцип самофинансирования озн
4. Принцип материальной
5. Разграничение средств основной деятельности и инвестиционной деятельности означает, что оборотные и другие средства, закрепленные за основной деятельностью, не могут быть использованы предприятием на нужды капитального строительства, и наоборот.
6. Важным является деление источников финансирования оборотных средств на собственные и заемные. К собственным относятся средства, закрепленные за предприятием в бессрочное пользование. Заемные средства - это в основном банковские кредиты, которые предоставляются предприятию на относительно небольшой срок на определенную цель под проценты. Сочетание собственных и заемных средств позволяет предприятию более рационально использовать оборотные средства. Полная сохранность оборотных средств - необходимое условие непрерывности их оборачиваемости. Предприятие обязано обеспечивать сохранность, рациональное использование и ускорение оборачиваемости оборотных средств.
7. Принцип формирования
8. Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Ранее уже было отмечено, что финансы предприятий выполняют контрольную функцию, поскольку данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность – финансовый контроль.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают несколько видов контроля:
Общегосударственный
(вневедомственный контроль) осуществляют органы государственной
власти и управления. В РФ этот вид контроля
осуществляют высшие органы государственной
власти и управления – Федеральное Собрание
и его две палаты – Государственная Дума
и Совет Федерации. Федеральное Собрание
РФ образует Счетную палату как постоянно
действующий орган государственного финансового
контроля.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах. При министерстве создано Федеральное казначейство Министерства финансов РФ.
Весьма эффективен контроль, проводимый Министерством налоговой службы. Главной задачей этой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты. Налоговые инспекции – это органы оперативного финансового контроля. Они наделяются широкими правами. Налоговые инспекции осуществляют проверку налоговой документации, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые вменяются в обязанность налогоплательщикам различных уровней, в том числе предприятиям, учреждениям и организациям.
Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверку финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предпринимательских фирм, в первую очередь финансовый отдел или финансовый департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Основная задача внутрихозяйственного контроля – это внутренний аудит, проверки по поручению руководства фирмы. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно и должен охватывать все участки хозяйственной деятельности фирмы, носить предметный характер и быть результативным.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы (службы), а также отдельные аудиторы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов, в том числе и предпринимательских фирм. Основные цели внешнего аудита: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия их законодательным и нормативным актам, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности и в заключение – разработка рекомендаций по совершенствованию, упорядочению финансово-хозяйственной деятельности, налогового планирования, финансовой стратегии.
1.4. Финансовые ресурсы предприятия
Как правило, при широком использовании в экономической науке и на практике термин «финансовые ресурсы» понимают как денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, используемые для покрытия затрат и образования различных фондов и резервов.
Однако денежные средства – это более широкое понятие, чем финансовые ресурсы, составляющие только часть денежных средств.
Чтобы дать определение финансовых ресурсов, необходимо, во-первых, рассматривать финансы как составную часть производственных отношений, во-вторых, следует учитывать, что финансовые ресурсы создаются и используются в процессе реализации финансовых отношений, и, в-третьих, само понятие ресурсы необходимо рассматривать как запасы (в т.ч. в денежной форме), которые могут быть использованы на определенные цели.
Таким образом, можно сказать, что финансовые, ресурсы – это денежные средства, аккумулируемые в фондах целевого назначения для осуществления определенных затрат.
Исходя из этого, можно сформулировать общее определение финансовых ресурсов и, в частности, финансовых ресурсов предприятий.
Финансовые ресурсы в масштабе государства – это централизованные и децентрализованные денежные фонды целевого назначения, которые формируются в процессе распределения и перераспределения национального богатства, валового внутреннего продукта и национального дохода и предназначены для использования в целях социально-экономического развития общества.
Централизованные денежные фонды государства представляют собой общегосударственные финансовые ресурсы. Ведущее место в системе общегосударственных финансовых ресурсов занимает государственный бюджет, с помощью которого государство выполняет свои функции. Кроме государственного бюджета к системе общегосударственных финансовых ресурсов относятся общегосударственные целевые фонды и фонды социального страхования, другие внебюджетные фонды специального назначения.
К элементам общегосударственных финансовых ресурсов следует относить также наличную и безналичную (кредитную) эмиссию денег, которую проводит государство через центральный банк для финансирования дефицита государственного бюджета и открытие кредитных линий для развития народного хозяйства страны. К общегосударственным финансовым ресурсам также относятся иностранные кредиты и займы.
К региональным финансовым ресурсам можно отнести местные бюджеты и другие централизованные фонды регионального значения.
Децентрализованные фонды денежных средств представляют собой финансовые ресурсы предприятий, объединений и отраслей народного хозяйства страны.
Финансовые ресурсы предприятий – это денежные фонды целевого назначения, которые формируются в процессе распределения и перераспределения национального богатства, валового внутреннего продукта, национального дохода и используются для осуществления уставных целей предприятия.
В современных условиях проблема эффективного использования финансовых ресурсов является весьма актуальной; так как постоянный дефицит как централизованных, так и децентрализованных финансовых ресурсов приводит к нарушениям нормального функционирования предприятий, организаций, отраслей и в целом народного хозяйства.
Понятие эффективного использования финансовых ресурсов, как и любых других видов ресурсов (материальных, трудовых, природных) включает в себя сопоставление количества и качества израсходованных ресурсов с количественным и качественным выражением достигнутых результатов.
Однако следует отметить, что эффективность использования финансовых ресурсов непосредственно связана с эффективным использованием материальных, трудовых и других видов ресурсов. Так, снижение материалоемкости продукции, т.е. выпуск большего количества продукции без увеличения объема используемого для этого сырья и материалов, ведет к экономии финансовых ресурсов. Уменьшение затрат живого труда на единицу продукции означает рост эффективности использования трудовых ресурсов, что также ведет к экономии финансовых ресурсов через рост денежных накоплений и уменьшение потребностей предприятия в дополнительных денежных средствах.
Однако понятие, эффективное использование финансовых ресурсов, имеет и самостоятельное значение. Это понятие отражает не только результат использования материально-сырьевых, трудовых ресурсов, но и раскрывает определенные экономические отношения, свойственные категории финансов. Так, используя распределительную функцию финансов, предприятия через принципы распределения финансовых ресурсов достигают оптимального режима функционирования в рыночной экономике.
Эффективность использования финансовых ресурсов можно оценивать с помощью сопоставления достигнутых результатов деятельности (например, прибыли) с суммой финансовых ресурсов, которые были в распоряжении предприятия за соответствующий период.
Однако не всегда результат хозяйственной деятельности зависит только от эффективного использования финансовых ресурсов. Так, оптимально распределив и использовав финансовые ресурсы предприятие может нести убытки в результате снижения трудовой дисциплины, нарушения технологии производства, перерасхода материалов, сырья и других причин. Поэтому, для того чтобы более детально рассмотреть проблему эффективного использования финансовых ресурсов, необходимо оценить эффективность использования всех составных частей, которые формируют в целом финансовые ресурсы предприятия.
Основным источником формирования финансовых ресурсов на общегосударственном уровне является национальный доход, а на уровне субъекта хозяйствования – валовой доход и амортизация как часть национального богатства, используемая на инвестиции. Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется на двух уровнях: в масштабах страны и на каждом предприятии.
Величина и структура источников формирования финансовых ресурсов в масштабах страны определяют возможности: расширенного воспроизводства народного хозяйства страны, повышения уровня жизни членов общества, роста доходов государственного бюджета.
Размер финансовых ресурсов, формируемых на уровне предприятия, определяет возможности: осуществления необходимых капитальных вложений; увеличения оборотных средств; выполнения всех финансовых обязательств; обеспечения потребностей социального характера и т. д.
Структура финансовых ресурсов определяется источниками их поступления.
На общегосударственном уровне основными источниками поступления, определяющими структуру финансовых ресурсов, являются налоги, сборы и другие обязательные платежи, доходы государственных предприятий и объединений, а также доходы государства от внешнеэкономической деятельности при условии достаточно эффективной ее организации. Частично финансовые ресурсы могут формироваться за счет национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот. Возможно также формирование финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств как из внутренних источников, так и из внешних источников (других государств).
На уровне предприятия структура финансовых ресурсов в основном определяется собственными и привлеченными источниками на разных уровнях, мобилизируемые на финансовом рынке и поступающие в порядке распределения.