Формирование рыночных институтов в РФ в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ формирования рыночных институтов в переходный период в экономике России. А для достижения этой цели потребовалось решить ряд конкретных задач - анализ переходной экономики и проблем перехода ее к рыночной; рассмотреть экономические реформы в России; выявить особенности различных механизмов регулирования экономики в период перехода к рыночным отношениям; определить роль государства в рыночной экономике, а также многие другие.

Содержание

Введение ...................…………………………………………….........................3
1. Основные черты переходной экономики в России……………………...…….4
2. Понятие рынка как формы товарных отношений…………………………….7
3. Причины ухода от плановой, командной экономики……………………….10
4. Специфика товарных отношений в переходной экономике………………..12
5. Формирование рынков………………………………………………………...14
6. Основные черты современного российского рынка………………….……...16
7. Проблемы перехода к рыночной экономике.……………………...…...…..20
8. Роль приватизации в рамках радикальных рыночных реформ..................28
9. Государство в рыночной экономике как регулятор радикальных
рыночных реформ …………………………………………………………..…..38
10. Проблемы формирования рыночных институтов ………………….....…46
Заключение............……………………………………………….........................49
Литература ………………………………………………………………………… 54

Вложенные файлы: 1 файл

Мой Формирование рыночных институтов в РФ в переходный период.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

     В  последние годы экономическая  политика властей РФ была вполне  определенной и характеризовалась  уменьшением роли государства  во внешнем регулировании при усилении роли в установлении правил. "Главный пример - это снижение налогов: государство меньше забирает у предприятий и меньше перераспределяет. Кроме того, были сделаны попытки либерализовать ряд сфер и отраслей с высоким участием государства, проводилась более строгая финансовая политика, которая сбалансировала бюджет.

     Но сейчас экономическая политика меняется в сторону усиления роли государства, снижения либерализации в ряде отраслей, ослабления финансовой политики. Важно вовремя делать выбор и устранять факторы, которые поддерживают рост цен. Но мы делаем обратные шаги, сохраняющие инфляцию.

     Сегодня более половины  российской экономики находится  в руках или под контролем  государства, которое, являясь  одновременно регулятором рынка и его участником, не обеспечивает достаточной рыночной конкуренции.

 

Проблемы формирования рыночных институтов в России.

     Существуют  специфические проблемы в области  перехода к рынку: очень трудно  переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства.

     Учитывая  все эти психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу, как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.       

     Чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело, как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - фондовых, сырьевых, и биржи труда.

     Процессы формирования цивилизованных рыночных отношений в нашей стране, интеграции России в мировое экономическое сообщество с особой остротой ставят также на повестку дня проблемы, связанные с защитой и охраной интеллектуальной собственности.    

 Формирование рыночных отношений в России породило массу новых и усугубило ряд старых социальных проблем.  Резко возросла социальная дифференциация населения. Миллионы граждан оказались за чертой бедности,  физиологического и психологического благополучия. Расшатываются семья и нравственность. Ширится ранее неизвестное современным поколениям страны явление безработицы.  Около 25 млн. русских подвергается  этнической дискриминации в ближнем зарубежье. Растут преступность, конфликтность, социальная напряженность. Решение множества связанных с этим проблем  зависит не только от разумности политического и экономического курса, но и от организации эффективной системы социальных служб, призванных оказывать помощь пожилым, одиноким людям, инвалидам, детям-сиротам, многодетным семьям, беженцам, безработным, наркоманам, лицам, входящим в группы “риска”, всем другим социально ослабленным группам населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Подводя итоги, можно  сказать, что

- в переходной экономике по  сравнению с административно-командной  системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его  в одного из участников хозяйственной деятельности. Необходимо отметить, что  в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.  В настоящее время, в прочем как и прежде, в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.  Оно  оказывает воздействие на рыночный механизм через: свои расходы, налогообложение, регулирование, государственное предпринимательство. На состояние рыночной экономики в России сильное влияние оказывают политические обстоятельства (заявления руководителей государства и членов правительства, болезнь руководителей государства и членов правительства, нестабильность политической обстановки, состояние преступности, доверие к государственному аппарату и т.п.).

     В последние 4 года  экономическая политика властей  РФ была вполне определенной  и характеризовалась уменьшением роли государства во внешнем регулировании при усилении роли в установлении правил.  Но сейчас экономическая политика меняется в сторону усиления роли государства, снижения либерализации в ряде отраслей, ослабления финансовой политики. Вместо государства регулированием рынка в настоящее время занимается организованная преступность. Прикрываемая чиновниками и даже правоохранительными органами, она фактически хозяйничает на продовольственных рынках российских городов и наживается за счёт граждан.

   

     Также следует отметить, что важнейшей стратегической  целью развития России на ближайшую  перспективу является повышение  конкурентоспособности отечественных  товаров и услуг в условиях  продолжения вхождения экономики  нашей страны в мировую экономику. Можно с уверенностью предположить, что принятое Правительственной комиссией по проектированию федерального бюджета решение о замораживании сроком на три года ставки НДС создаст дополнительные трудности для достижения этой стратегической цели.

     В  настоящее время реальный и  практически единственный путь  повышения конкурентоспособности  – это повышение инвестиций, прежде  всего, в промышленный комплекс. В то же время существенно  сужены возможности инвестирования  за счет очень малого объема привлечения заемных средств по давно известным причинам – это высокие ставки кредитования, недостаток «длинных» денег у банковской системы России, ряд других. В результате в последние годы инвестирование осуществляется во многом за счет собственных средств предприятий, например в Санкт-Петербурге это примерно половина всего объема инвестиций. Сравнительно низкий удельный вес объема заемных средств в структуре инвестиций создает опасные предпосылки для снижения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, что недопустимо, особенно в связи с предстоящим вхождением России в ВТО.

     Предварительные  итоги развития экономики России  свидетельствуют, что привлечение  заемных средств для предприятий  будет по-прежнему сопряжено с  теми же затруднениями, что и в предыдущие годы. Можно предположить, что в этих условиях Правительству РФ необходимо создать предпосылки для роста инвестиций именно за счет собственных средств предприятий. Важнейшим условием для этого является возможное возрастание инвестирования за счет увеличения объема собственных средств предприятий путем соответствующего снижения ставки НДС. Необходимо особо отметить, что именно в настоящее время создались уникальные экономические условия для снижения налоговой нагрузки на предприятия, обусловленные благоприятной экономической коньюктурой на экспортных рынках России, образованием и дальнейшим ростом Стабилизационного фонда, сложившимся профицитом федерального бюджета, ростом золотовалютных резервов ЦБ.

     Но не смотря на  все это в России существуют проблемы,  формирования рыночных отношений в экономике. Это касается проблем собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами, пределами использования товарно-денежных отношений и общественных отношений и общественной жизни. По мере развития, совершенствования и углубления рыночных отношений в экономике России на первый план выдвигаются проблемы системного анализа и формирования нового уровня функционирования рыночного механизма в сфере потребительских услуг и, в первую очередь, его информационной составляющей.

    Все  эти проблемы, стоящие перед российской  экономикой, придется решать новой  волне реформаторов. Остается рассчитывать  на то, что, как это обычно бывает в России, старые ошибки не повторятся опять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., “Введение в рыночную экономику”, М.: Высшая школа, 1999 г.
  2. «Экономика» 3-е издание, под редакцией доктора экономических наук профессора А.С. Булгакова 2002г.
  3. В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭиМО, №10-11, 1999.
  4. «Российский кризис: экономические, политические, социальные причины». Вопросы экономики 1998г. №11
  5. «Итоги экономических реформ в России и план развития на 1997 – 2003 годы», доклад Правительства РФ
  6. Гринберг Р. «Иллюзии закономерности переходного периода. Россия и современный мир.» 2001 г.  №3.
  7. В. Папава "Роль государства в современной экономической системе", Вопросы Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Москва 2001.
  8. И. П. Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1,2000.
  9. Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономический журнал, № 11-12,2000г.

 


Информация о работе Формирование рыночных институтов в РФ в переходный период