Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:41, курсовая работа
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров и оказание услуг. Она составляет примерно 20% в структуре ВВП страны. По размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.
Введение………………………………………………………………………….3
Торговля как объективно необходимый сектор развитие экономики………………………………………………………………..5
Торговля как отрасль экономики …………………………………....5
1.2. Виды торговли…………………………………………………………7
2. Состояние и пути повышения уровня эффективности торговых отношении……………………………………………………………….10
2.1. Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности торговой отрасли в период становления рыночных отношений в России………………………………………………………………...10
2.2. Проблемы и противоречия в торговле отечественными товарами..15
2.3. Показатели развития торговли………………………………………20
3. Государственное регулирование в торговых отношениях………..25
Заключения ……………………………………………………………………..29
Список литературы …………………………………………………………….31
Приложение
Экономический анализ производственно-финансовой деятельности занимает центральное место в системе управления предприятием. На его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения. А все управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах и всестороннем анализе. Кроме того, они должны быть научно-обоснованными, мотивированными и оптимальными.
Недооценка роли анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. И те предприятия, на которых хорошо развит и поставлен анализ, имеют хорошие показатели деятельности и высокую экономическую эффективность.
Важная роль анализа в подготовке информации для планирования и прогнозирования результатов деятельности, оценки качества и обоснованности плановых показателей, а также в проверке и объективной оценке их выполнения.
Экономический анализ хозяйственной деятельности является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением с целью выявления недостатков ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы корректировки планов и корректировку управленческих решений.
Планирование начинается и завершается анализом результатов хозяйственной деятельности предприятия. Анализ позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно-обоснованным. В период становления рыночной экономики контроль за выполнением планов усиливается, так как в условиях неопределенности, в условиях усиленной конкуренции и изменчивости внешней среды требуется постоянная оперативная корректировка текущих и перспективных планов. Постоянно изменяющиеся внешние условия требуют, чтобы процесс планирования был непрерывным, а менеджер по планированию должен уметь оценить и анализировать изменение каждой ситуации и оперативно вносить коррективы в планы предприятия.
Большая роль отводится анализу определения и использования резервов повышения эффективности деятельности субъекта именно в конкурентной среде. На основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Таким образом, анализ хозяйственной деятельности являются важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов-прогнозов и принятия управленческих решений, а также контроля за их выполнением. Все это делается с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
История становления анализа финансово – хозяйственной деятельности
Первые специальные книги по АФХД появились в начале XX века. Они были посвящены анализу баланса и имели в основном методическую направленность. В 30-е годы произошло становление АФХД, как науки. Он стал широко применяться на практике для комплексного системного изучения экономики предприятия и поиска резервов увеличения производства продукции. За предвоенные годы по вопросам экономического анализа было издано около 300 книг и 600 научных статей. В послевоенные годы начался период основательной разработки теоретическом плане наука и ряд методик, которые созданы научными работниками используются в управлении производством на разных уровнях.
Предполагается, что анализ хозяйственной деятельности постепенно займет ведущее место в системе управления, а этому способствует совершенствование экономического механизма через переход к рынку, конкуренция предприятий и различия форм собственности.
Классификация анализа финансово – хозяйственной деятельности:
2.2. Проблемы и противоречия в торговле отечественными товарами
В условиях глобализации и интеграции мирового пространства легкая промышленность играет значительную роль в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня. Учитывая растущую значимость легкой промышленности в стратегическом развитии территории в новых геополитических условиях, ведущие мировые страны уделяют развитию отрасли особое внимание и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку.
Современное состояние российской легкой промышленности, оказавшейся в ходе реализации «новой» экономической политики вне сферы внимания и поддержки федеральных властей, привело к потере объемов производства, снижению темпов освоения новых прогрессивных технологий и степени обновления продукции, перепродаже имеющегося и завезенного ранее в страну технологического оборудования в Турцию и Китай, где, в свою очередь, начинался бум развития легкой промышленности. Выживать в таких условиях предприятиям отрасли было очень тяжело, последовали массовые банкротства и их ликвидация.
К 2002 году легкая промышленность, включая производство одежды, составляла только 1,5% валового национального продукта России, по сравнению с 12% аналогичного показателя в советские времена. После кризиса 1998 года в течение двух лет отрасль демонстрировала рост производства благодаря эффекту импортозамещения и девальвации рубля, но в последующие годы в силу ряда объективных и субъективных причин не смогла закрепить позитивные тенденции. [10, c.77].
В частности, темп прироста производства всех видов тканей к уровню предыдущего года составил в 2000 году 20,9%, в 2001 году - 12,7%, в 2003 году он вырос до 3%, а в 2004 году имел уже отрицательное значение - 95,6 %. При этом наибольшее снижение темпов прироста происходило в отраслях, обеспечивающих необходимые условия для жизнедеятельности человека: в швейной и трикотажной. [10, c.78].
Начиная со второго полугодия 2005 года, отрасль преодолела тенденцию падения объемов производства и по итогам 2006 года добилась хороших результатов. Но уже в 2008 году динамика объемов производства по сравнению с предыдущими годами не только замедлилась, но и приобрела отрицательное значение. Снижение объемов производства произошло, главным образом, за счет снижения объема выпуска тканей (на 8,8%), в том числе хлопчатобумажных тканей - на 10,5%, что было вызвано перенасыщением рынка постельного белья. Производство шерстяных тканей за этот период сократилось на 17,1%, что связано с падением объемов производства шерсти на 19,1%, а снижение обеспеченности отрасли в химических нитях на 18% привело к падению объема выпуска шелковых тканей на 17,9%. [10, c.88].
Наибольшее влияние на темпы
роста объемов выпуска
На показателях динамики объемов производства негативно сказались факторы:
В настоящее время большинство
предприятий российского
К 2008 году, несмотря на большое количество официально зарегистрированных предприятий по отрасли в целом (10 500 предприятий 10 подотраслей, расположенные в 72 субъектах РФ), крупных компаний, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках, активно привлекающих капитал для своего развития и определяющих техническую, ассортиментную и инвестиционную политику отрасли, насчитывалось:
Около 70% крупных предприятий являются градообразующими. [7, c.131].
Значимой для экономики
Отечественные производители, «конкурируя»
с контрабандной и
В условиях усиления экспансии контрабандной
и контрафактной продукции
Государство должно ограничить импорт и помогать российским предприятиям легкой промышленности в конкурентной борьбе. Импорт должен дополнять российский рынок необходимыми ассортиментными группами качественных товаров и не заполнять его товарами, которые могут быть произведены отечественными производителями. Необходимо принять меры по нормализации внешней торговли, особенно с Китаем и Южной Азией. В качестве механизма может быть использовано подписание двухсторонних соглашений по мониторингу и квотированию взаимной продукции, ведение открытого геоэкономического диалога.
В России до сих пор нет ни одного законодательного акта, регулирующего нормы и правила обращения с товаром торговых перевозчиков, их ответственности за использование чужих реквизитов и товарных знаков, утилизации контрафакта и контрабанды. Легкая промышленность в таких условиях не может поддерживать конкурентные позиции не только в мировой экономике, но и на российском рынке.
Сегодня стоит вопрос о необходимости кардинальной смены не только факторов экономического роста легкой промышленности, но и механизма экономического развития - перехода отрасли на инновационный социально-ориентированный путь развития.
2.3. Показатели развития торговли
Роль торговля в экономике страны трудно переоценить. В структуре формирования ВВП на ее долю приходится 22% (против 5% в дореформенный период). Для сравнения: удельным вес промышленности составляет 32%.
Не менее важна ее роль в наполнении бюджетов всех уровней. По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет торговля занимает третье место в федеральном бюджет и второе место среди основных отраслей экономики,
В отрасли осуществляют деятельность более миллиона хозяйствующих субъектов, численность работников составляет порядка 5 млн. человек. В основном это частные предприятия. На долю государственного сектора в обороте розничной торговли приходится менее 3% и несколько больше 8 обороте обществе иного питания - 8%. [1, c.401].