Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:48, реферат
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Введение…………………………………………………….………….........4
Понятия и функции налогов……………………………….………….…5-8
Классификация налогов………………………………………..………..9-12
Объекты налогообложения. Способы взимания налогов…………..13-14
Структура налоговой системы Российской Федерации……………..15-16
Справедливость как базовая категория налогообложения…………17-23
Сравнительная характеристика налоговых систем России и
стран Запада………………………………………………………….…
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………..
Сфера действия налогов и налоговая справедливость
Реферат
На тему: «Сфера действия
налогов и налоговая
Содержание:
Введение…………………………………………………….…
Понятия и функции налогов……………………………….………….…5-8
Классификация налогов………………………………………..………..
Объекты налогообложения. Способы взимания налогов…………..13-14
Структура налоговой системы Российской Федерации……………..15-16
Справедливость как базовая категория налогообложения…………17-23
Сравнительная характеристика налоговых систем России и
стран Запада………………………………………………………….…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги — необходимое звено экономических отношения в обществе с момента возникновения государства. В современной цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.
Налоги и сборы являются
сердцевиной существования
Цель данной работы — дать углубленное представление об основах налогообложения, о нологовой системе России и действующей совокупности налогов и сборов, налоговой справедливости.
Понятие и функции налогов.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.
Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.
Доктринальные определения налога:
Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».
И. И. Янжул «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».
Николай Тургенев (русский экономист): «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».
А. А. Исаев: «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».
А. А. Соколов: «Под налогом
нужно разуметь принудительный сбор,
взимаемый государственной
Мюррей Ротбард: «..Налогообложение — это попросту чистое воровство, и воровство это — поразительных масштабов, с которыми ни один преступник и не сравнится. Это принудительное изъятие собственности жителей или поданных государства».
Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.
Реализация общественного предназначения налогов воплощается в налоговой системе любой страны, разрабатываемой с учетом базовых правил и положений теории налогообложения. Эти правила и положения образуют совокупность принципов налогообложения, определяющих направленность налоговой политики и закладываемых в фундамент построения налоговой системы. Таким образом, принципы налогообложения – это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения. Следовательно, можно утверждать, что принципы налогообложения – это принципы построения налоговой системы.
Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства. Отсюда возникают главные функции налогов:
Классификация налогов
Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся.
Классификация налогов – это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер, применяемый ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
1. Классификация по степени переложения, разделяющая налоги на прямые и косвенные, - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.
Прямые налоги – это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ ( налог с доходов физического лица), ЕСН (единый социальный налог), на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.
Косвенные налоги – это успешно переложимые налоги, взимаемые в
процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара при их реализации с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.
2. Классификация налогов по объекту обложения – классификация, согласно которой можно разграничить налоги: с имущества, с доходов, с потребления, с использования ресурсов.
Налоги с имущества – это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже.
Налоги с дохода – это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика.
Налоги с потребления – это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров, подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными – все товары, за отдельным исключением, например НДС, а монопольными – производство и реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства.
Налоги с использованием ресурсов (рентные) – это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связанны в большинстве случаев с образованием и получением ренты.
3. Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанных, является также достаточно распространенной.
4. Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению».
5. Классификация по применяемой ставке, подразделяют налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.
Налоги с процентными ставками – это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения.
В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (не зависят от величины облагаемого дохода)
В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения. То есть, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.
В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения. Т.е. , при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, растет, если доход уменьшается.
Информация о работе Сфера действия налогов и налоговая справедливость