Сущность и функции финансов организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 23:37, реферат

Краткое описание

Финансы представляют собой экономическую категорию, существу¬ющую в различных общественно-экономических формациях. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются эко-номическим строем общества, природой и функциями государства.
Финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенно¬стями формирования и использования фондов денежных средств, раз¬личной ролью в общественном воспроизводстве

Вложенные файлы: 1 файл

ЛК 1.docx

— 97.03 Кб (Скачать файл)

3. Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70 и более процентов. Но общий объем собственных денежных средств предприятий недостаточен для осуществления серьезных инвестиционных программ. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают ассигнования из бюджета на разных условиях.

4. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства.

5.  Разграничение   средств   основной   деятельности   и   инвестиционной деятельности означает, что оборотные  и  другие  средства,  закрепленные  за основной деятельностью, не могут быть  использованы  предприятием  на  нужды капитального строительства, и наоборот.

6. Важным является деление источников финансирования оборотных средств на собственные и заемные. К собственным  относятся  средства,  закрепленные  за предприятием в бессрочное пользование. Заемные средства  -  это  в  основном банковские кредиты,  которые  предоставляются  предприятию  на  относительно небольшой срок на определенную цель под проценты.  Сочетание  собственных  и заемных  средств  позволяет  предприятию  более   рационально   использовать оборотные средства.  Полная  сохранность  оборотных  средств  -  необходимое условие непрерывности их оборачиваемости. Предприятие  обязано  обеспечивать сохранность,  рациональное   использование   и   ускорение   оборачиваемости оборотных средств.

7. Принцип формирования финансовых  резервов связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. Финансовые резервы могут формироваться предпринимательскими фирмами всех организационно-правовых форм из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей. Следует отметить, что денежные средства, направляемые в резервные фонды, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости легко могли быть превращены в наличный капитал.

8. Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Ранее уже было отмечено, что финансы предприятий выполняют контрольную функцию, поскольку данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность – финансовый контроль.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают несколько видов контроля:

Общегосударственный (вневедомственный контроль) осуществляют органы государственной власти и управления. В РФ этот вид контроля осуществляют высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.                               

Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах. При министерстве создано Федеральное казначейство Министерства финансов РФ.

Весьма эффективен контроль, проводимый Министерством налоговой службы. Главной задачей этой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты. Налоговые инспекции – это органы оперативного финансового контроля. Они наделяются широкими правами. Налоговые инспекции осуществляют проверку налоговой документации, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые вменяются в обязанность налогоплательщикам различных уровней, в том числе предприятиям, учреждениям и организациям.

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверку финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предпринимательских фирм, в первую очередь финансовый отдел или финансовый департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Основная задача внутрихозяйственного контроля – это внутренний аудит, проверки по поручению руководства фирмы. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно и должен охватывать все участки хозяйственной деятельности фирмы, носить предметный характер и быть результативным.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы (службы), а также отдельные аудиторы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов, в том числе и предпринимательских фирм. Основные цели внешнего аудита: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия их законодательным и нормативным актам, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности и в заключение – разработка рекомендаций по совершенствованию, упорядочению финансово-хозяйственной деятельности, налогового планирования, финансовой стратегии.

 

 

1.4. Финансовые ресурсы  предприятия

 

Как правило, при широком использовании в экономической науке и на практике термин «финансовые ресурсы» понимают как денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, используемые для покрытия  затрат и образования различных фондов и резервов.

Однако денежные средства – это более широкое понятие, чем финансовые ресурсы, составляющие только часть денежных средств.

Чтобы дать определение финансовых ресурсов, необходимо, во-первых, рассматривать финансы как составную часть производственных  отношений, во-вторых, следует учитывать, что финансовые ресурсы создаются и используются в процессе реализации  финансовых отношений, и, в-третьих, само понятие ресурсы необходимо рассматривать как запасы (в  т.ч. в  денежной  форме), которые могут быть использованы на определенные цели.

Таким образом, можно сказать, что финансовые, ресурсы –  это денежные средства, аккумулируемые в фондах  целевого назначения для осуществления определенных затрат.

Исходя из этого, можно сформулировать общее определение финансовых ресурсов и, в частности, финансовых ресурсов предприятий.

Финансовые ресурсы в масштабе государства – это централизованные и децентрализованные денежные фонды целевого назначения, которые формируются в процессе распределения и перераспределения национального богатства, валового внутреннего продукта и национального дохода и предназначены для использования в целях социально-экономического развития общества.

Централизованные денежные фонды государства представляют собой общегосударственные финансовые ресурсы. Ведущее место в системе общегосударственных финансовых ресурсов занимает государственный  бюджет,  с помощью которого государство выполняет свои функции. Кроме  государственного бюджета  к  системе  общегосударственных финансовых ресурсов относятся общегосударственные целевые фонды и фонды социального страхования, другие внебюджетные фонды специального назначения.

К элементам общегосударственных финансовых ресурсов следует относить также наличную и безналичную (кредитную) эмиссию денег, которую проводит государство через центральный банк для финансирования дефицита государственного бюджета и открытие кредитных линий для  развития  народного хозяйства страны. К общегосударственным финансовым ресурсам также относятся  иностранные кредиты и займы.

К региональным финансовым ресурсам можно отнести  местные бюджеты  и другие централизованные фонды регионального значения.

Децентрализованные фонды денежных средств представляют собой финансовые ресурсы предприятий, объединений и отраслей  народного  хозяйства страны.

Финансовые ресурсы предприятий – это денежные фонды целевого назначения,    которые формируются в процессе распределения и перераспределения национального богатства, валового внутреннего продукта, национального дохода и используются для осуществления  уставных целей предприятия.

В современных условиях проблема эффективного использования финансовых ресурсов является весьма актуальной; так как постоянный дефицит как централизованных, так и децентрализованных финансовых  ресурсов приводит к нарушениям нормального функционирования предприятий, организаций, отраслей и в целом народного хозяйства.

Понятие эффективного использования финансовых ресурсов, как и любых других видов ресурсов (материальных, трудовых, природных) включает в себя сопоставление   количества и качества израсходованных ресурсов с количественным и качественным выражением достигнутых результатов.

Однако следует отметить, что эффективность использования  финансовых ресурсов непосредственно связана с эффективным использованием  материальных, трудовых и других видов ресурсов. Так, снижение материалоемкости продукции, т.е. выпуск большего  количества продукции без увеличения объема используемого для этого сырья и материалов, ведет к экономии финансовых ресурсов. Уменьшение затрат живого труда на единицу продукции означает рост эффективности использования трудовых ресурсов, что также  ведет к  экономии финансовых  ресурсов через рост денежных накоплений и  уменьшение потребностей предприятия в дополнительных денежных средствах.

Однако понятие, эффективное использование финансовых ресурсов, имеет и самостоятельное значение. Это понятие отражает не только результат использования материально-сырьевых, трудовых ресурсов, но и раскрывает определенные экономические отношения, свойственные категории финансов. Так, используя распределительную функцию  финансов, предприятия через принципы распределения финансовых ресурсов достигают  оптимального режима функционирования в рыночной экономике.

Эффективность использования финансовых ресурсов можно оценивать с помощью сопоставления достигнутых результатов деятельности (например, прибыли) с суммой финансовых  ресурсов, которые были в распоряжении предприятия за соответствующий период.

Однако не всегда результат хозяйственной деятельности  зависит только от  эффективного использования финансовых ресурсов. Так, оптимально распределив и использовав финансовые ресурсы предприятие может нести  убытки в результате снижения трудовой дисциплины, нарушения технологии производства, перерасхода материалов, сырья и других  причин. Поэтому, для того чтобы более детально рассмотреть проблему эффективного использования финансовых ресурсов, необходимо оценить эффективность использования всех составных частей, которые формируют в целом финансовые ресурсы предприятия.

Основным источником формирования финансовых ресурсов на общегосударственном уровне является национальный доход, а на уровне субъекта  хозяйствования – валовой доход и амортизация как часть национального богатства, используемая на инвестиции. Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется на  двух уровнях: в масштабах страны и на каждом предприятии.

Величина и структура источников формирования финансовых  ресурсов  в масштабах страны определяют возможности: расширенного воспроизводства  народного хозяйства страны, повышения уровня жизни членов общества, роста доходов государственного бюджета.

Размер финансовых  ресурсов, формируемых  на уровне предприятия, определяет  возможности: осуществления  необходимых  капитальных  вложений; увеличения  оборотных  средств;  выполнения  всех  финансовых  обязательств; обеспечения потребностей социального характера и т. д.

Структура финансовых ресурсов определяется источниками их поступления.

На общегосударственном уровне основными источниками поступления, определяющими структуру финансовых  ресурсов, являются налоги, сборы и другие обязательные платежи, доходы государственных предприятий и объединений, а также доходы государства от внешнеэкономической  деятельности при условии  достаточно эффективной  ее  организации. Частично  финансовые ресурсы могут формироваться за счет национального богатства, вовлекаемого  в хозяйственный оборот. Возможно также формирование финансовых  ресурсов  за счет заемных и привлеченных средств как из внутренних источников, так и из внешних источников (других государств).

На  уровне предприятия  структура финансовых  ресурсов в основном определяется собственными и привлеченными источниками на разных уровнях, мобилизируемые на финансовом рынке и поступающие в порядке распределения.

Информация о работе Сущность и функции финансов организаций