Ценовая дискриминация на рынке легковых автомобилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – оценка эффективности ценовой дискриминации в автомобильной промышленности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие ценовой дискриминации и условия ее осуществления на рынке;
2) Рассмотреть виды ценовой дискриминации, их преимущества и недостатки;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..…..3
1. Теоретические основы ценовой дискриминации ………………………………….……….5
1.1 Понятие ценовой дискриминации и условия ее осуществления на рынке ……..……5
1.2. Виды ценовой дискриминации и их проявление ………………………………...……8
2. Анализ рынка легковых автомобилей и методы ценовой дискриминации на рынке ..…13
2.1 Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей ……………………………13
2.2. Ценовая дискриминация на рынке легковых автомобилей …………………………31
2.3 Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние ….……..32
Заключение …………………………………………………………………………………….36
Список используемых источников ……………………………….………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

petrov.docx

— 260.00 Кб (Скачать файл)

К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.15

 

 

 

2. Анализ рынка  легковых автомобилей и методы  ценовой дискриминации на рынке

2.1  Характеристика  и анализ рынка легковых автомобилей

Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации (23,8 % машиностроения). Это более 250 крупных и средних предприятий, на которых занято более 800 тыс. человек. При этом в мировом выпуске автомобилей доля российского автомобилестроения составляет лишь 2,2%.16

Для того, чтобы наиболее полно охарактеризовать отраслевой рынок, необходимо описать его, в частности его временные, продуктовые, пространственные и отраслевые границы.

При определении географических границ рынка в качестве основы принимаются географические границы субъекта Российской Федерации.

Географические границы исследуемого товарного рынка обусловлены сложившимися хозяйственными связями, минимальными транспортными затратами, легкостью доступа покупателя к продавцу, сопоставимостью уровней цен на анализируемый вид услуг отдельных хозяйствующих субъектов внутри границ этого рынка.

На формирование географических границ автомобильной промышленности оказывает влияние отношение транспортных издержек, при доставке товара в дилерские центры.

Определим продуктовые границы рынка легковых автомобилей. Продуктовые границы отражают способность товаров заменять друг друга в потреблении. Наиболее близкими товарами-заменителями для легковых автомобилей (при использовании в целях личного передвижения) могут быть услуги общественного транспорта, такси, автомобиль с водителем, автомобиль в аренду. А при использовании легковых автомобилей с целью, например, перевозки грузов, наиболее близкими заменителями могут быть грузовые автомобили, железнодорожный транспорт, авиаперевозки, перевозки водным транспортом. Рассмотрим более подробно. Железнодорожный транспорт – основное звено в единой транспортной системе Российской Федерации. Он наиболее эффективен для перевозки массивных видов грузов на средние и дальние расстояния, а так же для перевозки пассажиров. Отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью и относительно низкой себестоимостью перевозок. Малоэффективен при небольшой концентрации грузовых и пассажирских потоков.

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки, а так же перевозки на севере и востоке страны. Несмотря на низкую себестоимость (небольшие топливные затраты, большая грузоподъёмность) имеет значительные ограничения (погодные условия, сложное техническое обслуживание).

Речной транспорт предназначен для перевозок грузов и пассажиров на средние расстояния. Использует естественные речные пути. Имеет сезонный характер. Не соответствует направлению движения грузов, так как реки текут с юга на север, а основное направление движения грузов – широтное. В последнее время этот вид практически неконкурентоспособен.

Авиационный транспорт пока остается узкоспециализированным. Основная функция авиационного транспорта – перевозка пассажиров и срочных грузов (почты). В труднодоступных районах (Крайний Север  и горные районы)– единственный вид транспорта

Но ни общественный транспорт, ни грузовые автомобили не могут полностью стать заменителями для легковых авто, так как данный вид транспорта хорош тем, что он может доставить груз «от дверей до дверей», затраты на него сравнительно низкие.

Отраслевые границы. В текущей ситуации в рыночном сегменте производителей легковых автомобилей  присутствуют 4 основных типа предприятий:

1) традиционные российские производители (ОАО «АВТОВАЗ», предприятия «Группы  «ГАЗ») – характеризируются наличием  изношенной производственно-технологической  базы, ограниченными источниками  инвестиций; нехваткой современных  технологий, недостаточностью масштабов  выпускаемых автомобильных платформ  и моделей, гибкости производства  и профессионального менеджмента;

2) российские сборочные предприятия (ОАО «Иж-Авто», 
предприятия группы «Соллерс») – характеризуются относительно современными технологиями и гибкостью производства, западным стилем управления неразвитостью собственного инжиниринга и недостаточными масштабами производства для увеличения локализации. Еще одной проблемой является отсутствие прав на интеллектуальную собственность.

3) иностранные автопроизводители (предприятия Ford, GM, Renault и т.д.) – характеризуются относительно недавним стартом производства в России, малым масштабом производства и уровнем локализации, отсутствием инжиниринговых центров;

4) прямые импортеры –  присутствуют на рынке во всех категориях транспортных средств объем их импорта напрямую зависит от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования.17

Динамика продаж новых легковых автомобилей в России представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Динамика продаж новых легковых автомобилей в РФ (тыс. шт.)18

Сегмент

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014 (прогноз)

Импорт новых иномарок

1750

1970

610

840

975

813

720

Сборка иномарок в РФ

665

910

610

1040

1205

1310

1360

Российские марки

735

730

560

620

580

487

460

Весь рынок

3150

3610

1780

2500

2760

2610

2540


 

 

Важным с точки зрения анализа рынка являются показатели концентрации продавцов на рынке. Чем больше уровень концентрации на рынке, тем сильнее фирмы зависят друг от друга, а, следовательно, тем важнее становится для фирм учитывать ответную реакцию конкурентов. Уровень концентрации также определяет стратегическое поведение компаний и возможность сговора в отрасли. В этой связи можно предположить, что чем выше концентрация на рынке, тем в меньшей степени этот рынок является конкурентным.

Можно выделить два основных показателя, позволяющие измерять уровень концентрации продавцов на рынке: коэффициент концентрации и Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). 19

Для того, чтобы рассчитать основные показатели концентрации, необходимы данные о рыночных долях предприятий-автопроизводителей. Выделим 20 крупных производителей легковушек:20

    • АВТОВАЗ;
    • ГАЗ;
    • УАЗ;
    • ТагАЗ (Hyundai Motor);
    • Тойота;
    • ФОЛЬЦСВАГЕН Груп Рус – Volkswagen, Audi и Skoda;
    • Ford Motor;
    • Шкода
    • Автотор (Калининград);
    • Автофрамос (Москва) – Renault;
    • SOLLERS – SsangYong, FIAT;
    • Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия;
    • General Motors – Chevrolet и Opel;
    • Nissan;
    • Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi;
    • ИжАвто (KIA Motors);
    • Автомобильная компания "Дервейс".

 

Так как на протяжении 2008 – 2014 гг. лидеры рыночных долей автопроизводителей менялись, предлагаю рассмотреть каждый год отдельно на примере пяти предприятий - лидеров.

2008 год21

Марка (автоконцерн)

Доля, %

 

Коэффициент концентрации

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)

LADA (АвтоВаз)

23.52

 

Для 3 компаний

Для 5 компаний

Chevrolet (General Motors)

8.85

 

0,3961

0,5273

799,209

Hyundai

7.24

Ford

6.87

Toyota

6.25

Прочее

47,27


 

 

2009 год22

Марка

Доля,%

 

Коэффициент концентрации

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)

LADA (АвтоВаз)

23.8

 

Для 3 компаний

Для 5 компаний

Chevrolet(General Motors)

7.1

 

0,365

0,465

735,40

Ford

5.6

Hyundai

5.1

Renault

4.9

прочее

53,5


 

 

2010 год23

Марка

Доля, %

 

Коэффициент концентрации

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)

LADA

41,6

 

Для 3 компаний

Для 5 компаний

Toyota

8,4

 

0,537

0,591

1851,13

Nissan

3,7

Ford

2,8

Chevrolet

2,6

Прочее

40,9


 

 

2011год24

Марка

Доля, %

 

Коэффициент концентрации

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)

LADA

39,4 

 

Для 3 компаний

Для 5 компаний

Toyota

12,0

 

0,56

0,62

1753,29

Nissan

4,6

Ford

2,9

ГАЗ

2,9

Прочее

38,2


 

 

2012 год 25

Марка

Доля, %

 

Коэффициент концентрации

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)

LADA

23,3

 

Для 3 компаний

Для 5 компаний

Chevrolet

7,0

 

0,37

0,49

733,20

Hyundai

6,4

KIA

6,2

Nissan

5,6

Прочее

48,5


 

 

2013 год26

Марка

Доля, %

 

Коэффициент концентрации

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)

LADA

37,0

 

Для 3 компаний

Для 5 компаний

Toyota

8,5

 

0,496

0,567

1507,74

Nissan

4,1

ГАЗ

3,8

Chevrolet

3,3

Прочее

43,3

Информация о работе Ценовая дискриминация на рынке легковых автомобилей