Сущность, функции, особенности рынка земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Первый (основной) принцип на которым основываеться Земельный кодекс РФ и иные акты земельного законодательства гласит следующее: «Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.»

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая текст.docx

— 137.04 Кб (Скачать файл)

Положение усугубляется низким уровнем развития инфраструктуры земельного рынка, высоким уровнем коррупции, сложностью процедур предоставления, оформления, регистрации и защиты прав на земельный участок.

Анализируя развитие российского  земельного рынка, возникают сомнения относительно того - сможет ли, в сложившейся  ситуации, рынок земли в России распределить земельные участки  в руках наиболее рациональных и эффективных собственников.

Однако, хаотичное развитие земельного рынка в России, похоже, полностью перестало устраивать государство. Последней каплей стали  скандалы с аукционами по распродаже за бесценок прав аренды федеральных  лесов в пользующихся наибольшим спросом районах Подмосковья. В  итоге были временно запрещены любые операции с федеральной землей и тем, что на ней расположено.

Для увеличения количества рыночных субъектов, необходимого для  развития конкурентного рынка, ориентированного на вовлечение земли в хозяйственную  деятельность, на государственном уровне принято ряд мер. С целью упрощения  процесса закрепления прав собственности  и объективной оценки земельных  ресурсов в марте 2009 года была создана  единая Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, которая  ведает всеми вопросами регистрации  прав и учета недвижимости. С 1 января 2010 года в стране начили работать так называемые кадастровые инженеры, которые  занимаются как обмером земли, так и постройками, то есть заменят землемеров и сотрудников БТИ.  Совершенствуется инфраструктура рынка. Созданы и функционирую ОАО "Росагролизинг" и ОАО "Россельхозбанк", обеспечивающие земельных производителей кредитами.

Глава 3

Анализ проблем земельного рынка в России и возможные  методы их решения

 

Последующее государственное  регулирование рынка земли должно быть направлено на совершенствование  правового обеспечения земельных  отношений, дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры, обеспечение субъектов  рынка объективной информацией, стимулирование поведения его участников.

Например, на организацию  и правовую поддержку ресурсного рынка, который позволит свести вместе субъектов земельных отношений, что повысит эластичности спроса и предложения и обеспечит  эффективное ценообразование.

Для развития добросовестной конкуренции, необходима кредитная  и финансовая поддержка малого и  среднего бизнеса, не имеющего достаточного объема собственных средств на приобретение земельных участков и ориентированного на долгосрочное использование земельного ресурса и инвестирующего капиталы в мероприятия по сохранению его  полезных потребительских свойств.

В связи с этим представляется необходимым узаконить льготы по земельному налогу, активизировать предоставление ссуд на приобретение земельных участков, а также дотаций на осуществление  хозяйственной деятельности, разработать  и реализовать федеральные целевые  программы повышения плодородия почв, строительства дорог, мелиоративных  систем и т.п.

 

Заключение

    

    Земля должна  принадлежать тому, кто на ней  работает. Как ни парадоксально  это звучит, но сегодня, в наших  условиях, нет другого способа,  реализовать этот справедливый  принцип, кроме частной собственности  на землю. Впрочем, дело не  в самой частной собственности,  а в тех правовых нормах, в  которых она вводится  и   развивается. Частная собственность  на землю - это меч обоюдоострый. Если не принять надежных ограничительных  мер, не направить процессы  в нужное русло, все может  закончиться криминальной скупкой  земли чиновниками и богатыми  людьми, "освобождением" крестьян  от земли и превращением в  батраков и рабов, обслуживающих новых помещиков и земельных баронов. К сожалению, не действующая власть не оппозиция, обращая внимание на земельный рынок, не отдают должного значения вопросу собственности. А надо ввести частную собственность на землю, но сделать это так, чтобы выиграл от этого только тот, кто работает на земле. Человек должен обладать правом собственности на землю, правом пользования,  владения  и  распоряжения ей. Только в этом случае он может использовать землю так, как он хочет: свободно продавать и покупать, не испрашивая разрешения от чиновника, дарить и завещать по наследству, брать кредиты под залог земли. В этом и состоит свобода собственника. Эта экономическая свобода необходима для постоянного повышения эффективности производства за счет автоматической регуляции рынка, за счет свободной конкуренции. В то же время, земля - это всенародное достояние. Она не создана ни трудом, ни капиталом. Она дана природой. Она принадлежит всем, живущим на Земле, в стране в равной мере. И здесь возникает  противоречия. Разрешимо ли оно? Да. Частная собственность на землю - это лишь способ использования земли. Она может служить и крупным земельным владельцам и трудовому крестьянству.

  Описанные механизмы   земельных отношений дают возможность  поднять сельское хозяйство, но  это только возможность. Мало  убрать барьеры перед его развитием,  надо еще реализовать и механизм  этого развития. Надо решить и  следующую задачу: создать и запустить  механизм землепользования.

  После того, как в  стране будут установлены целесообразные  и справедливые земельные отношения,  автоматически возникнет задача  разумной организации землепользования. Решение этой главной задачи  даст возможность преодолеть  кризис в аграрном секторе.  Наше сельское хозяйство отстало  не сегодня. Задавленное коммунистическим  режимом, оно не развивалось,остоваясь неизменным на протяжении многих десятилетий. Смена политического режима и разруха 90-х годов также оказали влияние на проблемы землепользования. Подъем гибнущего сельского хозяйства - это сложная, трудная задача, но ее надо решать. Задача государства не в том, чтобы силой, принудительно ломать и менять систему землепользования, а в том, чтобы создать условия для естественного становления эффективного, выгодного земельного рынка. Пусть российский «крестьянин» сам выберет путь, надо лишь помочь ему, проложить дорогу. Для того чтобы   уже сейчас создать цивилизованный рынок земли, у государства, у общества сегодня мало сил и средств. В то же время постепенное эволюционное развитие - дело бесперспективное. С финансовыми ресурсами, которые  мы можем  сегодня на это выделить, нечего и думать о том, чтобы "догнать и перегнать" Запад...

   Выход мне кажется  таким: спроектировать и создать в каждом регионе ассоциацию; группу фермерских хозяйств, отвечающих последним достижениям науки, техники, агротехники, технологии, организации. Этим хозяйствам, готовым к конкурентному товарному производству. Пусть они растут и развиваются при поддержке государства. Пусть полученная прибыль пойдет на расширение числа таких хозяйств, на становление и развитие  аграрного сектора страны и на улучшение всеобщего благосостояния.

 

 

 

 

Список литературы

1. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с

3. Седов В.В.Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учеб. Пособие. ЧГУ, Челябинск, 2002.

4. Нуреев  Р.М. Курс микроэкономики. Издательство «НОРМА» Москва, 2005.

5. Маршалл А. Принципы экономической науки. –М: Прогресс, 1993. с. 137.

6. Борисов Э.Ф. Экономическая теория. Учебник. 3 издание. Москва,АЙТ, 2005.

7. Информационное агентство ИТАР-ТАСС. Новости. http://www.itar-tass.com.

8. Российский земельный союз. Новости. http://www.zemso.ru.

9. Горемыкин В. А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КГ», 2005

10. Российский статистический  ежегодник 2011.

 

 

 

Приложения

Рис. 1. Совокупный спрос на землю.[4.стр.331]

Рис. 2. Предложение земли.[4.стр.330]

 

 

 

Таблица 1.ЗЕМЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ1) 
(на начало года)

 

2001

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

 

2001

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего земель,

               

поверхностные

               

млн. га

1709,8

1709,8

1709,8

1709,8

1709,8

1709,8

1709,8

1709,8

воды, включая

               

в том числе:

               

болота 

               

сельскохозяйствен-

               

млн. га

219,0

225,2

225,1

225,0

225,0

225,0

225,0

225,1

ные угодья

               

в процентах от

               

млн. га

221,1

220,7

220,7

220,6

220,6

220,5

220,5

220,4

общей площади

12,8

13,2

13,2

13,2

13,2

13,2

13,2

13,2

в процентах от

               

другие земли

               

общей площади

12,9

12,9

12,9

12,9

12,9

12,9

12,9

12,9

млн. га

398,2

393,4

393,4

393,4

393,4

393,5

393,5

393,3

лесные земли

               

в процентах от

               

млн. га

871,5

870,5

870,6

870,8

870,8

870,8

870,8

871,0

общей площади

23,3

23,0

23,0

23,0

23,0

23,0

23,0

23,0

в процентах от

                                 

общей площади

51,0

50,9

50,9

50,9

50,9

50,9

50,9

50,9

                 

 

1) По данным Росреестра.

 

Диаграмма 1.

 


Информация о работе Сущность, функции, особенности рынка земли