Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа
Первый (основной) принцип на которым основываеться Земельный кодекс РФ и иные акты земельного законодательства гласит следующее: «Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.»
Однако, несмотря на принятую
государством законодательную базу
в области регулирования
2.3 Особенности земельного рынка в России
Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, в нынешних условиях граждане России считают, что самый надежный способ вложения и хранения денег - покупка недвижимости. В последнее время, на фоне падения акций сырьевых компаний, снижения стоимости нефти и золота земля остается наиболее надежным инструментом вложения средств, так как она, как ограниченный ресурс, не может обесцениться - больше ее не станет, а необходимость не отпадет никогда. Кто владеет землёй и сохраняет её в своих руках, тот будет богат в будущем, даже если он беден сейчас.
В Российской Федерации общая площадь земельных участков, вовлеченных в рыночный оборот (сделки по аренде, купле-продаже, дарению, наследованию, залогу), составила около 4% от земельного фонда.
В настоящее время, наиболее распространенной формой (свыше 90%) земельных отношений в России является предоставление земли в аренду; в основном государственной и муниципальной. Доля же проданной и купленной земли, находящейся в частной, государственной или муниципальной собственности, составила 0,006 % от общего количества земель Российской Федерации.
В основном, активный рыночный
оборот земли происходит вокруг больших
населенных пунктов и на прилегающих
к ним территориях, где земля
востребована под организацию
Так как земли этой категории
давно распределены и имеют своих
собственников, то активизировалась скупка
земель сельскохозяйственного
Для инвестора выгодно
приобретать
Уже сейчас в России имеется
с десяток землевладельцев (крупные
инвестиционные компании, агропромышленные
холдинги, частные собственники), владеющие
от 300 до 500 тыс. га земли. Например, агрохолдинг
«Продимекс» распоряжается 570 тыс. га.
Причем это наиболее плодородные
и удачно расположенные земли
в Краснодарском крае и Центральном
Черноземье, использование которых
непосредственно в
Заинтересованность в
российской земле проявляют и
многочисленные иностранные компании.
И хотя Российский Земельный кодекс
запрещает владеть землями
Инвестиционная
Крупный капитал вкладывает в землю средства не для того, чтобы развивать сельское хозяйство, а чтобы сберечь и приумножить свои сбережения, спекулятивно на них выиграть. Несмотря на развивающуюся законодательную базу, рынок земли в России пока имеет тенденции монопольного спекулятивного рынка.
По словам заместителя председателя Российского земельного союза (РЗС) А. Белякова «…практически повсеместно в РФ происходит процесс незаконной массовой скупки земельных участков. Миллионы гектар земель различного назначения уже обрели новых хозяев, которые скупая огромные земельные массивы, прежде всего особо ценных земель, видят в них источник получения сверхприбылей от многократного роста стоимости земли…». [8].
Анализ видов использования
земельных участков, находящихся
в частной собственности
Что касается мелкого землевладельца
или частного предпринимателя, то только
последние лет пять приходит осмысление
того, что земля является ценностью
и основой дальнейшего
Начиная с середины 90-х
годов прошлого века, когда с целью
«повышения эффективности использования
земли», находящиеся у
Первый заместитель
Однако создавшуюся ситуацию нельзя объяснять только «пассивностью» потенциальных собственников. Процесс выделения земельных паев является для владельцев делом достаточно сложным. Причинами этого является.
• Неоднозначное толкование принятых законов.
• Низкая степень информированности населения и его «правовая безграмотность» в вопросах владения, распоряжения и пользования землей.
• Высокая стоимость кадастровых работ, так как их проводят частные компании по рыночным ценам. По данным Минсельхоза землеустроительные работы и постановка на кадастровый учет 1 га сельхозземель обходятся от 500 до 1500 рублей в зависимости от способа межевания.
Таким образом, стать полноправным распорядителем своего участка земли мелкому землевладельцу весьма проблематично. Даже если это произойдет, то, поскольку вопрос о местоположении выделяемого участка фактически решается руководителем местной администрации, полученный в собственность участок может не быть в перечне земель, пользующихся спросом. Увеличить стоимость полученной земли можно было бы, сменив ее целевое назначение, однако мелкому собственнику это не по силам.
Если же мелкий собственник захочет заняться сельским хозяйством, то, имеющийся у него избыток земли (большинство долей превышают размер, необходимый для рентабельности хозяйства – 3…7 га) трудно будет продать или использовать в качестве залога; с целью получить дополнительные средства для повышения эффективности производства.
В результате, мелкие собственники земли и владельцы земельных долей вынуждены продавать (уступать права собственности) крупным земельным монополистам по предлагаемым им ценам. Обычно инвесторы, с ведома местных администраций, скупают паи по цене от 500 до 15000 рублей за 1 га при их кадастровой цене не менее 40 – 50 тыс. рублей.
Вполне возможным
2.4 Проблемы развития российского земельного рынка .
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в качестве основного собственника, формирующего предложение на российском земельном рынке, выступает государство в лице региональных и муниципальных администраций. А спрос, на первичном рынке, предъявляется, в основном, со стороны крупных инвесторов. Да и то лишь на земельные участки, предназначенные для строительства в крупных городах или обладающие производственным и рекреационным потенциалом( общая площадь которых составляет менее 2% территории страны). Это не удивительно, так как современное крупное российское предпринимательство имеет сырьевую ориентацию и не нуждается в значительных дополнительных территориальных площадях и земельных ресурсах.
В результате имеет место
диспропорция между спросом и
предложением земли. В большинстве
случаев предложение превышает
спрос; за исключением, пожалуй, земель
вокруг крупных городов, где цена
определяется рынком. Несовершенство
рыночного механизма и
Цены на продаваемые земли
устанавливаются органами государственной
власти и местного самоуправления,
которые руководствуются
Земельный налог же рассчитывается
в процентах от кадастровой стоимости
участка, которая призвана, в том
числе, назначать объективную
Таким образом, в соответствии с российским законодательством, конечная нормативная цена выкупа земли, стоимость аренды, кадастровая стоимость земли (фактически - цена предложения) ориентируются на рыночную цену. Эти цены определяются органами государственной и местной власти на основе анализа совершенных сделок по ее купле-продаже.
Однако информация о ценах
на землю, определенная в договорах
купли-продажи земельных
В результате, отсутствие достоверной
информации о ценах сделок с землей,
деятельность бюрократического аппарата,
который стремиться извлечь ренту
из административного ресурса
Поэтому, отсутствие реальной стоимости земли приводит к тому, что с одной стороны, мелкий землевладелец не может продать или заложить земельный участок, а с другой стороны, малым предприятиям сложно (и даже невозможно) конкурировать на аукционах по продаже государственных (муниципальных) земель с крупным бизнесом. Это препятствует конкуренции, увеличивает концентрацию на рынке и степень его монополизации.
Информация о работе Сущность, функции, особенности рынка земли