Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 08:57, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. А также рассмотрение понятия дефицита бюджета и причин его возникновения. Выявить способы его покрытия для достижения сбалансированности бюджета.
- сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;
- предусмотреть направление
- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, то законом о бюджете должны быть утверждены источники финансирования (покрытия) дефицита бюджета.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 92 БК РФ) размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году.
За все послевоенные годы (1945—1990 гг.) вплоть до 1990 года включительно бюджет Российской Федерации утверждался с профицитом, не было, дефицита.6
При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически. Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис 1.
T,G
E
Профицит
Y
Рис. 1. Государственные расходы, налоговые
поступления и дефицит
государственного бюджета
t – налоговая ставка; G – государственные расходы;T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G
Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. На протяжении последнего десятилетия В России наблюдался дефицит бюджета.
Источники финансирования внутренних дефицитов бюджетов разных уровней включают следующие статьи:
Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
До 1991 г. бюджетная система станы была единой.
В последние годы в условиях создания
Российского государства, развития рыночных
отношений, многообразие форм собственности,
усиления самостоятельности регионов
произошли принципиальные изменения и
в бюджетном устройстве. В соответствии
с действующим законодательством стали
самостоятельными:
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса. В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.
Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ. Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Если в прошлом бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства стран рыночной экономики
Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.
Однако бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.7
Выше уже говорилось, что бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса. Экономисты предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета:
Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Такая ориентация фискальной политики сводит на нет её антициклический и стабилизационный характер. Ежегодно балансируемый бюджет, на самом деле, усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет,должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры являются сдерживающимипо своему характеру: каждая из них ещё больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.
В противоположном случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.
Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Логическое обоснование этой концепции выглядит просто и привлекательно. Для того чтобыпротивостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет.
Сторонники этой концепции считают, что надо стремиться к балансу бюджета в течение всего цикла деловой активности. С точки зрения кейнсианцев, этого можно достичь с помощью продуманной фискальной политики. Монетаристы предлагают придерживаться рациональной политики денежного обращения. Защитники этой теории считают что бюджет выступает инструментом антициклической политики. Однако, ключевой проблемой такого подхода, несмотря на его внешнюю привлекательность, является его явная упрощенность. Дело в том, что подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъемом и наоборот. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.
Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета – второстепенный. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.8
Проведенный анализ доходов консолидированного бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов за 2011/2013 год показал,что объем доходов консолидированного бюджета и бюджета государственных внебюджетных увеличился на 37,28%. В составе доходов консолидированного бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов на первое место по динамике поступления вышли страховые взносы во внебюджетные фонда с удельной долей-134,34%. Это произошло в следствии увеличения ставки пенсионного фонда (ставка достига в 2012 году до 34%) , а так же изменения таможенной пошлины.
Таблица 2.1
Динамика доходной части консолидированный бюджет РФ и бюджет государственных внебюджетных фондов РФ за период 2011 – 2013 года.9
Виды доходов |
2011год |
2012год |
2013год |
Отклонение 2013/2011г | ||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Всего доходов |
13 599,72 |
100 |
16 031,93 |
100 |
18 669,77 |
100 |
5070,05 |
37,28 |
Налог на прибыль организаций |
1 264,64 |
9,30 |
1 774,57 |
11,07 |
2 118,23 |
11,35 |
853,59 |
67,50 |
Налог на доходы физических лиц |
1 665,82 |
12,25 |
1 790,50 |
11,17 |
1 699,17 |
9,10 |
33,35 |
2,00 |
Единый социальный налог |
975,97 |
7,18 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
Страховые взносы |
1 324,57 |
9,74 |
2 279,25 |
14,22 |
3 104,01 |
16,63 |
1779,44 |
134,34 |
Налог на добавленную стоимость на товары реализуемые на территории Российской Федерации |
1 176,91 |
8,65 |
1 329,09 |
8,29 |
1 547,68 |
8,29 |
370,77 |
31,50 |
Акцизы по подакцизным товарам производимым на территории Российской Федерации |
327,41 |
2,41 |
441,36 |
2,75 |
551,31 |
2,95 |
223,9 |
68,39 |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
873,36 |
6,42 |
1 169,51 |
7,29 |
1 344,19 |
7,20 |
470,83 |
53,91 |
Налог на совокупный доход |
175,54 |
1,29 |
207,71 |
1,30 |
227,15 |
1,22 |
51,61 |
29,40 |
Налоги на имущество |
569,69 |
4,19 |
628,24 |
3,92 |
660,01 |
3,54 |
90,32 |
15,85 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1 053,84 |
7,75 |
1 406,31 |
8,77 |
1 857,36 |
9,95 |
803,52 |
76,25 |
Таможенные пошлины |
2 509,41 |
18,45 |
2 853,09 |
17,80 |
3 304,67 |
17,70 |
795,26 |
31,69 |
Прочие |
1 682,55 |
12,37 |
1 954,43 |
12,19 |
2 255,95 |
12,08 |
573,4 |
34,08 |
Информация о работе Теоретические основы бюджетного дефицита и профицита