Торговля как важнейшая отрасль экономики России, пути повышения уровня ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров и оказание услуг. Она составляет примерно 20% в структуре ВВП страны. По размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Торговля как объективно необходимый сектор развитие экономики………………………………………………………………..5
Торговля как отрасль экономики …………………………………....5
1.2. Виды торговли…………………………………………………………7
2. Состояние и пути повышения уровня эффективности торговых отношении……………………………………………………………….10
2.1. Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности торговой отрасли в период становления рыночных отношений в России………………………………………………………………...10
2.2. Проблемы и противоречия в торговле отечественными товарами..15
2.3. Показатели развития торговли………………………………………20
3. Государственное регулирование в торговых отношениях………..25
Заключения ……………………………………………………………………..29
Список литературы …………………………………………………………….31
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

НОВАЯ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Экономический анализ производственно-финансовой деятельности занимает центральное место в системе управления предприятием. На его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения. А все управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах и всестороннем анализе. Кроме того, они должны быть научно-обоснованными, мотивированными и оптимальными.

Недооценка роли анализа, ошибки в  планах и управленческих действиях  в современных условиях приносят чувствительные потери. И те предприятия, на которых хорошо развит и поставлен  анализ, имеют хорошие показатели деятельности и высокую экономическую эффективность.

Важная роль анализа в подготовке информации для планирования и прогнозирования  результатов деятельности, оценки качества и обоснованности плановых показателей, а также в проверке и объективной оценке их выполнения.

Экономический анализ хозяйственной  деятельности является средством не только обоснования планов, но и  контроля за их выполнением с целью  выявления недостатков ошибок и  оперативного воздействия на экономические  процессы корректировки планов и корректировку управленческих решений.

Планирование начинается и завершается  анализом результатов хозяйственной  деятельности предприятия. Анализ позволяет  повысить уровень планирования, сделать  его научно-обоснованным. В период становления рыночной экономики контроль за выполнением планов усиливается, так как в условиях неопределенности, в условиях усиленной конкуренции и изменчивости внешней среды требуется постоянная оперативная корректировка текущих и перспективных планов. Постоянно изменяющиеся внешние условия требуют, чтобы процесс планирования был непрерывным, а менеджер по планированию должен уметь оценить и анализировать изменение каждой ситуации и оперативно вносить коррективы в планы предприятия.

Большая роль отводится анализу  определения и использования резервов повышения эффективности деятельности субъекта именно в конкурентной среде. На основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Таким образом, анализ хозяйственной деятельности являются важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов-прогнозов и принятия управленческих решений, а также контроля за их выполнением. Все это делается с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

 

 

История становления  анализа финансово  – хозяйственной деятельности

Первые специальные книги по АФХД появились в начале XX века. Они  были посвящены анализу баланса  и имели в основном методическую направленность. В 30-е годы произошло становление АФХД, как науки. Он стал широко применяться на практике для комплексного системного изучения экономики предприятия и поиска резервов увеличения производства продукции. За предвоенные годы по вопросам экономического анализа было издано около 300 книг и 600 научных статей. В послевоенные годы начался период основательной разработки теоретическом плане наука и ряд методик, которые созданы научными работниками используются в управлении производством на разных уровнях.

Предполагается, что анализ хозяйственной  деятельности постепенно займет ведущее  место в системе управления, а  этому способствует совершенствование  экономического механизма через  переход к рынку, конкуренция  предприятий и различия форм собственности.

Классификация анализа финансово – хозяйственной деятельности:

  • По отраслевому признаку - он основывается на общественном разделении труда и делится на отраслевой и межотраслевой.
    • Межотраслевой - теоретическая и методологическая основа АФХД во всех отраслях национальной экономики.
  • По признаку времени.
    • Предварительный (перспективный) - тот, который осуществляется до осуществления хозяйственных операций, и он необходим для обоснования управленческих решений, для обоснования управленческих решений, для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения планов.
    • Последующий (ретроспективный) - проводится после совершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением планов и объективной оценки результатов деятельности. Эти два вида анализа тесно связаны между собой, то есть без последующего анализа невозможно сделать перспективный анализ. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить закономерности развития экономики, выявить неиспользованные резервы, передовой опыт и выявить последствия ранее принятых управленческих решений
      • Оперативный - проводится сразу после совершения операции. Его цель - оперативное выявление недостатков и оперативное воздействие на хозяйственные процессы.
      • Итоговый (заключительный) - проводится за отчетный период времени. Ценность итогового анализа заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и все сторонне за отчетный период. Итоговый и отчетный анализы не только связаны между собой, но и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, а также обобщать достижения и результаты деятельности за соответствующие периоды времени.
  • По пространственному признаку
    • Внутрифирменные.
    • Межфирменные.
  • По функциональному признаку
    • Финансовые - на уровне предприятий проводится внутренними финансовыми службами, а внешние - банками, аудиторскими фирмами или инвесторами.
    • Управленческие - проводят все службы предприятия и предоставляют полученную информацию руководству. Носят оперативный характер, и результаты управленческого анализа являются коммерческой тайной.
    • Маркетинговые - обычно применяется для изучения внешней среды функционирования предприятий, различных рынков, видов продукции, коммерческий риск, изучается формирование ценовой политики, разрабатывается тактика и стратегия маркетинговой деятельности
    • Инвестиционные.
    • Социально-экономические и другие.
  • По методике изучения объектов
    • Качественный - способ исследования, основанный на качественных, сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.
    • Количественный (факторный) - изучается степень чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
    • Экспресс-анализ - диагностика состояния экономики предприятия, который основан на типичных признаках, характеристиках для данных экономических явлений.
    • Маржинальный - метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе.
  • По содержанию программы
    • Комплексный - деятельность предприятия изучается всесторонне.
    • Тематический - анализируются отдельные стороны хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

2.2. Проблемы и противоречия в торговле отечественными товарами

 

 

В условиях глобализации и интеграции мирового пространства легкая промышленность играет значительную роль в обеспечении  экономической и стратегической безопасности,  занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня. Учитывая растущую значимость легкой промышленности в стратегическом развитии территории в новых геополитических условиях, ведущие мировые страны уделяют развитию отрасли особое внимание и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку.

Современное состояние  российской легкой промышленности, оказавшейся  в ходе реализации «новой» экономической  политики вне сферы внимания и  поддержки федеральных властей, привело к потере объемов производства, снижению темпов освоения новых прогрессивных технологий и степени обновления продукции, перепродаже имеющегося и завезенного ранее  в страну технологического оборудования в Турцию и Китай, где, в свою очередь, начинался бум развития легкой промышленности. Выживать в таких условиях предприятиям отрасли было очень тяжело, последовали массовые банкротства и их ликвидация.

К 2002 году легкая промышленность, включая производство одежды, составляла только 1,5% валового национального продукта России, по сравнению с 12% аналогичного показателя в советские времена.  После кризиса 1998 года в течение двух лет отрасль демонстрировала рост производства благодаря эффекту импортозамещения и девальвации рубля, но в последующие годы в силу ряда объективных и субъективных причин не смогла закрепить позитивные тенденции. [10, c.77].

В частности, темп прироста производства всех видов тканей к  уровню предыдущего года составил в 2000 году 20,9%, в 2001 году - 12,7%, в 2003 году он вырос до 3%, а в 2004 году имел уже отрицательное значение - 95,6 %.  При этом наибольшее снижение темпов прироста происходило в отраслях, обеспечивающих необходимые условия для жизнедеятельности человека: в швейной и трикотажной. [10, c.78].

Начиная со второго полугодия 2005 года, отрасль преодолела тенденцию падения объемов производства и по итогам 2006 года добилась хороших результатов.  Но уже в 2008 году  динамика объемов производства  по сравнению с предыдущими годами не только замедлилась, но и приобрела отрицательное значение. Снижение объемов производства произошло, главным образом, за счет снижения объема выпуска тканей (на 8,8%), в том числе хлопчатобумажных тканей - на 10,5%, что было вызвано перенасыщением рынка постельного белья. Производство шерстяных тканей за этот период сократилось на 17,1%, что связано с падением объемов производства шерсти на 19,1%, а снижение обеспеченности отрасли в химических нитях на 18% привело к падению объема выпуска  шелковых тканей на 17,9%. [10, c.88].

Наибольшее влияние на темпы  роста объемов выпуска продукции  в 2008 году оказал низкий уровень использования  производственных мощностей:  67% - в хлопчатобумажной отрасли, 36,4% -  в льняной, 28,4%  - в шерстяной,  40,0% - в шелковой,  66,1% - в трикотажной.  [10, c.91].

На показателях динамики объемов производства негативно сказались факторы:

  • низкого спроса на продукцию отечественного производства из-за ее низкой конкурентоспособности
  • бурного роста на российском рынке импорта с большой долей дешевых товаров (в 2008 году поступление из стран дальнего зарубежья трикотажных изделий увеличилось на 55%, швейных - на 43%)
  • резкого сокращения экспорта (на 26,2% к уровню 2007 года). [7, c.129].

В настоящее время большинство  предприятий российского машиностроения, поставляющих легкой промышленности оборудование, комплектующие и запасные части, прекратило свою производственную деятельность, а оставшиеся существенно сократили объемы выпуска оборудования, качество и технический уровень которого не соответствуют конкурентоспособному уровню по показателям производительности, надежности, экологической безопасности,  материала и энергоемкости. Это заставляет предприятия закупать современное импортное оборудование, позволяющее (как показала практика) повысить производительность труда в 5-7 раз, значительно снизить энергозатраты и расход сырья на изготовление единицы продукции.

К 2008 году, несмотря на большое количество официально зарегистрированных предприятий по отрасли в целом (10 500 предприятий 10 подотраслей, расположенные в 72 субъектах РФ), крупных компаний, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках, активно привлекающих капитал для своего развития и определяющих техническую, ассортиментную и инвестиционную политику отрасли, насчитывалось:

  • в хлопчатобумажной под отрасли - 19 (их доля в объеме выпускаемой продукции отрасли составляет 82%)
  • в шелковой - 6 (68,7% объема)
  • в шерстяной - 9 (71% объема)
  • в льняной - 14 (67% объема)
  • в трикотажной - 15  (50% объема).

Около 70% крупных предприятий  являются градообразующими. [7, c.131].

Значимой для экономики отрасли  является проблема нелегального импорта  и неучтенного (подпольного) производства, объем которых более чем вдвое превышает уровень легального производства и импорта. В последние годы доля товаров теневого производства или незаконно ввезенных на территорию России в структуре продаж на российском рынке из-за роста объемов официального импорта снизилась и составила в 2008 году 41,7% против 49,7% - в 2007 году и 69,2% - в 2005 году.  Основой формирования теневого оборота стали «карго-перевозки» импортной продукции автомобильными поездами и железнодорожными составами на миллиардные суммы, не облагаемые налогами и пошлинами, так как в российском законодательстве пока не прописан механизм взимания с карго-перевозок пошлин и НДС. Это позволяет декларировать товары по заведомо заниженным ценам без указания количества и ассортимента ввозимой продукции и предлагать свою продукцию по демпинговым ценам. [2, c.45].

Отечественные производители, «конкурируя» с контрабандной и контрафактной  продукцией, чтобы удержать свои позиции  на рынке, вынуждены снижать цены на свою продукцию, что приводит к  сокращению размера получаемой ими прибыли и, как следствие, к снижению налоговых отчислений в бюджет страны.

В условиях усиления экспансии контрабандной  и контрафактной продукции российский рынок все более и более  приобретает полукриминальный характер, проявлением которого являются потери бюджета от нелегальных операций. Ежегодно из-под налогов (неуплаты НДС и пошлин на продукцию теневого сектора и других налогов) выводится продукции на 650 млрд. рублей.

Государство должно ограничить импорт и помогать российским предприятиям легкой промышленности в конкурентной борьбе. Импорт должен дополнять российский рынок необходимыми ассортиментными группами качественных товаров и не заполнять его товарами, которые могут быть произведены отечественными производителями. Необходимо принять меры по нормализации внешней торговли, особенно с Китаем и Южной Азией. В качестве механизма может быть использовано подписание двухсторонних соглашений по мониторингу и квотированию взаимной продукции, ведение открытого геоэкономического диалога.

В России до сих пор нет ни одного законодательного акта, регулирующего  нормы и правила обращения  с товаром торговых перевозчиков, их ответственности за использование  чужих реквизитов и товарных знаков, утилизации контрафакта и контрабанды. Легкая промышленность в таких условиях не может поддерживать конкурентные позиции не только в мировой экономике, но и на российском рынке.

Сегодня стоит вопрос о необходимости  кардинальной смены не только факторов экономического роста легкой промышленности, но и механизма экономического развития - перехода отрасли на инновационный социально-ориентированный путь развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Показатели развития торговли

 

 

Роль торговля в экономике страны трудно переоценить. В структуре  формирования ВВП на ее долю приходится 22% (против 5% в дореформенный период).  Для  сравнения: удельным вес промышленности составляет 32%.

Не менее важна ее роль в наполнении бюджетов всех уровней. По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет торговля занимает третье место в федеральном бюджет и  второе место среди основных отраслей экономики,

В отрасли осуществляют деятельность более миллиона хозяйствующих субъектов, численность работников составляет порядка 5 млн. человек. В основном это частные предприятия. На долю государственного сектора в обороте розничной торговли приходится менее 3% и несколько больше 8 обороте обществе иного питания - 8%. [1, c.401].

Информация о работе Торговля как важнейшая отрасль экономики России, пути повышения уровня ее эффективности