Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 08:57, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. А также рассмотрение понятия дефицита бюджета и причин его возникновения. Выявить способы его покрытия для достижения сбалансированности бюджета.
С 2011 по 2013 год наблюдается дефицит консолидированного бюджета РФ и бюджета государственных внебюджетных фондов, федерального бюджета, а так же консолидированного бюджета субъектов РФ. Доходы в эти бюджеты недостаточны, а расходы привышены,что и вызывает дефицит бюджета. Так же наблюдается профицит государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Профицит бюджета появляется в результате достаточного дохода, но расходы уменьшены по сравнению со статьями бюджета. На 2013 год выявлен профицит по всем бюджетам, что свидетельствует о том, что доход составлен согласно уровня, а расходы не выполнены.
Таблица 3.12
Источники покрытия дефицита консолидированного бюджета за период 2011-2013года24
Источники финансирования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
млрд.руб. |
млрд. руб. |
млрд. руб. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
внутреннее финансирование |
3308 |
2344,3 |
1471,8 |
из него: |
|||
Государственные ценные бумаги |
541,9 |
621,5 |
1004,1 |
Курсовая разница |
- |
-132,3 |
- |
Бюджетные кредиты в валюте РФ |
112,9 |
-169,3 |
- |
остатки средств бюджетов |
-1761,1 |
-1450,1 |
-1991,3 |
внешнее финансирование |
-176,6 |
574,8 |
-80 |
в том числе: |
|||
Погашение государственных ценных бумаг РФ |
-48 |
160,1 |
-66,7 |
Погашение РФ кредитов иностранных государств |
-55,5 |
-46,2 |
-31,2 |
Анализ динамики показывает, что источников внутреннего финансирования дефицита в период 2011-2013 года выделено больше плана.
В 2009 году на покрытие дефицита бюджета используются государственные ценные бумаги в сумме 541,9млрд. руб.,бюджетные кредиты в валюте Российской Федерации в сумме 112,9 млрд.руб.,а так же недофинансирование остатков средств бюджетов в сумме 1761,1млрд.руб.
По внешним источникам финансирования дефицита бюджета в 2011 году наблюдается недофинансирование в сумме 176,6 млрд.руб. на покрытие дефицита бюджета используются погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашение Российской Федерации кредитов иностранных государств.
В 2012 году на покрытие дефицита бюджета используются государственные ценные бумаги в сумме 621,5 млрд. руб., недофинансирование бюджетные кредиты в валюте Российской Федерации в сумме 169,3 млрд.руб.,а так же недофинансирование остатков средств бюджетов в сумме 1450,1 млрд.руб. и курсовой разницы в сумме 132,3 млрд.руб.
В 2012 году выделено больше плана внешних источников финансирования в сумме 574,8 млрд. руб. Финансирование присходило за счет погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашение Российской Федерации кредитов иностранных государств.
В 2013 году на покрытие дефицита бюджета использовались государственные ценные бумаги в сумме 541,9 млрд., а так же недофинансирование остатков средств бюджетов в сумме 1991,3 млрд.руб.
По внешним источникам финансирования дефицита бюджета в 2013 году наблюдается недофинансирование в сумме 80 млрд.руб. на покрытие дефицита бюджета используются погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашение Российской Федерации кредитов иностранных государств.25
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
1 Жуков В. Ф. Деньги. Кредит. Банки; Юнити-Дана - Москва, 2010. С. 121.
2 Куликов А. Г. Деньги, кредит, банки; КноРус - Москва, 2009. С. 207.
3 Белотелова Н. П., Белотелова Ж. С. Деньги. Кредит. Банки; Дашков и Ко - Москва, 2012. С. 171.
4 Авагян Г. Л., Ханина Т. М., Носова Т. П. Деньги, кредит, банки; Инфра-М, Магистр - Москва, 2011. С. 330.
5 Янкина И. А. Деньги, кредит, банки. Практикум; КноРус - Москва, 2010. С. 88.
6 Рабыко И. Н. Деньги, кредит, банки; Экоперспектива - Москва, 2008. С. 124.
7 Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки; Юнити-Дана - Москва, 2009. С. 74.
8 Варламова Т. П., Ермасова Н. Б., Варламова М. А. Деньги, кредит, банки; РИОР - Москва, 2009. С. 126.
9 http://minfin.ru/
10 Варламова Т. П., Ермасова Н. Б., Варламова М. А. Деньги, кредит, банки; РИОР - Москва, 2009. С. 101.
11 http://minfin.ru/
12 http://minfin.ru/
13 http://minfin.ru/
14 Короткевич А. И., Очкольда И. И. Деньги, кредит, банки; ТетраСистемс - Москва, 2012. С.144.
15 http://minfin.ru/
16 Рабыко И. Н. Деньги, кредит, банки; Экоперспектива - Москва, 2008. С. 235.
17 http://minfin.ru/
18 http://minfin.ru/
19 http://minfin.ru/
20 http://minfin.ru/
21 http://minfin.ru/
22 Уваров, А.А. Банковское право в вопросах и ответах (для экономистов). Том 1 / А. А. Уваров — Санкт-Петербург, МПСИ, 2009. С. 89.
23 http://minfin.ru/
24 http://minfin.ru/
25 Куликов А. Г. Деньги, кредит, банки; КноРус - Москва, 2009. С.297.
Информация о работе Теоретические основы бюджетного дефицита и профицита