Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:01, курсовая работа
В России теневая экономическая деятельность пустила глубокие корни. Особенно активно она проявляется на рынке ценных бумаг. Здесь имеет место некий симбиоз различных видов криминального менеджмента: мошенничество, фальси¬фикация документов, заключение незаконных сделок с ценны¬ми бумагами, хищение финансовых средств.
Введение …………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретический подход к исследованию теневой экономики …5
1.1. Понятие теневой экономики …………………………………………5
1.2. Подходы к определению теневой экономики ……………….………6
1.3.Учетно-статистический подход …………. ………………………......6
1.4.Формально-Правовой подход ………………………………………...8
1.5.Комплексный подход ……………………………………………...….9
1.6. Криминологический подход ………………………………………….9
Глава 2. Научные подходы исследования…………………………….....13
2.1.Формационный и цивилизационный подходы ……………………..13
2.2.Институциональный подход ………………………………………...14
2.3.Сравнительный анализ ……………………………………………….14
2.4.Особенность функционирования ……………………………………18
Глава 3. Анализ теневой экономики: институциональный подход ….20
3.1.Теоретико-методологическая "ловушка" …………………………...20
3.2.Неоклассический анализ теневых отношений ……………………..20
3.3.Оценочно-прогнозная "ловушка" …………………………………...22
3.4.Мониторинговая "ловушка" ………………………………………....24
Заключение ……………………………………………………………….31
Список использованной литературы …………………………………...33
Помимо преступных сообществ и криминальных отраслей (как наркобизнес, производство и продажа оружия, контрабанда, работорговля, проституция и т. п.) в скрытом сегменте теневой экономики осуществляется любая деятельность, сознательно укрываемая субъектами от государства с целью минимизации издержек.
Подлоги, приписки, махинации, сговоры, преференции, взяточничество, инсайдерство, манипулирование ценами, фиктивные сделки и другие виды экономических преступлений являются по своей сути нелегальными, противозаконными, криминальными. Часто они имеют формальный характер, искаженно отражаясь в управленческой документации и финансовой отчетности, порождая так называемую фиктивную экономику, связанную с фальсификацией экономической информации.
Сокрытие как метод
целенаправленного повышения
Масштаб теневой области
в основном зависит от "угла и
мощности" освещения социально-
Теневая экономика - явление относительное. В природе масштаб и контуры тени зависят от угла падения светового луча на предмет. Угол освещения (у) есть отношение наблюдателя к наблюдаемому объекту. Но даже в естествознании наблюдатель не нейтральная фигура опыта или эксперимента.
Аналогично наблюдатели теневой экономики - органы ее учета и контроля (в том числе общественного) - неизбежно втягиваются в "орбиту интересов" наблюдаемого сложного объекта. Освещение есть особое внешнее воздействие, объективно вызывающее ответную реакцию освещаемого объекта, конкретные формы которой широко варьируют, начиная от повышения своей непрозрачности для внешней среды и заканчивая целенаправленными воздействиями на субъектов освещения.
В этой связи довольно странно, что Д. Норт рассматривает институциональную систему как дихотомию хозяйственных субъектов и правил игры (неофициальных и правовых норм), игнорируя системную функцию "арбитров" (контролеров), заключающуюся в контроле исполнения правил в ходе хозяйственной деятельности путем многоаспектного освещения ее пространства, а также споры между игроками и арбитрами, подкуп последних, их ошибки.
Роль арбитров в современной рыночной экономике наглядно демонстрирует значение института суда, выполняющего функцию объективного освещения конфликта интересов хозяйственных субъектов. Суды как формально нейтральные "источники освещения" также включены в систему теневых отношений, часто вынося некорректные и неоднозначные решения, провоцируя длительные процедуры обжалования приговоров, стимулируя задействование профессиональных посредников и теневых гарантов, в целом повышая транзакционные издержки и риски субъектов хозяйства.
Несмотря на закрепленные
формальными правилами взаимные
права и обязанности
Так, российские силовые структуры вносят существенный вклад в воспроизводство теневой экономики, отстаивая свои интересы. В частности, у большинства подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков имеется достаточная информация о всех "точках" распространения и основных каналах поставок, а также базы данных членов преступных сетей и их агентов. Однако в их отношении предпринимаются лишь точечные, локальные, периодические мероприятия, поскольку в случае системной ликвидации преступного сообщества будет ликвидирован их отдел, так как в течение года ему нечем будет заниматься и соответственно нечем отчитываться. Масштабы скрытых соглашений между наблюдателями и наблюдаемыми отражают глубину институционализации теневой экономики.
Мощность освещения
В результате провала либерально-рыночных
реформ 1990-х гг. началось возвратное
движение государства в экономику и общественную
жизнь. Соответственно активизировались
инициативы бюрократии всех уровней по
ликвидации и отторжению альтернативных
институтов. Вместо конкурентного рынка
возник политический капитализм, укрепляется
вертикаль власти, наблюдается повсеместный
ренессанс малого общества, глубоко фракционированного
и фрагментированного, основанного на
взаимном отчуждении и иллюзиях. Государственно-
Укрепление вертикали власти в начале 2000-х гг. и усиление совокупной "мощности освещения" экономического пространства страны привели к трансформации институциональных отношений в теневом секторе хозяйства. Наблюдается, с одной стороны, крепкое сращивание институциональных интересов бюрократии и крупного капитала, с другой - расширение возможностей "избирательного освещения" деятельности субъектов малого и среднего бизнеса контролирующими органами на возмездной теневой основе.
Современная модель взаимодействия государства и крупного капитала характеризуется мощным контрнаступлением государства, видимая цель которого - замена ключевых фигур российской олигархии, создание послушного и легко манипулируемого бизнес-сообщества, связанного с властными структурами. Повсеместно чиновники и депутаты всех уровней образуют личные унии с предпринимателями, выступают акционерами и членами руководящих органов частных корпораций, становясь теневыми носителями интересов крупного капитала.
Теневую экономику объективно невозможно ликвидировать, но ее масштабы могут быть сокращены за счет повышения "угла и мощности" освещения, увеличения количества "источников света" в хозяйственной системе, развития методов и инструментария визуализации невидимых и скрытых операций и отношений. Иначе говоря, теневая экономика может стать видимой.
Предприняты многочисленные попытки разработки методических подходов к измерению теневой, в том числе ненаблюдаемой, экономики на разных уровнях хозяйства России. Однако их эмпирическая база в основном формируется из официальных статистических источников и неформальных экспертных оценок, дающих искаженное отражение параметров теневых экономических отношений.
Теневая экономика - проблема, с которой сталкиваются все страны мира на протяжении многих лет. В настоящий момент борьба с ней стала еще более актуальной, поскольку наблюдается рост теневой экономики даже в тех странах, в которых уже довольно долгий срок отмечалась стабильная тенденция к ее снижению. Причиной этому стал мировой финансово-экономический кризис последних лет.
Масштабы теневой экономики во всем мире отличаются, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Теневая экономика - это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, давно являющееся предметом интереса исследователей.
На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.
Доходы от таких видов деятельности как сокрытие доходов, неуплата налогов, отмывание денег, контрабанда, фиктивные финансовые операции, поистине огромны. Они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Вот почему данные процессы, происходящие в каждом государстве, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.
К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика, будет и скрытая. Другое дело, что снизить ее объемы можно. Но для этого нашей стране необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, а это функция налоговых и правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - привести теневую деятельность к стандартным масштабам посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу белорусской экономике. Чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования малого бизнеса и всего предпринимательства в целом.
Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.
На мой взгляд, необходимо менять свое отношение к хозяйственной деятельности и рассматривать ее как честную «игру по правилам», воспитывать в себе культурные деловые традиции. Со стороны государства должны быть предприняты меры по либерализации хозяйственной деятельности (снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций). Необходимо пропагандировать честное предпринимательство, публично осуждать нарушающих закон бизнесменов, проявлять общую заботу о моральном климате общества.
Список литературы:
1.Барсукова С. «Теневая»
2. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. Изд-во: Омский государственный университет, 2009.
3.Белкина С. Государственное
регулирование сокращения
4.Бокун Н. Теневая экономика:
понятие, классификации,
5.Выскребенцев И.К. Проблемы теневой экономики // Налоговый вестник, 2008. – № 10. – С.3-13.
6. Глинкина С. Теневая экономика в современной России // Свободная мысль, 2009. – № 3. – С.26-43.
7.Есаян А.К. Криминализация и тенизация хозяйственной деятельности как угроза экономической безопасности государств Евразии // Международное публичное и частное право, 2009. – № 4. – С.45-47.
8. Есипов В.М. Теневая экономика.
9. Исправников В.О. , Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. М.: Российский экономический журнал, Фонд "За экономическую грамотность", 1977.
10. Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР. Вопросы экономики, 2009 №3
11.Крашаков А. Теневая экономика «цветет
и пахнет» // АиФ. –2010.
12. Круглов
Д. Теневой бизнес в Беларуси: некоторые
тенденции. Главный бухгалтер, 2008 № 21.
13. Лученок А. Выйти из тени. [Электронный ресурс] / Советская Белоруссия. - 2009. - Режим доступа: http://sb.by/blog/91222. - Дата доступа: 17.09.2009.
14. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики
в России. Вопросы экономики, 2010 № 3.
15. Методика по расчету объемов
ненаблюдаемой экономики.
16.Неустроева Н.Н. Теневая
Информация о работе Теоретические подходы к исследованию теневой экономики