Формирование рыночных институтов в РФ в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ формирования рыночных институтов в переходный период в экономике России. А для достижения этой цели потребовалось решить ряд конкретных задач - анализ переходной экономики и проблем перехода ее к рыночной; рассмотреть экономические реформы в России; выявить особенности различных механизмов регулирования экономики в период перехода к рыночным отношениям; определить роль государства в рыночной экономике, а также многие другие.

Содержание

Введение ...................…………………………………………….........................3
1. Основные черты переходной экономики в России……………………...…….4
2. Понятие рынка как формы товарных отношений…………………………….7
3. Причины ухода от плановой, командной экономики……………………….10
4. Специфика товарных отношений в переходной экономике………………..12
5. Формирование рынков………………………………………………………...14
6. Основные черты современного российского рынка………………….……...16
7. Проблемы перехода к рыночной экономике.……………………...…...…..20
8. Роль приватизации в рамках радикальных рыночных реформ..................28
9. Государство в рыночной экономике как регулятор радикальных
рыночных реформ …………………………………………………………..…..38
10. Проблемы формирования рыночных институтов ………………….....…46
Заключение............……………………………………………….........................49
Литература ………………………………………………………………………… 54

Вложенные файлы: 1 файл

Мой Формирование рыночных институтов в РФ в переходный период.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

    В   ноябре 2002 г. экономическая общественность узнала причину следующего экономического кризиса в России. Спад в отечественной экономике произойдет от несварения нефтедолларов. Причем переварить их не смогут сами же нефтяники (равно как и другие сырьевые экспортеры), которые слишком увлекутся инвестициями в собственное развитие. Такова фабула очередного квартального отчета Всемирного банка, посвященного российской экономике. Главная идея экономистов ВБ в следующем: Россия не смогла воспользоваться историческим шансом направить возросшие доходы от нефтяного и сырьевого экспорта на структурные реформы экономики и подлинную либерализацию условий ведения бизнеса. В результате до 60% всех потребляемых в стране инвестиций направляется обратно в сырьевой сектор, а не на развитие отраслей, ориентированных на внутренний спрос. Это приводит к ускоренному росту производительности в экспортных отраслях и логично к увеличению сырьевого экспорта. Возросший же внутренний спрос россияне предпочитают удовлетворять за счет импортных товаров. Таким образом, страна все больше втягивается в зависимость от мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары. Так что, когда цены на сырье упадут вновь (а это лишь вопрос времени), страну ждет резкое сокращение объемов промышленного производства и ухудшение платежного баланса страны со всеми вытекающими последствиями - обвалом курса национальной валюты, массовыми увольнениями и прочими "прелестями" циклического спада. Все как в приснопамятном 1998 году. Причины возвращения к нефтяной игле, констатируют авторы доклада, общеизвестны: правительство так и не смогло добиться достаточного уровня экономического дерегулирования и вселить таким образом уверенность в российских бизнесменов. Главное препятствие для экономического роста в России состоит в неравных условиях хозяйственной деятельности в различных отраслях. Неравным, например, является налоговое бремя: одни платят налоги полностью, другие платят частично, третьи не платят вообще. Вывод прост: как только цены на сырье упадут, Россия вновь подвергнется испытанию кризисом. Причем чем дальше перспектива падения цен, тем грандиознее и катастрофичнее представляется очередной российский кризис: ко времени падения цен на энергоносители национальная экономика сумеет накрепко увязнуть в структурных проблемах.

 

 

 

 

Проблемы перехода к рыночной экономике.

     Современная экономическая наука сегодня по-новому рассматривает многие процессы, происходящие в нашем обществе. Это касается проблем собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами, пределами использования товарно-денежных отношений и общественных отношений и общественной жизни. По мере развития, совершенствования и углубления рыночных отношений в экономике России на первый план выдвигаются проблемы системного анализа и формирования нового уровня функционирования рыночного механизма в сфере потребительских услуг и, в первую очередь, его информационной составляющей.

     В феврале 2005г.  глава общественной организации «Деловая Москва» Борис Титов заявил: "Рыночные отношения могут развиваться только в условиях конкуренции. Монополии являются главным тормозом развития рыночной экономики", - сказал Титов, комментируя одобренный в феврале правительством РФ проект закона "О конкуренции"."Капиталистического уровня развития экономики удастся достичь только в том случае, если у нас не будет монополизированного рынка", - отметил Титов."И этот закон должен этому содействовать", - добавил он.

     Антимонопольное регулирование - основная функция государства в рыночной экономике. В мире накоплен огромный опыт борьбы со злоупотреблениями монополистов и регулирования рынка в целях обеспечения добросовестной конкуренции. Но в России более чем за десятилетие рыночных реформ этот опыт оказался невостребованным.

     Вместо государства  регулированием рынка занимается  организованная преступность. Прикрываемая  коррумпированными чиновниками  и даже правоохранительными органами, она фактически хозяйничает на  продовольственных рынках российских городов и наживается за счёт граждан. В рыночных условиях нет более страшного экономического преступления, чем злоупотребление монопольным положением на рынке. Ведь это равносильно воровству, так как по сути означает противоправное присвоение чужих доходов.    

    

Мы пережили галопирующую инфляцию, обесценивание  сбережений, глубокое расстройство воспроизводственных  механизмов вследствие ценового хаоса. Ключевая причина этих кризисных  явлений - злоупотребления монополистов. В отсутствие целенаправленной антимонопольной политики их аппетиты достигли гигантских размеров. Завышение цен в полтора-два раза по отношению к себестоимости продукции в нашей стране стало нормой. Государственная власть смотрит сквозь пальцы на это массовое ограбление потребителей, оправдывая свою бездеятельность рассуждениями о "невидимой руке рынка", которая будто бы сама обеспечит оптимальное распределение ресурсов.    

В теории рыночного  равновесия действительно доказывается, что в условиях свободной конкуренции максимальное извлечение прибыли каждой фирмой ведет к достижению наиболее эффективного использования ресурсов в точке равновесия, к которой экономическая система приходит самостоятельно. Подчеркнем, что главным условием, без которого эта точка не может быть достигнута, является свободная конкуренция. Действительно, если на рынке соблюдается этот принцип и ни одна из фирм не может влиять на рыночные цены, то главным способом максимизации прибыли становится снижение издержек. Поскольку все фирмы действуют таким образом, происходит повышение эффективности и снижение цен вплоть до исчерпания технико-экономических возможностей совершенствования производства продукции. Соответственно снижается и средняя норма прибыли, которая у отдельных фирм может повышаться только путем сокращения издержек за счет внедрения новых технологий.    

За 22 года рыночных реформ в российской экономике ни разу не было замечено снижения цен. Это  следствие банального отсутствия свободной  конкуренции на российском рынке. Даже на рынках с огромным количеством участников фирмы согласованно повышают цены для получения монопольной сверхприбыли за счет потребителей. В результате - снижение и уровня жизни населения, и эффективности экономики. Действительно, вместо внедрения новых технологий и снижения издержек основным способом повышения прибыли становится простое завышение цен.

      Именно так и  ведут себя частные фирмы в  отсутствие антимонопольного регулирования  рынка со стороны государства.  Максимизация прибыли - естественный  мотив деятельности фирмы, которая для этого пытается использовать наиболее легкие способы. Фирмы просто договариваются между собой о разделе рынка и согласованном завышении цен. Именно так устроен российский рынок нефти и нефтепродуктов, который территориально разделен между крупными нефтяными компаниями, ведущими себя как типичный картель. В каждом регионе действует один крупный монополист, который фактически диктует цены потребителям, пользуясь сезонными колебаниями спроса. Как правило, он повышает цены на солярку перед посевной и уборочной кампаниями в сельском хозяйстве, на бензин - весной перед выездом автомобилистов с зимних гаражей, на мазут - осенью перед отопительным сезоном. Норма прибыли нефтяных монополий зашкаливает за 100%, в то время как нормальной на этом рынке, согласно общемировой практике, считается рентабельность продукции в пределах 10-15%. Все, что сверх этого, - монопольная сверхприбыль, получаемая за счет потребителей и природной ренты.    

Если фирм на рынке много, то для достижения монопольного положения необходимо либо договориться с местными органами власти или с организованной преступностью о блокировании доступа на рынок конкурентов. В России такие сговоры стали нормой. Достаточно сказать, что даже на огромном московском рынке цены на овощи завышены в 3-10 раз. Ясно, что норму прибыли в 300-1000% можно получать только путем преступного сговора.    

Регулированием  рынка занимается организованная преступность, а не государство. Она фактически хозяйничает на рынках российских городов  и наживается за счет граждан. Об этом хорошо знают поставщики, которых бандиты не пускают на рынок, а также домохозяйки, многократно переплачивающие многочисленным торговцам, синхронно устанавливающим цены. Знают и градоначальники - в городах, очищенных от организованной преступности на рынках, цены на продовольственные товары в 2-3 раза ниже, чем у соседей. Подтверждением многократного завышения цен криминальными монополиями, контролирующими розничную сеть в крупных городах, являются цены в некоторых сверхкрупных московских супермаркетах, которые вдвое ниже цен в сетях "неорганизованной" розничной торговли.  

   Если даже на рынках с десятками тысяч участников очевидны массовые злоупотребления монополий, то что говорить о естественных монополиях, опекаемых коррумпированными чиновниками. По некоторым данным, тарифы на электроэнергию втрое превышают себестоимость ее выработки и доставки, еще больше завышены тарифы на тепло. Сверхприбыли посреднических структур на рынке железнодорожных перевозок свидетельствуют о существенном завышении тарифов на свои услуги. Вместо выполнения важнейшей государственной функции по антимонопольному регулированию и обеспечению добросовестной конкуренции правительственные чиновники, не желая ссориться с монополистами, списывают инфляцию на денежную политику, пытаясь гасить рост цен ограничением денежной массы, то есть снижением конечного спроса. При этом правительственные экономисты шокируют публику абсурдными заявлениями. К примеру, президентский советник Илларионов всерьез утверждает об избытке денег в задыхающейся от нехватки инвестиций российской экономике и уговаривает Президента поощрять вывоз капитала. Вместо того чтобы вернуть долги населению и восстановить отобранные государством дореформенные сбережения, нам списывают миллиарды долларов иракского и сирийского долга, досрочно погашают долги МВФ и попустительствуют вывозу капитала из России. Министр финансов Кудрин на фоне массовых акций протеста людей, лишенных социальных гарантий и доведенных нищетой до отчаяния, рассуждает об избытке денег в бюджете и отдает сотни миллиардов государственных средств в кредит американскому правительству. Даже студент третьего курса знает, что инфляция порождается разными факторами, среди которых наряду с денежным предложением не меньшую роль играет предложение товаров, склонность населения к сбережению доходов, скорость обращения денег, охарактеризованные выше злоупотребления монополистов. Сводить все причины инфляции к одному фактору денежного предложения можно только абстрагировавшись от всех других, как будто в экономике единственной формой поведения предприятий является повышение цен за счет злоупотребления монопольным положением на рынке. В рыночных условиях нет более страшного экономического преступления, чем злоупотребление монопольным положением на рынке. Ведь это равносильно воровству, так как по сути означает противоправное присвоение чужих доходов. Поэтому во всех уважающих себя странах государство жестко пресекает злоупотребления монополистов, а предприниматели панически боятся обвинений в монополизме. За это могут не только оштрафовать, но и посадить в тюрьму, конфисковать продукцию, лишить права заниматься предпринимательской деятельностью. Наша же государственная власть, наоборот, в конфликте между обществом и монополистами выражает интересы последних, попустительствуя монопольным злоупотреблениям и пытаясь тормозить инфляцию за счет населения, которое таким образом грабится дважды: один раз монополистами, завышающими цены, а другой раз - государством, занижающим доходы и сокращающим спрос.    

До тех  пор, пока государство не займется последовательной жесткой антимонопольной политикой, мы будем жить в условиях высокой  инфляции и низких доходов граждан, порождающих массовую нищету работоспособного населения и разорение конкурентоспособных  предприятий, не обладающих монопольным положением на рынке. При этом добросовестная работа потеряет смысл, так как в такой экономической системе основным путем к богатству является присвоение чужого - выигрывают только монополисты.

 

 

Роль  приватизации в рамках радикальных рыночных реформ.

     Важнейшим  итогом приватизации начиная  с 1992г. стало образование крупного  частного и полугосударственного  сектора, который, производя около  70% российского ВВП, безусловно  доминирует в экономике РФ  и является основой дальнейших рыночных преобразований. По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной  трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998г. на поступления от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.

 

  Государство в рыночной экономике как регулятор создания цивилизованного рынка.

     В обеспечении  нормального функционирования любой  современной экономической системы  важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики:

  • создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;
  • стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;
  • социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;
  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

Информация о работе Формирование рыночных институтов в РФ в переходный период