Торговля как важнейшая отрасль экономики России, пути повышения уровня ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров и оказание услуг. Она составляет примерно 20% в структуре ВВП страны. По размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Торговля как объективно необходимый сектор развитие экономики………………………………………………………………..5
Торговля как отрасль экономики …………………………………....5
1.2. Виды торговли…………………………………………………………7
2. Состояние и пути повышения уровня эффективности торговых отношении……………………………………………………………….10
2.1. Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности торговой отрасли в период становления рыночных отношений в России………………………………………………………………...10
2.2. Проблемы и противоречия в торговле отечественными товарами..15
2.3. Показатели развития торговли………………………………………20
3. Государственное регулирование в торговых отношениях………..25
Заключения ……………………………………………………………………..29
Список литературы …………………………………………………………….31
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

НОВАЯ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Пермский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования 

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

 

 

 

Кафедра общей экономической теории

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Экономическая теория» на  тему

 

Торговля  как важнейшая отрасль экономики  России, пути повышения уровня ее эффективности

 

 

 

 

 

Выполнила – студентка 1 курса заочной формы

обучения Менеджмент  факультета, группы МЗ-13

Руководитель – к.э.н. доцент Соколова М. А

Оценка______

Дата________

Подпись_____

 

 

Пермь 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Торговля как объективно необходимый сектор развитие экономики………………………………………………………………..5
    1. Торговля как отрасль экономики …………………………………....5

1.2.    Виды торговли…………………………………………………………7

2. Состояние и пути повышения уровня эффективности торговых  отношении……………………………………………………………….10

2.1. Анализ показателей  финансово - хозяйственной деятельности         торговой отрасли в период становления рыночных отношений в России………………………………………………………………...10

2.2.    Проблемы и противоречия в торговле отечественными товарами..15

2.3.    Показатели развития торговли………………………………………20

3. Государственное регулирование в торговых отношениях………..25

Заключения ……………………………………………………………………..29

Список литературы …………………………………………………………….31

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

    Торговля  является важнейшей  отраслью экономики  страны, состояние  и эффективность  функционирования которой непосредственно  влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских  товаров и оказание услуг. Она составляет примерно 20% в структуре ВВП страны. По размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Значительные  перемены в экономической  и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения  в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля России претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.

 Изменилась  система поступления  товаров в розничную торговую  сеть – система распределения  товаров с «верха» заменена отношениями свободной купли-продажи. Динамика объемов и структуры реализации товаров постепенно приобретает все более устойчивый характер. Основной целью на современном этапе является разработка адекватного в рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителей, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.

Самая старая форма международных  отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства  народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Важнейшей задачей России во внешнеэкономической  сфере остается вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров.

Актуальность темы состоит в том, что торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны – позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, через экономическую составляющую товара  - цену, можно судить об экономическом развитии и динамике инфляционных процессов в государстве. Развитие торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей.

 

Цель работы: Изучить торговлю как важнейшую отрасль экономики России.

Задачи работы:

  1. Изучить Торговлю,  как отрасль экономики.
  2. Изучить государственное регулирование в торговых отношениях.
  3. Рассмотреть состояние и пути повышения уровня эффективности  торговых отношении.

 

 

 

  1. Торговля как объективно необходимый сектор развитие экономики

 

    1. . Торговля как отрасль экономики

 

Торговля – важная составляющая экономики любого государства. С  незапамятных времен торговые пути соединяли города и страны, сближали культуру, науку и прогрессивные идеи разных народов. И сегодня от профессионализма каждого, кто занимается организацией торгового процесса, напрямую зависит успех развития торговых отношений России в целом и отдельных республик в частности. Именно предприятия торговой сферы создают  развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Благодаря эффективному труду сфера торговли из года в год поднимается на новый качественный уровень. [2, c.17].

Торговля – одна из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по числу занятых в ней  людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический  потенциал.

Эпоха торговли уходит корнями в  далекое прошлое. С развитием транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов с различными ресурсами, как природными, так и созданными человеком. С развитием производства, новых отраслей хозяйства и появлением уникальных технологий и продуктов  дифференциация между отдельными регионами неизбежно усиливалась. Различия в обеспечении природными ресурсами, отсутствие возможности произвести продукт внутри региона, в том числе и отдельно взятым человеком для личного потребления, породили с  целью потребления необходимость получения ресурсов «на стороне». Понятно, что безвозмездно законным способом получить ресурс невозможно, поэтому   возмездное приобретение ресурсов обеспечило появление понятия торговли, приобретаемые ресурсы стали именоваться товаром.

Условием для образования мирового рынка торговли послужил технический  и научный прогресс транспорта и  связи, которые в сочетании с  торговыми отношениями превратили мир в единое экономическое пространство.  Торговля – это связующее звено между производителем ресурсов – товаров и потребителем – покупателем, обеспечивающая производственную цепочку превращения «деньги-товар-деньги» Зачастую не всегда производитель имеет возможность как физическую, так и экономическую донести свой продукт до конечного потребителя. В то же время производители являются потребителями ресурсов с целью дальнейшего воспроизводства, поэтому также сами являются покупателями и  приобретают ресурсы – товары не только у поставщиков-производителей, но и в большинстве случаев через торговую оптовую сеть. [4, c.81].

 Схема товарных взаимоотношений  между субъектами торговли (Прил. №1).

Понятие торговли можно найти в  Большой Советской Энциклопедии, согласно которой под торговлей  понимается отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ВИДЫ ТОРГОВЛИ

 

Торговлю можно условно разделить  на следующие виды:

Внешняя торговля – предполагающая обращение товаров одной страны с другими странами. Торговля разных стран между собой в своей совокупности представляет собой международную торговлю.

Внутренняя торговля - предполагающая обращение товаров внутри одной  страны. В рамках одной страны торговля выполняет общественно необходимую  функцию – доведение товаров от изготовителя к потребителю. Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется на оптовую и розничную торговлю. Кроме того, одним из каналов распределения в торговле можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника.

С точки зрения предпринимательства, торговля представляет собой вид  деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже.

Объектом любой торговли является товар. Неотъемлемым признаком товара является его качественная характеристика, направленная на удовлетворение различных  нужд и потребностей. Другой характерный признак товара - способность к динамичному гражданско-правовому обороту. Именно поэтому, как правило, товаром не признается недвижимое имущество, не обладающее свойством активно перемещаться в пространстве. [8, c.364].

В зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю торговля может  быть оптовая и розничная. Основания  для такой классификации содержатся в нормах гражданского и налогового законодательства. Отношения по договору розничной купли-продажи, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, регламентируются Законом «О защите прав потребителей» и принятыми в соответствии с ним правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Исходя из содержания статей 492 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой торговли, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. [6, c398].

В соответствии со статьей 492 ГК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители  товара. Отношения между продавцом  и покупателем при розничной  торговле всегда носят характер договора купли-продажи.

Розничная торговля классифицируется в зависимости от особенностей торгового обслуживания покупателей и наличия торгового помещения:

    • розничная торговля через стационарную сеть;
    • розничная торговля через передвижную торговую сеть;
    • розничная торговля по почте, через Интернет-магазин (рассылка товаров по заказам). [4, c.124].

Розничная торговля может осуществляться и в различных формах, например, продажа товаров с обслуживанием  покупателей на торговом объекте (в  месте продажи товаров), продажа  товаров по образцам, продажа товаров  длительного пользования в кредит и другое.

Организации оптовой торговли реализуют  товар хозяйствующим субъектам, приобретающим товар для последующей  перепродажи или для производства какого либо вида продукции (выполнения работ, оказания услуг). Как правило, отношения между продавцом и покупателем товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки (статья 506 ГК РФ).

Таким образом, основным критерием, позволяющим  отличить оптовую и розничную  торговлю, является конечная цель использования  товара, приобретаемого покупателем:

  • при оптовой торговле приобретаемый покупателями товар предназначен для дальнейшего использования в предпринимательской деятельности;
  • если же товар приобретается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то имеет место розничная торговля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Состояние и пути повышения уровня эффективности  торговых   отношении

 

2.1.Анализ показателей  финансово - хозяйственной деятельности торговой отрасли в период становления рыночных отношений в России

 

 

Анализ - способ познания предметов  и явлений окружающей среды, который  основан на расчленении целого на составные части и изучения их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ - научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на макроэкономическом анализе. Макроэкономический анализ - анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей. Микроэкономический анализ изучает процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Именно он получил название "Анализ хозяйственной деятельности предприятия".

Информация о работе Торговля как важнейшая отрасль экономики России, пути повышения уровня ее эффективности