Теория монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования работы являются отрасли естественных монополий, в частности электроэнергетика.
Целью работы является изучение истории естественных монополий и разработка эффективных методов их регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИЙ…………………………………………...
1.1. Понятие монополии. Виды монополий и их характеристики……..
1.2. Понятие и причины возникновения естественных монополий……
1.3. Потенциальные сферы существования естественных монополий. Признаки естественной монополии…………………………………….
1.4.Формы и способы регулирования естественных монополий………
2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ………………...
2.1. История возникновения и развития естественных монополий……
2.2. Способы эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий……………………………………………….....
2.3. Реформирование и перспективы развития электроэнергетики……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

теория монополий.docx

— 70.08 Кб (Скачать файл)

· услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

· транспортировка газа по трубопроводам;

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Мировая практика показывает, что организация конкуренции в указанных сферах экономически неэффективна или технологически невозможна и поэтому государственное регулирование деятельности естественных монополий, направленное на защиту законных прав и экономических интересов потребителей, является объективной необходимостью. Перечень регулирующих функций государства исчерпывается следующими [15, с.8] :

· ценовое регулирование стоимости услуг естественной монополии;

· определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

· установление минимального уровня обеспечения потребителей при невозможности полного удовлетворения спроса на соответствующие услуги;

· государственный контроль за деятельностью естественных монополий, которая может ущемить права потребителей.

Возможно, этих функций государства не достаточно для эффективного регулирования электроэнергетики как отрасли естественных монополий. Многие из этих функций не выполняются или выполняются не в полную силу. Так, например, политика ценового регулирования выполняется не в полную меру. Потребители регулярно ощущают это на себе, так как открываются новые энергетические станции, но цены на электроэнергию только увеличиваются, хотя должно быть наоборот.

Как говорилось ранее, особой проблемой для России  является то, что тарифы на услуги электроэнергии в разных регионах различны. Это обусловлено большой площадью страны и отсутствием связи отдаленных регионов, в частности Дальневосточного региона, относительно электроэнергии с центром России. Поэтому реформы электроэнергетики обязательно должны затрагивать эту чрезвычайно важную особенность нашей страны.

Тарифы на электроэнергию в разных регионах России показаны на рисунке 2 [10, с.13].

Рисунок 2. Базовые тарифы в территориальных энергетических сетях (АО-энерго) на 1 октября 2002г.

 

 

В 2001 г. были одобрены основные принципы и направления реформирования электроэнергетики, а в марте 2003 г. принят пакет соответствующих законов. Этими актами решен целый комплекс вопросов, касающихся как правового регулирования сфер, относящихся к естественным монополиям, так и порядка их взаимодействия с иными сферами деятельности, не являющихся естественно-монопольными, но примыкающими к ним, в том числе производства электроэнергии и ее продажи [7, с.33].

Однако этих мер недостаточно и разработана целая сеть реформ, представленная несколькими законопроектами. Суть предстоящих реформ такова. Сейчас каждое АО-энерго представляет собой возглавляемый единым организационным и диспетчерским управлением ряд отдельных предприятий по выработке  и транспортировке энергии, а также предприятий и организаций непрофильного рода деятельности. Предлагается  освободить от непрофильной сферы в целом, а также разделить генерацию энергии и ее транспортировку, оставив единое диспетчерское управление [10, с.19].

При реформировании российского электроэнергетического рынка очень сложно опираться на модели электроэнергетических рынков других стран. В последние годы в России многие отрасли подвержены влиянию Европы, многие реформы проходят по европейскому примеру. Российский энергетический рынок реформировать по европейскому образцу очень сложно – в Европе конкуренция обеспечивается большим количеством энергетических компаний разных стран. Там для образования конкурентной среды и выполнения основных задач по трансформированию электроэнергетики оказалось достаточным выделить управляющую компанию и создать благоприятные условия для появления новых генерирующих компаний. Насколько целесообразно в наших реалиях разделять собственников для предотвращения дискриминационного доступа к инфраструктурным сетям, сказать сложно. Географическая отдаленность ряда субъектов РФ и невысокая плотность населения в них являются аргументами в пользу функционального или оперативного разделения отечественной электроэнергетики [2, с.49].

Однако проблема регулирования естественных монополий в сфере электроэнергетики является важной проблемой. Правительство ищет разнообразные способы регулирования, учитывая специфику нашей страны. Еще одной проблемой является привлечение инвестиций в эту отрасль.

В настоящее время РАО «ЕЭС Россия» ведет переговоры с рядом ведущих энергетических компаний Европы и Америки о формах и методах их участия в электроэнергетике России. И есть уже первые результаты : президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) заявил о намерении предоставить ОАО «Ленэнерго» инвестиции на сумму 40 млн. долл. США; германский концерн «Э. ОН Энергии» проявил интерес к инвестированию в создание на европейской территории нашей страны мощной тепловой электростанции с парогазовыми установками на принципах проектного инвестирования. Иностранные инвесторы, прежде всего, заинтересованы в развитии системы долгосрочных контрактов по снабжению ТЭС топливом и по сбыту электроэнергии. Возможность заключения таких контрактов предусматривается моделью конкурентного рынка.

Не остаются в стороне от инвестиционного процесса и крупные отечественные компании. О готовности вложить в энергосистему Кузбасса до 100 млн. долл. США по завершении ее реформирования заявила компания «Ренессанс – Капитал». В ближайшей перспективе намечено проведение тендера на покупку 25 % акций АО «Северо-Западная ТЭЦ» и привлечение стратегического инвестора для завершения строительства этой электростанции. Кроме того, планируется привлечь стратегические инвестиции и заключить контракт на управление Псковской ГРЭС. Все это только начало, потому что с каждым годом число перспективных проектов будет расти [11, с.3].

Количество инвестиций, возможно в будущем привлеченных в электроэнергетику, показано на рисунке 3 [9, с.7].

Рисунок 3. Прогноз количества инвестиций, привлеченных в электроэнергетику при различных вариантах энергетической стратегии

 

 

 

В настоящее время начинает формироваться мнение, что человечество вступает в новую полосу постепенной смены ведущего мирового энергоносителя. Нефть в ближайшие десятилетия будет уступать позиции природному газу. В период 2000 – 2030 гг. ожидается динамичное развитие потребления и добычи природного газа, намного обгоняющего потребление и добычу других энергоресурсов. Спрос на газ будет прирастать в этот период темпами 2,4 % против 1,6 % в отношении нефти и 1 % в отношении угля. В результате удельный вес газа вы мировом  производстве энергоресурсов  за вышеуказанный период увеличится с 23 % до 27 %.

Прогноз развития международной торговли газом показывает резкое возрастание в 2000 – 2030 гг. импортной зависимости стран ОЭСР от импорта природного газа. Так эта зависимость для группы стран североамериканского региона возрастет с 1 % потребления до 26 % и стран Западной Европы с 36 % до 63 %. Россия, с ее лидирующими позициями в мировых запасах природного газа и в его экспорте, как подчеркивается в большинстве прогнозов, может сыграть роль крупнейшего поставщика природного газа на мировой рынок [11, с.11].

Реформирование естественных монополий напрямую связано с развитием промышленности, экономики регионов и страны в целом. Поэтому для достижения высоких темпов роста и улучшения благосостояния населения необходимо продолжать поиск стратегии преобразования электроэнергетики, так как эта отрасль  является одной из наиболее важных  среди отраслей естественных монополий в Российской Федерации [2,  с.49].

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К сожалению, в рамках курсовой работы тяжело рассмотреть такую серьезную проблему. Однако, проанализировав ряд источников, мы смогли сделать некоторые выводы.

Монополии – явление, существующее в экономике каждой страны, подразделяется на несколько видов: экономическую, административную и естественную. Монополии в целом явление отрицательное. Однако естественные монополии – это явление необходимое в современной экономике. Они появляются в тех отраслях промышленности, где по экономическим или другим соображение наиболее эффективным является наличие одного крупного производителя, нежели нескольких небольших, чаще всего причиной возникновения естественных монополий является капиталоемкость производств. Существует шесть основных признаков естественной монополии: экономия на масштабах производства, субаддитивность издержек, экономическая эффективность, высокие входные барьеры, низкая эластичность спроса, сетевой характер организации рынка.  Естественные монополии относятся к разряду регулируемых монополий, так как их регулирование и реформирование необходимо, поскольку естественные монополии несут в себе все отрицательные последствия монополий. Существует три основных формы (структурное регулирование, регулирование поведения, регулирование через систему стандартов) и пять основных методов (эффективное ценообразование, справедливое ценообразование, ценообразование с нормальной прибылью, предельные цены, предельная норма отдачи на капитал) регулирования.

В России естественные монополии появились давно, их место в экономики России всегда было неоднозначно. В последнее десятилетие XX века естественные монополии стали привлекать к себе все больше внимания правительства. Стало понятно, что эта отрасль экономики нуждается в реформировании. Закон «О естественных монополиях» положил основу правовому регулированию этой сферы экономики в России. Создаются законопроекты, способствующие наиболее эффективному регулированию с учетом специфических особенностей Российской Федерации.

Существует множество способов эффективного регулирования естественных монополий, разрабатываются правительственные программы, каждый последующий законопроект исправляет ошибки предыдущего. Однако пока нет такого универсального закона и метода для создания стабильности в отраслях естественных монополий. Но эта проблема не оставлена без внимания, и в сравнительно скором времени можно ожидать улучшение ситуации и решение многих проблем. Одна из проблем мешающих осуществлению реформ и законопроектов это недостаток финансирования, из-за которого невозможно применение законопроектов в полную силу.

В настоящее время наиболее регулируемой среди естественных монополий является электроэнергетика. Именно по причине постоянного роста тарифных ставок на электроэнергию предпринимаются разнообразные стабилизирующие и сдерживающие меры, издаются разнообразные законопроекты. Основная проблема масштаб страны, из-за чего возникает огромная разница в ценах на электроэнергию. Однако эта проблема замечена и принимаются меры по её устранению. Электроэнергетика является достаточно перспективной отраслью, так как в России есть неисчисляемые ресурсы, которые можно привлечь в эту отрасль, при должном финансировании. Электроэнергетика очень прибыльная промышленная отрасль, это, естественно, замечено, и в настоящее время  существует масса проектов по привлечению инвестиций в отрасль.

Главным для нас выводом является то, что государство не обходит стороной проблемы естественных монополий. Предпринимаются меры для более эффективного функционирования естественных монополий. Уделяется внимание проблемам, которые характерны только для России. Следовательно, можно ожидать стабилизацию в сфере естественных монополий, что благоприятствует потребителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.  Астапов К. О государственном  регулировании естественных монополий // Общество и экономика. – 2003. –  №4/5. – С.274-287

2.  Астапов К. Реформирование  электроэнергетики  в РФ // Проблемы  теории и практики управления. – 2003. – №6. – С.45-49

3.  Белоусова Н. И. Реформирование  естественных  монополий в России: теоретический аспект / Н. Белоусова, Е.Васильева, В. Лившиц // ЭКО. – 1999. –  №4. – С.85-100

4.  Белоусова Н. О регулировании  естественных монополий в экономике  России / Н. Белоусова, Е.Васильева, В. Лившиц // Общество и экономика. – 2002. –  №1. – С.21-45

5.  Большая книга по экономике  / Пер. с нем. В. Гофрида /. –  М.: «Терра». –  1997. – 736с.

6.  Бутыркин А. Проблемы реформирования естественных монополий //   МЭ и МО. – 2003. – №12. – С.3-11

7.  Варламова А. Н. Реформирование  электроэнергетики как естественной  монополии // Законодательство. – 2004. –  №3. – С.22-26

8.  Вильсон Дж. Естественные монополии в России / Дж. Вильсон, В. Цапелик  // Вопросы экономики. – 1995. – №11. – С.80-87

9.  Волков Э. П. Управление развитием  и функционированием электроэнергетики  в современных условиях / Э. П. Волков, В. А. Баринов // Вести в электроэнергетике. – 2002. – №1. – С.3-7

10.  Галушко Е. Самый дорогой  киловатт России // Дальневосточный  капитвл. – 2002. – №11. – С.12-20

11.  Дубинин С. К. Новые возможности  привлечения инвестиций в отрасль // Энергетик. – 2002. – №11. – С.2-3

12.  Ершов Ю. А. Энергетическая  стратегия России на период  до 2002 года: плюсы и минусы новой  энергетической политики РФ // Внешнеэкономический  бюллетень. – 2004. – №5. – С.35-43

13.  Киселев В. Антимонопольное  регулирование в энергетике // Закон. – 2003. – №10. – С.120-122

14.  Курс экономической теории: Учебник  / под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. –  Киров: «АСА». – 2004. – 832с.

15.  Кутовой Г. П. Государственное регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в РФ // Вопросы электроэнергетики. – 2002. – №1. – С.8-12

Информация о работе Теория монополий