Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:44, курсовая работа
Целью работы является анализ несовершенной конкуренции, ее различные формы (чистая монополия, дуополия, олигополия, монополия с дифференциацией продукта) и виды, а также изучение особенностей поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции
Также я рассмотрю взгляды ученных-экономистов на эту проблему. В частности, взгляды на несовершенную конкуренцию (и на некоторые важные аспекты, которые выделяли эти ученные) Эдварда Чемберлена и Джоан Робинсон. Будут рассмотрены потери, которые несет общество и экономика от деятельности монополий.
Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренция 4
1.1.Понятие конкуренции 4
1.2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена 12
1.3. Экономическая теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон 15
1.4. Издержки от несовершенной конкуренции 17
Глава 2. Анализ монополистической структуры рынка (на примере рынка черных металлов в России) 20
2.1 Общая характеристика рынка чугуна России за 2006-2010 20
2.2 Показатели основных производителей черных металлов России за 2005-2010 22
2.3 Оценка степени монополизации отрасли черной металлургии 24
Заключение 26
Список литературы 27
Таблица 1.Основные типы рыночных структур.
Модели рынка |
Количество фирм в отрасли |
Характер продукции |
Входные барьеры |
Контроль над ценой. |
Совершенная конкуренция |
множество мелких фирм |
стандартизированная, однородная |
свободный вход и выход |
практически отсутствует |
Чистая монополия |
Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) |
Однородная продукция, не имеющая заменителей (субститутов) |
Высокие |
Полный |
Дуополия |
Две фирмы |
Однородная |
Высокие |
Частичный |
Олигополия |
Малое количество фирм |
Однородная продукция или с незначительной дифференциацией |
Высокие |
Частичный |
Монополия с дифференциацией продукта |
Множество фирм |
Разнородная продукция |
Низкие |
Слабый |
Чистая монополия. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Чистая (экономическая) монополия возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек (муниципальные коммунальные хозяйства). В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Монополия возникает там и тогда,
где и когда велики барьеры
для вступления в отрасль. Это
может быть связано с экономией
от масштаба, с естественной монополией.
Государство создает
Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса. Монополист может определять объем производства и назначать цену. Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена превышает предельный доход (P > MR). В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены.
Если монополист решает отклониться от равновесия, которое достигается на пересечение кривых MC=MR,то он начинает нести убытки. Предположим, что монополист решает производить больше продукции и переходит из точки Q* в точку Q2.Чтобы его товар купили полностью необходимо понизить цену с P* до P2. Практически получается, что он обесценивает каждую единицу товара. И теряет прибыль от производства большого количества продукции по низкой цене. Почти тоже самое происходит, если монополист решает поднять цену на свою продукцию. Значение цены переходит в точку P1, а объем производства уменьшается до точки Q1.Тем самым он теряет прибыль от производства маленького количества товара по слишком высокой цене.
Дуополия.
Тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара (она представляет собой простейшую модель олигополии). Существует два варианта дуополии: когда между производителями нет сговора, и когда он имеет место. Рассмотрим вариант, когда между производителями нет сговора. Такая модель дуополии носит название: Модель дуополии Курно
Модель дуополии Курно демонстрирует механизм установления рыночного равновесия в условиях, когда действующие в отрасли две фирмы одновременно принимают решения по объему выпуска стандартизированного блага, исходя из заданного объема выпуска конкурента. Суть взаимодействия фирм состоит в том, что каждая из них выбирает собственное решение об объеме выпуска, принимая объем производства другой постоянным и зная, что конкуренты будут взвешивать её реакцию на их собственные решения (рис.3). Допустим, рыночный спрос представлен кривой D, а предельные издержки фирмы МС постоянны. Если фирма Альфа считает, что другая фирма не будет производить, то максимизирующий прибыль объем ее выпуска составит Q. Если же она предполагает, что фирма Бетта будет осуществлять предложение в объеме Q единиц, то фирма Альфа, воспринимая это как смещение на эту же величину спроса на свою продукцию D1, будет оптимизировать свой выпуск на уровне Q1. Любое дальнейшее увеличение предложения фирмой Бетта фирма Альфа будет воспринимать как смещение спроса на свою продукцию D2 и оптимизировать в соответствии с этим выпуск Q2. Таким образом, изменяясь в зависимости от предположений об объеме выпуска фирмы Бетта, решения по объему производства фирмы Альфа представляют собой кривую реагирования QA на изменения выпуска фирмой Бетта. Действуя аналогично, фирма Бета будет иметь свою кривую реагирования QБ на предполагаемые действия фирмы Альфа (рис. 4). Отражая максимизирующий прибыль объем производства одной фирмы в зависимости от выпуска другой, кривые реагирования позволяют проследить, как устанавливается равновесный выпуск. Если фирма Альфа будет производить QA1, то в соответствии со своей кривой реагирования фирма Бетта не будет производить, так как в этом случае рыночная цена продукции равна средним издержкам и любое увеличение выпуска приведет к ее снижению ниже средних издержек. Когда фирма Альфа осуществляет производство на уровне QA2, фирма Бетта отреагирует на это выпуском QБ1. Реагируя на выпуск конкурента QБ1, фирма Альфа сократив выпуск до QA3. В конечном счете, устанавливая объем выпуска в соответствии со своей кривой реагирования, фирмы достигнут равновесия в точке пересечения их кривых реагирования, что даст равновесный уровень объема их производства Q*A и Q*Б. Такое равновесие называется равновесием Курно, которое свидетельствует о наилучшем с точки зрения максимизации прибыли положении фирмы при заданных действиях конкурента. Однако сама модель не объясняет, как достигается равновесие, так как предполагает объем производства конкурента постоянным.
Рассмотрим ситуацию когда между производителями может быть сговор.Для этого обратимся к рисунку.5. Две фирмы, «Альфа» и «Бетта», являются единственными продавцами на рынке. Каждая может установить или высокую, или низкую цену. Если обе фирмы устанавливают высокую, монопольную цену, то каждая получит сверхприбыль в размере 20 млн. руб., тогда как если обе устанавливают низкие цены, прибыли каждой составят только 15 млн. руб. Таким образом, в данной ситуации имеется побудительный мотив к сговору, но также и стремление к обману соперника. Если одна фирма устанавливает высокую цену, а другая низкую, то фирма, имеющая низкую цену, получает 30 млн. руб., а фирма, имеющая высокую цену, получает только 10 млн.
Если «Альфа» и «Бетта» могут действовать сообща, то ясно, что они обе назначат высокую цену. Но что если каждая действует независимо, стремясь максимизировать свою собственную прибыль?
Если «Бетта» назначает высокую цену, «Альфа» максимизирует прибыль путем снижения цены. Если «Бетта» назначает низкую цену, «Альфа» получает больше, избегая снижения прибыли, и тоже назначает низкую цену. Таким образом, «Альфа» максимизирует свои прибыли, устанавливая низкую цену, вне зависимости от того, что по ее мнению, будет делать «Бета». Расчеты «Бета» в точности такие же, так что «Бетта» тоже всегда назначает низкую цену. Получается, что обеим хуже, чем в том случае, если бы они могли действовать сообща, а покупатели в результате выигрывают.
Допустим, «Альфа» и «Бетта» предпринимают попытку сговориться. Их руководители встречаются тайно (и нелегально) и договариваются о назначении высокой цены. Решает ли это проблему? Вовсе нет, поскольку в соответствии с только что упомянутыми аргументами каждая фирма имеет побудительный мотив к нарушению соглашения и назначению низкой цены вне зависимости от того, допускает ли она или нет, что ее соперник также пойдет на обман. Для эффективного сговора требуются как само соглашение, так и некоторые меры для предотвращения обмана.
Олигополия.
Тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Поскольку олигополистический рынок представлен малым количеством участников, каждый из них внимательно следит за действиями другого ( в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают).
Ценовая политика компании-
Монополия с дифференциацией продукта.
При монополии с дифференциацией продукта множество производителей производят похожую (но не заменяемую) продукцию, которая отличается от остальных своеобразным признаком.Например, цветом упаковки,определенным ингридиентом и т.д.
В условиях дифференциации продукта трудно найти 2 фирмы, которые производили бы один и тот же продукт. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта. Как правило, дифференциация широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность). Монополия с дифференциацией продукта характеризуется отсутствием высоких барьеров для вступления в отрасль, незначимостью эффекта масштаба (капитал, требующийся для начала своего дела, невелик).
Если рассматривать кривую спроса, то она менее эластична, чем при чистой конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта. Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и предельного дохода, а цена задается кривой спроса. В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие фирмы. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: экономическая прибыль равна нулю.