Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 08:11, курсовая работа
Объектом исследования работы являются отрасли естественных монополий, в частности электроэнергетика.
Целью работы является изучение истории естественных монополий и разработка эффективных методов их регулирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИЙ…………………………………………...
1.1. Понятие монополии. Виды монополий и их характеристики……..
1.2. Понятие и причины возникновения естественных монополий……
1.3. Потенциальные сферы существования естественных монополий. Признаки естественной монополии…………………………………….
1.4.Формы и способы регулирования естественных монополий………
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ………………...
2.1. История возникновения и развития естественных монополий……
2.2. Способы эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий……………………………………………….....
2.3. Реформирование и перспективы развития электроэнергетики……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИЙ…………………………………… |
4 |
1.1. Понятие монополии. Виды монополий и их характеристики…….. |
4 |
1.2. Понятие и причины |
5 |
1.3. Потенциальные сферы |
7 |
1.4.Формы и способы |
8 |
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В |
11 |
2.1. История возникновения и |
11 |
2.2. Способы эффективного |
16 |
2.3. Реформирование и перспективы развития электроэнергетики…… |
19 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
25 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………. |
27 |
Естественные монополии – важнейшая часть современной экономики. Они являются частью инфраструктуры, которая обслуживает производство. Каждому грамотному человеку необходимо знать хотя бы основные положения из теории естественных монополий. В Российской экономике естественные монополии занимают важную нишу. Правительство регулярно издает законы и указы, относимые именно к отраслям естественных монополий. Наиболее активно регулируемой отраслью является электроэнергетика, и это бесспорно, так как она обслуживает все отрасли промышленности, а так же удовлетворяет потребности населения.
Объектом исследования работы являются отрасли естественных монополий, в частности электроэнергетика.
Целью работы является изучение истории естественных монополий и разработка эффективных методов их регулирования.
Наша задача изучить историю развития естественных монополий в России, рассмотреть совершенные ранее реформы и предложить определенные нововведения для более успешного регулирования естественных монополий. Наиболее подробно рассмотрим электроэнергетику, проанализируем плюсы и минусы предыдущих реформ, рассмотрим прогнозы и перспективы развития в будущем. Важной целью является определение того, почему модели энергосистем других стран не могут удовлетворить потребностям российской экономики. Необходимо выделить особенности экономики России для более правильного определения путей реформирования естественных монополий в сфере электроэнергетики.
В целом данная проблема чрезвычайно важна для экономики России, потому что для достижения нового витка экономического развития необходимо учитывать особенности и проблемы всех отраслей производства, и особенно инфраструктуры. Наиболее актуальна проблема реформирования естественных монополий стала в последние годы. Специалисты ищут пути решения проблем, связанных с тарифами на товары и услуги естественных монополий, а так же многих других задач. Разрабатываются способы наиболее эффективного регулирования и методы привлечения инвестиций в отрасли естественных монополий, в частности в электроэнергетику.
В работе использованы материалы периодической печати, нормативно-правовые акты. В литературе эта тема проработана достаточно хорошо, однако по некоторым вопросам достаточно сложно найти материалы.
1. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИЙ
1.1. Понятие монополии. Виды монополий и их характеристики
Термин монополия пришел из греческого языка и означает «продаю один». В этом случае вся торговля одним товаром ли услугой находится в одних руках [5, с.579]. Однако при анализе монополии важно учитывать неоднозначность термина «монополия», так как в реальности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один – единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. В использовании термина «монополия» всегда присутствует известная доля условности [14, с.140]. Монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определённой сфере национального хозяйства. Но есть и другая трактовка понятия «монополия» – это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель – монополист, производящий основную массу продукции определённого вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие [20, с.54].
Отсутствие конкурентов, которое характеризует монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль. В случае монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию [16, с.93]. К реальным барьерам, препятствующим вступлению в отрасль относятся [20, с.54]:
· эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на некоторое время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурентов;
· исключительные права. В ряде стран мира правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца. Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий;
· патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новых продуктов и производственных технологий, что на определённый промежуток времени обеспечивает фирмам монопольные позиции на рынке и гарантирует их исключительные права;
· собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами, благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монопольного продукта.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: административная, экономическая и естественная.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонная связь и т.д.
1.2. Понятие
и причины возникновения
Существует множество определений естественной монополии. Мы остановимся на двух, чтобы более полно охарактеризовать это экономическое понятие.
Естественная монополия – сфера производства или отрасль народного хозяйства, характер производства в которой обеспечивает столь высокую экономию за счет роста его масштабов, что продукт (услуга) могут быть произведены одним предприятием при более низких затратах, чем если бы его изготовлением занималось множество предприятий [22, с.54].
Естественная монополия – это такое состояние определённого рынка, при котором определённого рода товар (услуга) или их серия выпускаются только одним продавцом в силу того, что наличие двух или более продавцов на данном рынке, представляющих аналогичный товар, невозможно или экономически (социально) неоправданно по причинам объективного (естественного) характера [17, с.427].
В данных определениях естественная монополия рассматривается с разных позиций, которые равноправны между собой.
Представление о естественных монополиях, связанное с экономией масштаба, сформировалось в западной экономической науке в 40-е гг. XX в., прочно вошло в фундаментальные учебники по теории естественных монополий и не подвергалось сомнению на протяжении многих десятилетий. При наличии экономии от масштаба производства у фирмы является нисходящей. Источник экономии – постоянные издержки, которые в естественно-монопольных отраслях очень велики. С увеличением объема выпуска они распределяются на большее количество товара и, следовательно, средние издержки снижаются.
Согласно теории, отраслевой рынок можно отнести к сфере естественной монополии только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна в том случае, когда отрасль состоит из одной - единственной фирмы.
Причинами возникновения и существования естественной монополии могут быть [6, с.3]:
· особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска;
· экономия на разнообразии у многопродуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях;
· недостаточная ёмкость рынка, не обеспечивающая даже минимально эффективный выпуск продукции.
Главной причиной совокупности факторов является то, что размер предприятия может быть оптимальным лишь при очень крупных единовременных вложениях капитала. Ограничения в этом случае создают особенности технологии производства, позволяющие варьировать масштаб производства в соответствии с размерами рынка [6, с.3].
1.3. Потенциальные
сферы существования
Попытка сформулировать признаки естественной монополии приводит к необходимости эмпирически установить перечень потенциальных сфер существования естественных монополий. Ориентировочно естественные монополии формируются в следующих сегментах рынка [17, с.426]:
1) крупномасштабные предприятия, монопольное положение которых обусловлено высокими экономическими барьерами;
2) территориально отдаленные локальные рынки товаров (услуг) с неэластичным спросом, на которых конкуренция нерациональна;
3) монополия производителя, основанная на использовании уникального ресурса;
4) монополии, лидирующие на тех или иных направлениях современного научно-технического прогресса;
5) монополия федеральных (региональных, муниципальных) органов власти на те или иные продукты (услуги) с неэластичным спросом, которые составляют неотъемлемую часть любого потребительского набора;
6) монополия, приобретенная на рынке контрактов.
Все приведенные сферы характеризуются определенной, в частности экономической, спецификой.
К основным признакам естественных монополий относятся [1, с.275]:
1) резко выраженная экономия на масштабах производства и сбыта в длительном периоде: снижение затрат на производство и сбыт с увеличением объема производства, а также экономия от разнообразия или экономия от охвата производства;
2) свойство субаддитивности издержек. Функция издержек обладает свойствами естественной монополии, если фирма с этой функцией имеет более низкие издержки, чем, если бы общий выпуск был распределен между двумя или более фирмами (это и именуют субаддитивностью издержек);
3) экономическая эффективность естественной монополии. При этом под эффективностью структуры рынка понимается эффективное число фирм на рынке (в случае монополии оно равно единице);
4) высокие барьеры входа на рынок. Постоянные издержки столь высоки, что создание подобной параллельной системы вряд ли окупится;
5) низкая эластичность спроса. Спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции, поскольку продукция, производимая субъектами естественных монополий, не может быть заменена в потреблении другими товарами;
6) сетевой характер организации рынка. Наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, в том числе организованной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени.
К естественным монополиям обычно относят производство, транспортировку и распределение электрической и тепловой энергии, газа, нефти, железнодорожный транспорт, телефонную связь. Локальные естественные монополии это услуги водопроводно-канализационного хозяйства, почтовой связи, морских, речных и авиапортов, городской пассажирский и электрический транспорт, метрополитен [1, с.275].