Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:48, реферат
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Введение…………………………………………………….………….........4
Понятия и функции налогов……………………………….………….…5-8
Классификация налогов………………………………………..………..9-12
Объекты налогообложения. Способы взимания налогов…………..13-14
Структура налоговой системы Российской Федерации……………..15-16
Справедливость как базовая категория налогообложения…………17-23
Сравнительная характеристика налоговых систем России и
стран Запада………………………………………………………….…
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………..
6. Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые. Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета. В отличие от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов.
7. Классификация налогов по срокам уплаты означает, что различают налоги срочные и периодические. Срочные (разовые) – это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Периодические (регулярные или текущие) – это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки.
8. Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли, оплата труда и предпринимательский доход, валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.
9. Классификация налогов по принадлежности к уровню правления подразделяет все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная из всех описанных выше имеет законодательный статус – на ней построена вся последовательность изложения НК.
Объекты налогообложения. Способы взимания налогов.
Одним из существенных элементов закона о налоге и правовой конструкции любого налога является объект налогообложения. Именно он служит основой для разделения налогов на различные виды.
Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учётом положений главы 7 "Объекты налогообложения" Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Прежде чем ввести тот или иной налог, государство в первую очередь ищет и находит тот предмет материального мира, который стал бы основой для налогообложения, материальным основанием налога. История изобилует фактическими и весьма курьезными примерами поиска государством предметов налогообложения: это и фортепьяно, и певчие птицы, и скаковые лошади, экипажи, бархат и кружева, всевозможные драгоценности и украшения, а также необычные виды сооружений и построек - выступавшие эркеры и балконы, - служившие предметом налогообложения вплоть до нашего столетия". Сегодня на смену указанным специфическим предметам пришли другие, более эффективные и легко устанавливаемые: земля, недвижимость, прибыль, заработная плата и др. Но выбор и определение предмета налогообложения являются лишь первым шагом на пути установления налога. Вслед за этим требуется выявить юридическую связь между субъектом налога и предметом налогообложения.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кодастровый — (от слова кодастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
Структура налоговой системы Российской Федерации.
Налоговая система РФ
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).
Основными принципами построения налоговой системы РФ являются:
1. Единство налоговой
системы. Не допускается
2. Верховенство федеральных
налогов, их первоочередное
3. Стабильность налоговой системы.
4. Гибкость налоговой системы, заключающаяся в множественности применяемых налогов.
5. Определение конкретного
перечня прав и обязанностей
налогоплательщиков с одной
Процесс формирования конкретных налогов регламентируется серией специальных законов. Законодательной основой построения налоговой системы РФ является Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, Законодательство субъектов РФ. Законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым Кодексом. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым Кодексом.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налоговою периода по соответствующему налогу (сбору), за исключением случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом.
Возглавляет налоговую
систему Государственная
Справедливость как основной принцип и базовая категория налогообложения
Принцип справедливости, несмотря на ожесточенные споры по поводу его сути и содержания, вот уже в течение 200 лет является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения. По мнению В.М. Пушкаревой (кандидат экономических наук) исторический спор о приоритетности в принципах налогообложения совершил своеобразное движение по спирали: от справедливости по А. Смиту, достаточности по А. Вагнеру, вновь к принципам справедливости в налоговых системах развитых стран конца XX века.
Идея налоговой справедливости в ряде стран получила законодательное, а зачастую и конституционное закрепление. Так, в Конституции Лихтенштейна закреплено, что государство предусматривает справедливое налогообложение, освобождая от налогообложения минимум для существования и облагая высокими ставками более крупные доходы, имущества. В некоторых случаях категория справедливости закреплялась непосредственно в названиях самих налоговых законов. Так, например, финансовые реформы Рональда Рейгана в 1982 году в США начинались именно с Закона о справедливом налогообложении и фискальной ответственности.
Проблема справедливости — это проблема в первую очередь этического характера. Ещё в 1887 году русский исследователь М.А. Алексеенко отмечал, что при формировании налогов люди стремятся к «справедливости», но «человеческая справедливость» относительна и зависит от социально-
политического устройства.
Однако говоря о принципе справедливости в налоговой сфере, необходимо учитывать, что это экономико-правовой принцип заставляет рассматривать эту категорию с двух точек зрения: экономической и юридической.
Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика). По словам Н. Тургенева: «Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, т.е. его доходу".
Однако в данном случае встает этическая проблема определения равенства, поскольку не всегда равенство может достигаться путем сопоставления текущих доходов. Возьмем, например, двух людей, работающих на одном заводе, делающих одинаковую работу и получающих одинаковую зарплату. Один из них имеет одного ребенка, а другой имеет на иждивении пятерых детей. Их нельзя считать людьми,находящимися в равном положении.
Согласно принципу вертикальной справедливости, лица, которые находятся в неравном положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов. Однако насколько справедлив принцип выгод, зависит от того, на что тратятся государственные средства, полученные через налоги. Так, общеизвестно, что пожилые люди с одной стороны, имеют более низкие доходы по сравнению с молодым трудоспособным населением, а с другой стороны, чаще прибегают к услугам государственного здравоохранения. Принцип платежеспособности говорит о том, что пожилые люди должны платить более низкие налоги. В то время как согласно принципу выгод
пожилые люди должны платить налогов больше, так как они извлекают большую выгоду от государственного финансирования больниц и клиник. В данном случае применение принципа выгод к пенсионерам и лицам пожилого возраста будет несправедливым.
Следует отметить, что выделение «вертикальной» и «горизонтальной» справедливости все же не решает одну из главных проблем, существующих в налоговой сфере сегодня — как определить степень справедливости налогообложения?
Действие принципа справедливости можно продемонстрировать на примере кривой Лоренца: Прогрессивные налоги уменьшают неравенство. Кривая Лоренца подтверждает, что прогрессивное налогообложение более справедливо, так как обеспечивает равенство.
Рассматривая проблему правовой справедливости, необходимо отметить, что современное налоговое законодательство не дает ответа на вопрос о соразмерности налогов. В этой связи представляется неслучайным, что в условиях подобного правового вакуума свое первое налоговое дело Конституционный Суд РФ посвятил именно вопросу справедливого налогообложения.
В современных условиях при установлении и взимании налогов необходимо учитывать большое число различных условий и обстоятельств.
Что касается вопроса
о соотношении правового
существовании и защите всех форм собственности, в том числе государственной и частной.
Однако в настоящий момент налоговое законодательство нельзя назвать справедливым, поскольку в приоритетном положении находится государство в лице своих налоговых органов. Так, например, налогоплательщик может требовать возврата излишне уплаченных налоговых платежей в течение трех лет, в то время как налоговые органы могут применять бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц в течение шести лет с момента образования недоимки. Кроме того, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет строгую ответственность в виде применения мер административной и уголовной ответственности, а также уплачивает крупные финансовые санкции даже без учета его вины. В то же время, за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы не несут практически никакой ответственности.
Информация о работе Сфера действия налогов и налоговая справедливость