Теория несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ несовершенной конкуренции, ее различные формы (чистая монополия, дуополия, олигополия, монополия с дифференциацией продукта) и виды, а также изучение особенностей поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции
Также я рассмотрю взгляды ученных-экономистов на эту проблему. В частности, взгляды на несовершенную конкуренцию (и на некоторые важные аспекты, которые выделяли эти ученные) Эдварда Чемберлена и Джоан Робинсон. Будут рассмотрены потери, которые несет общество и экономика от деятельности монополий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренция 4
1.1.Понятие конкуренции 4
1.2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена 12
1.3. Экономическая теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон 15
1.4. Издержки от несовершенной конкуренции 17
Глава 2. Анализ монополистической структуры рынка (на примере рынка черных металлов в России) 20
2.1 Общая характеристика рынка чугуна России за 2006-2010 20
2.2 Показатели основных производителей черных металлов России за 2005-2010 22
2.3 Оценка степени монополизации отрасли черной металлургии 24
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Кипрушев Д. курсовая работа.docx

— 188.66 Кб (Скачать файл)

Также стоит упомянуть о различных  видах монополистических объединений, которые играют важную роль в понимание  несовершенной конкуренции. Видами монополистических объединений являются: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат. Картель-соглашение между несколькими производителями однородной продукции об ограничении общих объемов ее выпуска продукции для поддержания монопольно высоких цен, при этом производители остаются экономически и юридически независимыми. Синдикат-объединение предприятий, производящих однородную продукцию, созданное с целью монополизации сбыта и покупок. При этом предприятия теряют коммерческую независимость. Трест-объединение предприятий, в котором его участники теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются в своей деятельности решениям единого управляющего центра. Концерн-это многоотраслевой комплекс компаний объединенных на основе производственного и технологического единства. Конгломерат-объединение путем поглощения и слияния фирм не имеющих между собой никаких производственных связей.

1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена.

Автор книги «Теория монополистической конкуренции (реориентация стоимости)» Эдвард Хейстингс Чемберлен (1899—1967), уроженец штата Вашингтон (США) из семьи протестантского пастора. В 1921 г. окончил университет Айовы. Через год в Мичиганском университете получил степень магистра, а еще через пять лет, будучи докторантом в Гарвардском университете, защитил диссертацию по проблематике монополистической конкуренции. Вся последующая деятельность с 1927 г. идо кончины в 1967 г. связана с преподаванием в университете Гарварда, не считая годичной работы в Бюро стратегической службы США и специального в 1951 г. турне в западноевропейские страны для разъяснения положений своих теоретических нововведений. Важной вехой в творческой и научной биографии Э.Чемберлена явилось избрание главой отделения экономической теории Гарвардского университета (1939—1943), включавшего тогда в свой состав таких именитых ученых, как В. Леонтьев, Э. Хансен, И. Шумпетер и др., а также назначение на пост редактора гарвардского «Куортели джорнел оф экономике» (1948—1958). В 1965 г. был избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации. В 1967 г. в память о нем был издан сборник трудов экономистов под названием «Теория монополистической конкуренции: исследования взаимодействия».В течение 1933—1962 гг. его произведение переиздавалось в США 5 раз, являясь и ныне одним из популярных учебных пособий в преподавании курса экономической теории многих стран. В нем содержится всесторонняя характеристика сущности монополии, приводится убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли.

Сущность монополистической конкуренции и несовершенного рынка.

В своей работе Эдвард Чемберлен  особое внимание уделял понятиям монополистической  конкуренции и  несовершенного рынка. В отличие от традиционной неоклассической  доктрины, рассматривающей конкуренцию и монополию как взаимоисключающие понятия, Чемберленовская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). При этом предполагается, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремиться захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремиться создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента. Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации продукта, становиться монополистом на рынке его сбыта и начинает формировать собственный круг покупателей, т.е. свой субрынок, за счет обладания своим «уникальным» товаром, В связи с этим фирма начинает обладать частично рыночной властью. А уровень «дифференциации продукта» будет отражать, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистом. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей, что было бы верно, по крайней мере, в теоретическом плане в условиях совершенной конкуренции.

 Монополия продавца  на свой продукт и монополисты,  конкурирующие между собой в  условиях монополистической конкуренции,  невозможны, по мысли Э.Чемберлена, без главного условия — дифференциации  продукта.

Конкуренция в  условиях дифференциации продукта.

Дифференциация  продукта по Чемберлену трактуется достаточно широко: она включает не только различные  свойства продукта, но и все условия  реализации и услуги, сопутствующие  продаже, а также пространственное нахождение. Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства (фабричные  марки, фирменные названия, своеобразие  упаковки) и таких, как индивидуальные особенности (качество, форма, цвет или  стиль). Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих  продаже товаров. Конкуренция в условиях дифференциации продукта характеризуется контролем продавцов над специфическим видом или сортом товара. Этот контроль осуществляют не только крупные, но многие мелкие продавцы.

Следствием  является отсутствие единого рынка: он разбивается на множество относительно обособленных рынков со своими ценами, продуктами, услугами. Но дифференциация товаров и рынков не абсолютна: в  той мере, в какой товары являются субститутами, т.е. взаимозаменяемы, реальна  конкуренция. Существование субститутов, хотя и не полных, ограничивает возможности  каждого монополиста повышать цены, чтобы получить прибыль. Таким образом, предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец товара или услуг  формирует свой круг покупателей (микрорынок), на котором он выступает как монополист, обладающий контролем над ценой, но вместе с тем подвергается конкуренции  со стороны товаров-заменителей. При  достижении определенного уровня дифференциации продукта, каждый продавец становится монополистом, но в то же время и  субъектом конкуренции более  или менее совершенных субститутов. Налицо, как уже отмечалось своеобразное сочетание монополии и конкуренции: первая связана с контролем над «дифференцированным продуктом», вторая– с наличием «субститутов», заменителей.

Учитывая, что дифференциация продукта может  быть искусственна, недобросовестна, т.е. связана с реальным изменением качества товара, Чемберлен предлагает целую систему мер по борьбе со злоупотреблениями торговой маркой, контроля над рекламой, защитой прав потребителей. Но в целом процесс дифференциации связан с удовлетворением разнообразных вкусов, потребностей людей, поэтому вполне оправдан, хотя действия монополий должны быть поставлены под контроль.

Неценовые факторы  конкуренции.

В развитие своей идеи о  процессе «дифференциации продукта»  как о естественной реакции конкурентов  на не менее естественное проявление самой конкуренции Э.Чемберлен  обосновывает растущее влияние на этот процесс неценовых факторов конкуренции, имея в виду обусловленное особыми  свойствами и индивидуальными особенностями  качество товаров и рекламу. Суть неценовых факторов конкуренции используемых производителями заключается в том, чтобы переключить больше потребителей именно на свой товар, при этом не снижая цен.

Что касается рекламы, то ей свойственно  двойственное воздействие на спрос. Подразумевается ее влияние, как на формирование потребностей, так и на их изменения. С одной стороны влияние рекламы на увеличение спроса на продукт увязывается с возможностью продавца сбывать большое количество своего продукта независимо от назначаемой цены, чем без помощи рекламы, т.е. добавочные затраты на рекламу увеличивают доходы. Однако, с другой стороны, высказывается напоминание о том, что доход от повторения рекламы увеличивается не бесконечно, так как сопротивление, вызывающее уменьшение дохода все время усиливается по мере того, как расширяются затраты по сбыту.

Увязывая сказанное с  розничной торговлей, к обозначенным факторам неценовой конкуренции (на базе дифференциации) прибавлены еще такие как: удобство местонахождения продавца, общая атмосфера, манера ведения дел, репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает.

 

 

1.3 Экономическая теория несовершенной конкуренции Джоан Робинсон.

Автор книги «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Джоан Вайолет Робинсон (1903—1983) окончила Кембриджский университет, став одним из видных представителей и продолжателей учения «школы А.Маршалла». Должность профессора в этом же университете занимала с 1965 по 1971 г. Она относится к числу тех авторов в экономической науке, кому мировую известность принесла работа, написанная в самом начале творческого пути, если учесть, что «Экономическая теория несовершенной конкуренции» вышла из-под ее пера в возрасте всего 30 лет.

Как и Чемберлен в своей  самой известной работе "Экономическая  теория несовершенной конкуренции" (1933) Джоан Робинсон исследовала  те же проблемы: сдвиги в механизме  рыночной конкуренции, проблема монополизации  рынка, механизм монополистического ценообразования. Решающим условием монопольного обладания  продуктом Робинсон также считала  дифференциацию продукта. Однако не считала  ее единственным условием монополии. Значительное внимание в своем исследовании она  посвятила вопросу поведения  крупных компаний, олицетворяющих высокий  уровень концентрации производства, Для Робинсон, монополия представляет собой явление не только рынка, но концентрированного производства. Концентрацию производства она связывала с экономией фирмы на масштабах. Сравнивая поведение компаний в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, Робинсон показала, что крупные компании имеют возможность поддерживать более высокую цену в условиях несовершенной конкуренции, чем могли бы иметь в условиях совершенной конкуренции.

Основные теоретические  положения 

Джоан Робинсон рассматривает сущность монополии, как фактор, дестабилизирующий социально-экономические  отношения рыночной среды. Поэтому  в ее работе можно выделить следующие положения:

Во-первых, в условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли.

Во-вторых, как считает Дж. Робинсон, кроме  того, что монополист требует заметной обособленности продукции от "товаров-субститутов" или, иными словами, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым "фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные".

В-третьих, на монополизированном рынке с его  несовершенной конкуренцией, возможна ситуация, когда, рынок состоит не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей. Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, называется монопсонией, т.е. монополией покупателей.

В-четвертых, завершая собственное теоретическое исследование, Дж. Робинсон приходит к заключению, что преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденций к эксплуатации факторов производства. Также, что это усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие, прежде всего конкурировавшие между собой фирмы, Что увеличение размеров единицы управления обязательно способствует еще большей несправедливости и распределению богатства.

  Дилемма об эффективности и справедливости.

Особое внимание Джоан  Робинсон уделила такой характерной  черте рыночного поведения крупных  компаний, как маневрирование ценами. Ключевым вопросом стало исследование возможностей использования цены как  инструмента воздействия на спрос  и регулирования сбыта. Именно она  ввела в экономическую теорию понятие “дискриминация в ценах”, что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп на разных географических рынках. Также было обращено внимание на проблемы формирования ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях совершенной конкуренции.

Информация о работе Теория несовершенной конкуренции