Сфера действия налогов и налоговая справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:48, реферат

Краткое описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………….………….........4

Понятия и функции налогов……………………………….………….…5-8

Классификация налогов………………………………………..………..9-12

Объекты налогообложения. Способы взимания налогов…………..13-14

Структура налоговой системы Российской Федерации……………..15-16

Справедливость как базовая категория налогообложения…………17-23

Сравнительная характеристика налоговых систем России и

стран Запада………………………………………………………….…

Заключение……………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

реферат2.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Сфера действия налогов и налоговая  справедливость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Сфера действия налогов и налоговая справедливость»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………….………….........4

Понятия и функции налогов……………………………….………….…5-8

Классификация налогов………………………………………..………..9-12

Объекты налогообложения. Способы взимания налогов…………..13-14

Структура налоговой  системы Российской Федерации……………..15-16

Справедливость как базовая категория налогообложения…………17-23

Сравнительная характеристика налоговых систем России и

стран Запада………………………………………………………….…

Заключение……………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги — необходимое звено экономических отношения в обществе с момента возникновения государства. В современной цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. В рыночной экономике  налоги — один из важнейших рычагов  государственного влияния на экономические  процессы, они служат теми «кровеносными артериями», по которым происходит финансовое наполнение бюджетов различных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Успешность их поступления,понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений. Можно и даже нужно через систему образования, средства массовой информации формировать осознанное представление о том, что налоги являются не только принудительным отчуждением имущества, но и установленным платежом за потребляемые каждым гражданином общественные блага, способом перераспределения общественного продукта от богатых к бедным, а неуплата налогов — одно из самых тяжких преступлений. 

Цель данной работы —  дать углубленное представление  об основах налогообложения, о нологовой  системе России и действующей  совокупности налогов и сборов, налоговой справедливости. 

 

 

 

Понятие и функции налогов.

 

      Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

   Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с                                     физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

 

Доктринальные определения  налога:

Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

И. И. Янжул «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев (русский экономист): «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».

А. А. Исаев: «Налоги —  обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов: «Под налогом  нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью  с отдельных хозяйствующих лиц  или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Мюррей Ротбард: «..Налогообложение — это попросту чистое воровство, и воровство это — поразительных масштабов, с которыми ни один преступник и не сравнится. Это принудительное изъятие собственности жителей или поданных государства».

 

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Реализация общественного предназначения налогов воплощается в налоговой системе любой страны, разрабатываемой с учетом базовых правил и положений теории налогообложения. Эти правила и положения образуют совокупность принципов налогообложения, определяющих направленность налоговой политики и закладываемых в фундамент построения налоговой системы. Таким образом, принципы налогообложения – это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения. Следовательно, можно утверждать, что принципы налогообложения – это принципы построения налоговой системы.

 

Вопрос о роли и  функциях налогов всегда был и  продолжает оставаться предметом острейшей  научной полемики. Функции налогов  должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как  экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства. Отсюда возникают главные функции налогов:

  • Фискальная функция является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе.
  • Контрольная функция налогов заключается в обеспечение государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
  • Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система.
  • Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно- технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций).
  • Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность.
  • Дестимулирующая функция налогообложения направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
  • Воспроизводственная функция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эта функция выполняет отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация налогов

 

   Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся.

   Классификация налогов – это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер, применяемый ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

  1. Классификация по степени переложения, разделяющая налоги на прямые и косвенные, - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.

   Прямые налоги – это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ ( налог с доходов физического лица), ЕСН (единый социальный налог), на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги – это успешно переложимые налоги, взимаемые в

процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая  оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара при их реализации с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

  2. Классификация налогов по объекту обложения – классификация, согласно которой можно разграничить налоги: с имущества, с доходов, с потребления, с использования ресурсов.

  Налоги с имущества – это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже.

   Налоги с дохода – это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика.

   Налоги с потребления – это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров, подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными – все товары, за отдельным исключением, например НДС, а монопольными – производство и реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства.

   Налоги с использованием ресурсов (рентные) – это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связанны в большинстве случаев с образованием и получением ренты.

3. Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанных, является также достаточно распространенной.

   4. Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению».

   5. Классификация по применяемой ставке, подразделяют налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

   Налоги с процентными ставками – это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения.

   В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (не зависят от величины облагаемого дохода)

   В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения. То есть, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.

   В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения. Т.е. , при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, растет, если доход уменьшается. 

Информация о работе Сфера действия налогов и налоговая справедливость