Тенденции и перспективы развития частной собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в рассмотрении дальнейшего развития частной собственности на общественных началах. В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность – отношение человека к вещи, власть человека над вещью. Его возможность, распоряжаться, использовать материальные условия своего существования. При этом стремление человека к обладанию вещами выступало как неотъемлемый, природный инстинкт.
Однако по мере накопления и углубления знаний о законах развития общества представления о собственности стали меняться в сторону все большего признания не природной, а социальной ее основы.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………..3
Глава 1.Характеристика и особенности частной собственности 1.1Понятие и виды частной собственности……………………………………..6
1.2 Исторические аспекты развития частной собственности……......................9
1.3Частная собственность ее место и роль в экономике……………………...13
Глава 2. Тенденции и перспективы развития частной собственности в России
2.1 Проблемы формирования института частной собственности в Российской Федерации….…………………………………………………………………….17
2.2 Общие перспективы развития частной собственности в России…………24
Заключение…..……………………………………………...……………………34
Список использованной литературы…………..………………...…………......36

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсова.docx

— 72.84 Кб (Скачать файл)

В развивающейся экономике  резко возрастают альтернативные издержки ведения бизнеса, опирающегося на неформальные отношения. В условиях экономического роста неопределенность внешней среды, необязательность партнеров, отсутствие доверия, нарушение контрактов обходятся все дороже. Однако спонтанный сдвиг «снизу» в пользу большей формализации и «прозрачности» способов экономического взаимодействия может обеспечить долгосрочный эффект, только если он будет поддержан «сверху» - законодательство, организационно и политически».

Возможность такой поддержки  «сверху» появилась с приходом к  власти В.В. Путина. «Путинский прогресс», как известно, включал целую систему мер:

  1. Политическое и экономическое ослабление элитных групп, заинтересованных в сохранении прежнего порядка;
  2. Унификация законодательного пространства, устранение противоречия между нормами и процедурами, действующими на разных уровнях правовой административной системе;
  3. Сокращение числа и упрощение содержания формальных ограничений, а так же издержек, связанных с их соблюдением;
  4. Ужесточение санкций за нарушение законов и контрактных установлений.

Сложность, однако, заключается  в том , что претворять в жизнь  эту программу придется государственному аппарату, в котором еще живы методы и технологии советской номенклатуры. Потому есть опасность, что радикальные  изменения могут превратиться в  персональные подвижки и в усложнение бюрократической процедуры контроля, которая позволит извлекать политическую ренту.

Это означает, что в долгосрочном плане необходим переход от модели «политической модернизации» институциональной среды, предполагающей активное предложение институтов со стороны правительства, к модели «рыночной модернизации», учитывающей спрос на институты со стороны самих участников рынка.6

При этом конкретные меры по развитию частной собственности  и реализуемая в связи с  этим экономическая политика в сфере приватизации и возможной деприватизыции,  по нашему мнению, должны основываться на двух общих принципах: во-первых, на комплексом подходе к проблемам реформы законодательства о собственности, во-вторых, на создании системы экономических стимулов для всех фактических обладателей отдельных правомочий собственности.

Кроме того, для разрушения института остаточной государственной  собственности сегодня в России необходимо:

  1. Реформировать государство. Перейти от «государства производящего» к «государству защищающему»;
  2. Реорганизовать государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях), либо в казенные предприятия или учреждения, либо в акционерные общества (с возможность дальнейшей приватизации).  
  3. Направить значительные средства на развитие судебной системы и увеличить ее независимость от исполнительной власти. Это подразумевает: а) увеличения числа судей и судов (тогда у предпринимателей отпадет необходимость обращаться за разрешением хозяйственных и административных спросов к те же чиновникам, тем самым уменьшится власть чиновников, которые сегодня часто выступают как фактические «третьи стороны» при разрешении хозяйственных проблем); б) увеличение объема выпуска литературы с толкованиями законов и описанием правоприменительной практики, так чтобы к этой информации имел доступ любой желающий; в) ужесточение санкций за административные правонарушения чиновников;
  4. Стимулировать развитие малого бизнеса и среднего бизнеса как носителя идеологии свободной индивидуализированной частной собственности;
  5. Усилиями средств массовой информации формировать у населения положительный образ бизнесмена;
  6. Для выработки экономической политики активно использовать методологию институционального проектирования с учетом предпочтений предпринимателей, менеджеров, собственников и всех заинтересованных сторон. При этом обращать особое внимание на наличии бюрократии как сильной группы интересов на политическом рынке.

Только такая активная программа позволит сделать новый  шаг вперед на сложном пути формирования настоящей частной собственности.

Нам необходимо понимание того, какую систему экономических связей нужно создать, какие инструменты проведения реформ можно использовать в конкретных условиях современной России.

Любое государство структурирует  отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами  к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности  становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические  факторы. Какой же будет структура  отношений собственности в России? К чему приведет стремление к "цивилизованной" экономике, свойственной развитым странам? Какова возможная сфера распространения  частной собственности в экономике? В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развивается частная собственность: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. Частная собственность, будет иметь значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что частная собственность будет полностью заменена на государственную. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы. Так, например, фермерские хозяйства (это индивидуальные предприятия) во многих случаях не теряют производственных и экономических связей с колхозами и совхозами, у которых они "унаследовали" землю и определенную часть средств производства. 7

Прежде всего, частная  собственность не адекватна для  использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих  действительно народу. Примером могут  служить невоспроизводимые природные  ресурсы, в частности, земля и  ее недра; те или иные объекты, использование  которых связано с большим  риском для всего населения. К  последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и  той части экономической системы, которая работает на население непосредственно  и создает творческий потенциал  нации. Понятно, что нет необходимости  передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная  прерогатива государственной собственности. Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может  быть сохранена.

В рекомендациях различных  авторов (Нуреев В. М., Портной М. А.) доля частной собственности должна возрасти до 50 и даже 30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве  России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

Абсолютно очевидным и  не подвергающимся сомнению является то, что наука, искусство, образование  и т.п. требуют частной поддержки  этих сфер. При развитии частной  формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных  профессий возможность свободно использовать частные средства для  осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать  научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные частные ресурсы.

Что касается развития частной  собственности, то здесь, безусловно, широкие  возможности не оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, мелкие предприятия, работавшие ранее в  рамках военно-промышленного комплекса, не должны сохранять государственную  форму собственности.

В каких бы сферах ни развивалась  частная собственность в экономике, ее главным успехом развития остаются бюрократические тенденции. Это  явление происходит в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную  по форме собственность, в собственность  с корпоративным содержанием  в ущерб развитию других, не менее  важных для экономики форм. Для  развития частной формы как формы  не общественной, все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений  собственности.

Так, принципиально важным для содержания частной собственности  в условиях российской экономики  является вопрос о социально-экономическом  влиянии государства, являющегося  собственником.

В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре  частной собственности и последствия  уже проделанных продвижений, следует  особое внимание уделить развитию именно частного сектора. Частная собственность должна иметь в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.

Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный  сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.

В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько  государственной собственности, сколько  ее монополии. Вместе с тем важно  обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности  работников, используя и такие  варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

Еще одним направлением развития частной собственности, является приватизация крупных предприятий, которая уже  назрела и в ближайшее время  будет осуществлена.

Необходимо, в ближайшее  время начать свободную продажу (естественно при соблюдении всех условий) земельных участков, а также зданий, сооружений. Назревают и соответствующие изменения в земельном и ином законодательстве.

Таким образом, общество предъявляет  претензии на разработку российской модели смешанной экономики. Создать такую модель можно только при ясном понимании ее различия от других моделей развития экономики. При этом важно не совершить ошибку, противоположную первоначальной, - не преувеличить степень отличия от других моделей развития экономики.

Необходимо четко понимать, что надежды построить преуспевающую  рыночную экономику, например, за ближайшие 500 дней просто иллюзия. Рыночная модернизация экономики России – это длительный процесс, и нам надо научится жить самим и научить других жить в этих непростых условиях. В связи с этим резко возрастает роль экономического образования вообще и экономической науки в частности.

Идеи теорий развития представляют огромную ценность для современной  России. В особенности, это относится к институциональным концепциям, которые в нашей стране пока еще слабо известны не  только широкой общественности, но даже специалистам - практикам. В связи с этим первостепенной задачей экономистов должно стать их изучение и максимальная популяризация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, отметим, что результатом осуществления реформы собственности в России должно стать создание смешанной экономики, отказ от монополизма. Нельзя отдавать предпочтение какой-либо одной форме собственности как панацее от всех бед и опоре будущей стабильности и процветания. Необходимо развивать частную и коллективную формы собственности, образно говоря, с нуля и путем разгосударствления и приватизации, которые должны вылиться в ломку и трансформацию существующей системы производственных отношений, и в одночасье формировать качественно новую общественную (государственную и муниципальную) собственность, которая отражает общенациональные интересы всего народа России.

Оказавшись, после 70 годов  разрушительной, драматической "социалистической" революции, в экономическом, социальном и политическом тупике, на гране  полного краха экономики России, поздно спрашивать "куда мы должны двигаться: вперед - к социализму или назад - к капитализму". Мы должны вернуться  на магистральный путь развития человечества, обязаны двигаться к современной  западной рыночной экономике.

Отношения собственности  буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Решающее значение здесь имеет собственность  на средства производства, которая  формирует всю остальную систему  отношений, а также то, какие отношения  возникают между собственником  средств производства и лицом, не являющимся им; как распределяется производственный продукт, как осуществляется его обмен на другие продукты.

Собственность экономически реализуется, если она приносит доход  владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.

Говоря о собственности  как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения  не субъекта к объекту, а отношения  между субъектами по поводу того, кто  владеет, кто пользуется, распоряжается  и управляет объектом собственности. История развития отношений собственности  показывает, что тот класс и  та социальная группа, которая владеет  средствами производства по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических  отношений всегда предполагает прежде всего изменение отношений собственности.

Рассматривая  актуальные проблемы развития предпринимательства  в России, нельзя не отметить взаимоотношений  между предпринимателями и властными  структурами. Дело в том, что, к сожалению, поддержка развития частного предпринимательства, бизнеса, стимулирование хозяйственной инициативы граждан еще не стали основной государственной экономической политики, ориентиром для деятельности всех органов как в центре, так и на местах.

Тем не менее, несмотря на многочисленные трудности в современной  России, предпринимательство все  более превращается в мощный экономический  и социальный фактор, влияющий на социально-экономическую и политическую стабильность как в регионах, так и в странах  в целом. Создание широкого слоя отечественных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на началах полной самостоятельности, выступает одним из генеральных направлений рыночных преобразований в России.

Тема курсовой работы достаточно обширная, в данной работе рассматривается основные вопросы, актуальные для наших дней. Это и само понятие собственности, а также достаточно актуальная тема в наше время – приватизация.

Информация о работе Тенденции и перспективы развития частной собственности в России