Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 08:11, курсовая работа
Объектом исследования работы являются отрасли естественных монополий, в частности электроэнергетика.
Целью работы является изучение истории естественных монополий и разработка эффективных методов их регулирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИЙ…………………………………………...
1.1. Понятие монополии. Виды монополий и их характеристики……..
1.2. Понятие и причины возникновения естественных монополий……
1.3. Потенциальные сферы существования естественных монополий. Признаки естественной монополии…………………………………….
1.4.Формы и способы регулирования естественных монополий………
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ………………...
2.1. История возникновения и развития естественных монополий……
2.2. Способы эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий……………………………………………….....
2.3. Реформирование и перспективы развития электроэнергетики……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….
Наиболее сложна структура электроэнергетической отрасли. Доминирующее положение в ней занимает РАО «ЕЭС России» – акционерное общество холдингового типа, контролирующее значительную часть электростанций, межсистемные линии электропередачи, региональные электроснабжающие компании и акционерное общество (АО) «Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России». В «Основных положениях…» указывается, что статус этой компании неизбежно создает внутренние противоречия ее интересам при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике. Тем более что преобразование институциональной структуры отрасли осуществлялось далеко не бесконфликтно.
Для первоочередного регулирования были избраны железнодорожный транспорт, газовая промышленность, связь и электроэнергетика. Для каждой из затрагиваемых четырех отраслей цели конкретизируются в зависимости от степени их приближения к внутренней структуре, позволяющей развивать конкурентные отношения, и от степени значимости конкретной отрасли для экономики РФ [19, с.3452].
Программа конкретных действий намечена также для каждой из отраслей в расчете на три этапа: 1997 г., 1998 г. и 1999 - 2000 гг. Естественно, наиболее полно прописан первый этап. Третий везде намечен лишь в общих чертах, исходя из предположения о том, что до 2000 г. удастся реформировать монополии по плану и обеспечить в сфере их деятельности свободную конкуренцию ряда независимых хозяйствующих субъектов. Для электросвязи предполагается достижение указанной главной цели всего лишь в два этапа.
На первом этапе для всех отраслей предусматривалось проведение значительной работы по совершенствованию тарифной политики каждой из естественных монополий. Соответственно подлежат пересмотру все тарифы в сторону устранения искажений ценообразования, вызванных перекрестным субсидированием [3, с.99].
По планам, структурные преобразования на первом этапе носят предварительный характер. В электроэнергетике создаются независимые генерирующие компании; в газовой промышленности осуществляется подготовка к созданию торговых компаний, привлечению иностранных инвесторов, а также проводятся конкурсы на предоставление права на разработку наиболее доступных месторождений; на железнодорожном транспорте осуществляется приватизация неиспользуемых имущественных комплексов и подготовка к реструктуризации системы управления отраслью. Рассчитывалось, что перечисленные меры в полном объеме смогут проявиться в 1998 и последующих годах. «Основные направления» предусматривают на первом этапе и ряд назревших специфических мер регулирования [19, с.3454].
Второй этап преобразований (1998 г.) предусматривал действие отраслей в условиях обоснованных тарифов, что позволит их только совершенствовать (проводить унификацию, уточнение и другие аналогичные меры). Зато в полной мере должны быть осуществлены мероприятия по расширению числа действующих на рынке субъектов [19, с.3456].
«Основные положения...» уточнялись и перерабатывались соответствующей государственной программой, необходимость разработки и принятия которой подчеркивается в указе. Но этот документ определяет направленность преобразований, позволяет выявить аргументы сторонников и противников продолжения реформ в России [19, с.3451].
В действительности главное, что правительство уже тогда поняло проблему, существующую в отраслях естественных монополий и начало принимать меры для создания более эффективных возможностей существования и функционирования естественных монополий, снижения отрицательных последствий их деятельности и увеличения потребительской выгоды. Однако не все ситуации можно учесть в законе и указах, поэтому для каждого отдельного случая определяется своё решение. Так же существует проблема в финансировании, поэтому законы и указы используется не в полную силу.
2.2 Способы эффективного регулирования
и перспективы развития естественных монополий
Естественные монополии в России не однородны с точки зрения финансового положения их отраслевых подсистем, которые обладают различными возможностями формирования инвестиционных ресурсов и фондов. Следовательно, при реформировании необходимо предусмотреть и выявить дополнительные, альтернативные государственные источники финансирования инвестиционной и инновационной деятельности в отрасли. В обобщенном виде можно назвать следующие важнейшие факторы, определяющие ход российских реформ естественно-монопольных отраслевых структурах [4, с.21]:
· проявление ряда тенденций, определяющих долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной инфраструктуры;
· наличие общего макроэкономического фона российских реформ;
· генезис российского монополизма;
· «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем пакете мер по реформированию отраслей народного хозяйства;
· магистральный характер транспортных энергетических сетей страны, особенности формирования их структуры и топологии, влияющие на возможности развития конкурентных сред;
· многообразие форм и способов проведения через отраслевые министерства комплекса мероприятий отраслевого характера, направленных на выживание отрасли в новых хозяйственных условиях;
· особенности мероприятий по государственному регулированию инфраструктурных отраслей в сфере естественной монополии.
Эти факторы во многом объясняют невозможность применения реформ, проводимых в других странах, в отраслях естественных монополий и, естественно, обуславливаются площадью России.
Постановка проблемы реформирования естественных монополий в России определяется их особой ролью и высокой значимостью не только в экономике, но и в политической плоскости – естественные монополии служат основой не только для сохранения единого экономического пространства, но и единой России как государства [21, с.20].
Законом регулируются естественные монополии в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи [1, с.277].
В Указе Президента РФ от 28.04.1997 г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» , о котором говорилось выше, заложены правовые основы реформирования естественных монополий. В обобщенном виде, в качестве главных задач реформирования естественных монополий можно выделить [19, с.3457]:
· совершенствование системы регулирования естественных монополий;
· повышение транспарентности естественных монополий, прозрачности финансовых потоков субъектов естественных монополий;
· поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально не защищенных групп населения;
· углубление правовой регламентации взаимоотношений между участниками естественно-монопольных рынков, публичности тарифов, введения единых правил доступа к сети на не дискриминационной основе.
Однако мы понимаем, что эти задачи хороши лишь в теории, на практике очень сложно воплотить их в жизнь.
Для эффективного регулирования и достижения ожидаемых благоприятных результатов подходы к реформированию естественных монополий должны быть обоснованы. На языке теории естественной монополии разработка стратегии эффективного реформирования предполагает решение следующих ключевых проблем [3, с.94]:
1) определение сферы естественной монополии в рассматриваемой отрасли, выделение естественно монопольного сектора много продуктового отраслевого рынка;
2) определение для выделенного естественно монопольного сектора мер по регулированию, направленных на обеспечение его эффективной работы с позиции максимизации общественной полезности.
Попробуем разработать методы эффективного регулирования естественных монополий, чтобы возможно было ожидать благоприятных результатов. На которые и направлены реформы. Рассмотрим, как с позиций теории и современных подходов к её реализации, с учетом мирового опыта регулирования в рассматриваемой области, целесообразно подходить к решению такой актуальной для России задачи, как построение стратегии реформирования, отыскание эффективных методов регулирования естественных монополий. Соответствующие методологические положения сформулируем в виде ряда принципов [4, с.32]:
1) системность применяемого инструментария:
· сочетание различных мер государственного регулирования;
· исследование нормативных и поведенческих аспектов формирования стратегии;
· использование моделей и методов современной теории естественной монополии.
2) поэтапное формирование стратегии:
· целесообразно выделять два этапа;
· идентификация отраслевой естественно-монопольной структуры (первый этап);
· оптимизация экономического поведения (второй этап);
· необходимо выполнение каждого этапа, причем в указанной последовательности;
3) учет много продуктовости:
· необходима сегментация рынков промежуточной и конечной продукции (услуг) естественной монополии;
· моделирование отрасли как много продуктовой для диверсификации мер регулирования по сегментам рынка;
4) оптимизация стратегии реформирования:
· обеспечение деятельности естественных монополий с высокой эффективностью для всех участников;
· выбор и осуществление эффективного государственного регулирования наиболее экономными средствами;
· суб оптимизация при решении всех задач формирования стратегии на каждом из указанных этапов;
5) создание совместимых с естественной монополией конкурентных сред:
· анализ возможностей использования конкуренции в определенных сегментах много продуктового рынка;
· введение специальных типов конкурентных сред;
· проведение необходимых институционных преобразований;
· адаптация к условиям нестационарной экономики России.
Ясно, что на все из предложенных мер могут быть реализованы в ближайшем будущем. Вместе с тем движение в данном направлении позволит сформировать конкурентную среду там, где это возможно и необходимо, и осуществлять эффективное государственное регулирование только в тех сферах, в которых без него не обойтись. Это принесет бесспорные выгоды всем [6, с.10]:
· потребителям – в виде низких цен;
· нерегулируемым предприятиям – в форме большей либерализации рынка;
· регулируемым предприятиям – благодаря установлению стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям и техническому развитию.
Отметим, что дальнейшее реформирование российской экономики и её законодательной базы может поставить ряд новых проблем и потребовать модификации способов регулирования, иначе ожидаемые благоприятные результаты могут не подтвердиться и даже стать отрицательными [6, с.10].
2.3 Реформирование
и перспективы развития
В России реформирование естественных монополий наиболее активно протекает в электроэнергетике.
Электроэнергетика – базовая инфраструктурная отрасль практически любой экономики, продукцией которой пользуются все остальные отрасли и население. В России ее стержень составляет Единая электроэнергетическая система (ЕЭС).
Электроэнергетика производит энергию и оказывает услуги по ее доставке, включающие передачу, распределение и администрирование. На последнюю функцию обратим особое внимание, так как из-за невозможности хранения энергии необходимо поддерживать системную надежность – постоянный баланс между ее производством и потреблением. Невозможность сохранения энергии означает, что объекты, производящие и передающие энергию, подвергаются неравномерным нагрузкам (предельные – в час пик). Изменения спроса на электричество характеризуются периодическими колебаниями в течение года, недели, суток [2, с.45].
В своей работе по контролю и регулированию деятельности субъектов естественных монополий, в частности электроэнергетики, территориальные органы Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства сталкиваются с непониманием, а нередко с прямым противостоянием и противодействием со стороны руководителей и ведущих специалистов этих субъектов. Споры возникающие на этой почве, не находя разрешения в рабочем порядке, выносятся на рассмотрение арбитражного суда. В этом процессе представители субъектов естественных монополий опираются, как правило, на существующее в настоящее время суждение видных юристов, в том числе судей Высшего Арбитражного Суда, о том, что ряд аспектов во взаимоотношении сторон при осуществлении энергоснабжения законодательством не урегулирован [13, с.120].
В топливно-энергетическом комплексе России к сфере деятельности естественных монополий в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» отнесены [18, с.6401]: