Ценообразовавние в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Перед каждым предприятием стоит проблема назначения цен на товары (работы, услуги), которые он предлагает реализовать на рынке.
Прежде чем приступить к рассмотрению и выбору методик ценообразования, необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором он осуществляет (или будет осуществлять) свою предпринимательскую деятельность. Поскольку рыночная система предполагает свободную рыночную конкуренцию, то типы товарных рынков необходимо рассматривать в зависимости от конкуренции на них.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты рыночного ценообразования.
1.1 Экономическая сущность цен и ее роль в рыночном хозяйстве………...…5
1.2. Характеристика существующих типов рынков…………………………….6
Резюме……………………………………………………………………………12
2. Деятельность рынков монополистической конкуренции и особенности ценообразования на этих рынках
2.1. Характеристика рынка монополистической конкуренции……..………...13
2.2.Особенности формирования цен в условиях монополистической конкуренции…………………………………………………………...……14
2.3. Ценообразование на монополистическом мировом рынке………………17
Резюме……………………………………………………………………………25
3. Практические аспекты деятельности организации на рынке монополистической конкуренции (на примере магазина «Северный)
3.1. Краткое досье предприятия………………………………………………...26
3.2. Специфика формирования ценовой политики предприятия……..………28
Выводы и рекомендации……………….....……………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 96.20 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, ценообразование существенно  отличается на различных типах рынков. Фирмам необходимо иметь методику расчета  исходных цен на свои товары. Ф. Котлер в работе «Основы маркетинга» [5] рассматривает методику расчета цен, состоящую из следующих этапов:

    

 

Рис.2 Методика расчета цен.

 

Резюме

    В условиях рынка ценообразование  является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор  общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций  фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

    Установление  цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение  цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние  на объемы совершаемых клиентами  закупок.

    Цены  находятся в тесной зависимости  со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие  на положение фирмы на рынке. 

 

    2. Деятельность рынков монополистической конкуренции и особенности ценообразования на этих рынках.

    2.1 Характеристика рынка  монополистической  конкуренции.

    Разновидность рынка несовершенной конкуренции - монополистическая конкуренция. Ей свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.

    Для монополистической конкуренции  не требуется наличие сотен или  тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, например, 25, 35, 60 или 70 в каждой отрасли. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:

    1. Малая доля рынка. Каждая фирма  обладает относительно небольшой  долей всего рынка и поэтому  имеет очень ограниченный контроль  над рыночными ценами.

    2. Невозможность сговора. Наличие  сравнительно большого числа  фирм гарантирует, что тайный  сговор, согласованные действия  с целью ограничения объёма  производства и искусственного  повышения цен почти невозможны.

    3. Независимость действий. Когда в  отрасли действует много фирм. Между ними нет жёсткой взаимной  зависимости; каждая фирма определяет  свою политику, не учитывая возможную  реакцию со стороны конкурентов.

    В противоположность совершенной  конкуренции одним из основных признаков  монополистической конкуренции  является дифференциация продукта. В  условиях монополистической конкуренции  фирмы производят продукты, немного  отличающиеся от товаров соперников в том, что касается характерных внешних атрибутов (признаков) продукта, качества услуг, местоположения и доступности товаров или других характеристик.

    Войти в отрасль с монополистической  конкуренцией относительно легко. То, что производители в таких  отраслях обычно являются небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и относительном выражении, предполагает незначительный эффект масштаба и наличие небольшого капитала. Однако в отличие от условий совершенной  конкуренции в данном случае могут  существовать дополнительные финансовые барьеры, порождённые потребностью получения продукта, отличающегося  от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт. Кроме  того, действующие фирмы могут  владеть патентами на продукцию  и авторскими правами на фабричные  клейма и торговые знаки, что увеличивает  трудности и издержки их копирования.

    Выход фирм из отраслей с монополистической  конкуренцией относительно прост. Ничто  не мешает неприбыльной фирме в отрасли  с монополистической конкуренцией сократить производство или закрыть  его.

    2.2 Особенности формирования  цен в условиях  монополистической  конкуренции.

    Каждая  фирма, находясь в условиях монополистической  конкуренции, проводит собственную  ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры  выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами  на единицу продукции. Снижение объема продаж и повышение затрат на единицу  продукции - все это своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров.

    В российских условиях имеются большие  возможности для развития монополистической  фирменной конкуренции и создания сферы конкурентного ценообразования. К числу таких рынков можно отнести рынки следующих товаров, в том числе импортных:

    - безалкогольные  напитки - фруктовые воды, лимонад,  русский квас, кока-кола, пепси-кола, и др.;

    - водка, коньяки, ликеры, вина;

    - пиво бутылочного и баночного  разлива;

    -сигареты  и сигары, другие табачные изделия;

    - многие виды лекарств, имеющих  заменители, витамины;

    - кондитерские изделия - шоколадные  конфеты, шоколад;

    - зубная паста, пены для бритья, кремы, шампуни, одеколоны;

    - духи, моющие средства;

    - многие виды одежды, особенно  с фирменным знаком;

    - многие спортивные товары;

    - телевизионная и радиотехника, видео-  и аудиотехника;

    - часы, фотоаппаратура и фотоматериалы;

    - большинство видов бытовой техники, например холодильники;

    - стиральные машины, пылесосы, микроволновые  печи и т.д.;

    - компьютерная техника;

    - фирменная мебель;

    - фирменные бытовые услуги - чистка одежды, ремонт квартир, парикмахерские и др.;

    - многие магазины и палатки  розничной торговли в городах.

    На  рыночном сегменте небольшое предприятие  может занимать монопольную позицию (кстати, отсюда и название типа рынка) и диктовать цены: при их определении  оно закладывает размер собственной  прибыли. В зарубежной практике она  составляет 5 - 8%, в то время как  в среднем эта величина составляет 1 - 3%.

    При монополистической конкуренции  линия спроса на продукцию производителя  имеет отрицательный наклон, поскольку  на рынке продаются товары - заменители, что даёт возможность получить монопольную  прибыль в краткосрочном периоде. Из-за отсутствия каких-либо существенных ограничений на вход в отрасль  других производителей и выход из неё в долгосрочном периоде экономическая  прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.

    Одной из важных характеристик дифференциации продукта является ограниченный контроль над ценами со стороны производителей и продавцов в условиях монополистической  конкуренции из-за относительно большого числа фирм, действующих в конкретном секторе рынка. При монополистической  конкуренции потребители выбирают продукцию определённых продавцов  и в известных пределах платят более высокую цену за неё, чтобы  реализовать свои предпочтения. На таком рынке продавцы и покупатели не связаны стихийно, как на рынке  совершенной конкуренции. Однако, контроль фирмы действующей в условиях монополистической конкуренции, над  ценой весьма ограничен, поскольку  существует множество потенциальных  заменителей её продукта.

    Кривая  спроса, с которым сталкивается продавец в условиях монополистической конкуренции, является в высокой степени эластичной, но не совершенно эластичной. Степень  эластичности кривой спроса фирмы в  условиях монополистической конкуренции  зависит от числа конкурентов  и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов  и слабее дифференциация, тем больше эластичность кривой спроса каждого продавца, то есть тем ближе ситуация к условиям совершенной конкуренции.

    2.3 Ценообразование  на монополистическом  мировом рынке.

    При анализе процессов, связанных с  ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние  на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен  зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи  товара, какие нет, каков уровень  доходов, прибыли и куда будут, и  будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для  дальнейшего расширения внешнеэкономической  деятельности (ВЭД).

    В условиях рыночной экономики ценообразование  во внешней торговле, также как  и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. По характеру, уровню и сфере  действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп:

    Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

    • экономический цикл;
    • состояние совокупного спроса и предложения;
    • инфляция.

    Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

    • издержки;
    • прибыль;
    • налоги и сборы;
      • предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
      • потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

    Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

    • сезонность;
    • эксплуатационные расходы;
    • комплектность;
    • гарантии и условия сервиса.

    Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

    • государственное регулирование;
    • валютный курс.

    Внеэкономические, политические; военные.

    Как отмечалось выше, цены определяются условиями  конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном  рынке процесс ценообразования  имеет особенности. С учетом этого  следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос  и предложение. Известно, что соотношения  спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим  числом конкурентов, чем на рынке  внутреннем. Он обязан видеть перед  собой мировой рынок, постоянно  сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными  ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится  в режиме постоянного “ценового  стресса”. Значительно больше на международном  рынке и покупателей. Во-вторых, в  рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие “мировой товарный рынок” означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

Информация о работе Ценообразовавние в условиях рыночной экономики