Сфера действия налогов и налоговая справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:48, реферат

Краткое описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………….………….........4

Понятия и функции налогов……………………………….………….…5-8

Классификация налогов………………………………………..………..9-12

Объекты налогообложения. Способы взимания налогов…………..13-14

Структура налоговой системы Российской Федерации……………..15-16

Справедливость как базовая категория налогообложения…………17-23

Сравнительная характеристика налоговых систем России и

стран Запада………………………………………………………….…

Заключение……………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

реферат2.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

На основании вышеизложенного  можно сделать некоторые выводы о практическом значении принципа справедливого  налогообложения. Если провозгласить идею справедливости в качестве базового постулата российской налоговой системы, то последствиями этого будет признание законодателем и неуклонное следование им нижеуказанным положениям:

  • Бюджетная и налоговая политики государства должна строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями. Это означает, что сама мысль об «одинаковости в налогообложении» ущербна и несостоятельна. Кроме того, выбор направлений реформирования системы налогообложения должен производиться с учетом существования среди налогоплательщиков самых различных групп, объединяемых между собой по способности одинаково нести налоговое бремя.

 

 

  • Справедливая налоговая система не может не учитывать, что крупные промышленные предприятия и малые предприятия — это плательщики с разными возможностями и их нельзя уравнивать в том же вопросе по уплате авансовых платежей по налогу на прибыль и НДС. Кроме того, необходимо выделять налоговые возможности вновь создаваемых предприятий и предприятий, функционирующих на протяжении несколько лет.

 

  • Для достижения справедливости налоговая система должна быть дифференцирована в части разновидности тех или иных налогов. То есть в любой налоговой системе должны быть налоги, которые были бы ориентированы на финансирование определенных государственных нужд, в то время как плательщиками этих налогов выступали бы лица, больше других получающие блага от государства.

 

  • Не менее важный признак справедливой налоговой системы — наличие льгот. Льготы, представляющие собой определенные преимущества (освобождения, скидки, изъятия, отсрочки и т.д.) при исчислении и уплате налоговых платежей, являются необходимым элементом любой налоговой системы. Кроме того, посредством налоговых льгот осуществляется государственное регулирование экономикой страны.

 

  • Методологической основной принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение. Система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается. Фактически это  достигается посредством сложной прогрессии: размер ставки растет вместе с объектом налогообложения, но повышенная ставка применяется не ко всему объекту, а только к сумме, превышающей предельный

          уровень. Таким образом, при пропорциональном обложении более

состоятельный плательщик платит в качестве налогов большую  долю своих доходов, чем менее  состоятельный плательщик.

 

  • Принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны плательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям.

 

 

Справедливая система налогообложения — та идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой

цели человеческая цивилизация  идет уже столетия и впереди у  нее ещё очень долгий путь. Несовершенство системы налогообложения неизбежно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. По словам французского просветителя Шарля Монтескье, ничто не требует столько государственной мудрости и ума, как определение той части, которую у

подданных забирают, и  той, которую оставляют им. Поэтому  закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения  в конечном итоге позволит не только сделать налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная характеристика налоговых систем России и стран запада.

 

    Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство в различные сферы экономической жизни. Разница лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия  и Япония находятся в этом отношение где-то посередине. В США государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма. Налоговая система в США весьма сложна и разнообразна. Согласно американским законам, правом устанавливать свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах и т.д. Федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей США, в то время как местные системы налогообложения отличаются друг от друга например, не все штаты и территории обязывают своих жителей платить местные налоги.

    Американские законы охраняют интересы налогоплательщиков, предоставляя им немалые права. К основным правам налогоплательщиков относятся следующие: право на получение бесплатной информации и помощи при подготовке налоговых документов, право на сохранение налоговой информации в секрете, право на защиту своих интересов и т.д.

Налоговая система США совершенствуется, принимает все более разветвленный характер, способствует развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным — обеспечивать доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты, налоги выступают в качестве инструмента регулирования развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимают центральное место в реализации экономической политики американского государства. Основное место в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального

правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления,

направляются в федеральный  бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

В федеральных доходах  преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом  за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

В Японии более 64 % всех налоговых  поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные — за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов — это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать  каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы  в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент.

В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

• прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;

• прямые налоги на имущество;

• потребительские налоги.

Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное  предпочтение.

К числу государств, имеющих  высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия. Основной чертой системы налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между бюджетами различного уровня, причем разделению подлежат практически все источники доходов.

Налоги в Германие рассматриваются правительством как  главное орудие воздействия государства  на экономику страны, в связи с  чем в стране действует разветвленная  и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности  общества.

Налоги делятся на федеральные, земельные, совместные (федеральные  и земельные), муниципальные общинные налоги и церковные налоги.

К основным налогам относятся  подоходный налог, в том числе  и в виде налога на заработную плату, промысловый налог, земельный налог, корпоративный налог, налог на имущество, налог на доход с капитала, налог на добавленную стоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, налоговая система  является одним из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие  из них: реальная возможность выплаты  налога, его прогрессивный, однократный  обязательный характер, простота и  гибкость.

Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов  рыночной экономики является налоговая  система. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального  развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а

также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Налоги должны стать  не только орудием сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов, укреплению на паритетных началах всех форм собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Кривая Лоренца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-25-

Список литературы:

 

        1. Налоги. Под редакцией доктора экономиских наук, профессора, члена российской академии наук Д.Г. Черника. Издание 4. Москва: издательство: финансы и статистика. 1998г. Авторы: Черник Д.Г.,Алексеев М.Ю., Глинкин А.А., Брусиловская Н.А.
        2. Налоги и налогообложение,учебное пособие для студентов вузов.Майбуров В.А.3-е издание,-Москва,издательство:ЮНИТИ-ДАНА,2009. 519 ст
        3. Википедия - свободная интернет-энциклопедия; Владелец: Фонд Викимедиа, Автор: Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-26-




Информация о работе Сфера действия налогов и налоговая справедливость