Ценообразовавние в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Перед каждым предприятием стоит проблема назначения цен на товары (работы, услуги), которые он предлагает реализовать на рынке.
Прежде чем приступить к рассмотрению и выбору методик ценообразования, необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором он осуществляет (или будет осуществлять) свою предпринимательскую деятельность. Поскольку рыночная система предполагает свободную рыночную конкуренцию, то типы товарных рынков необходимо рассматривать в зависимости от конкуренции на них.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты рыночного ценообразования.
1.1 Экономическая сущность цен и ее роль в рыночном хозяйстве………...…5
1.2. Характеристика существующих типов рынков…………………………….6
Резюме……………………………………………………………………………12
2. Деятельность рынков монополистической конкуренции и особенности ценообразования на этих рынках
2.1. Характеристика рынка монополистической конкуренции……..………...13
2.2.Особенности формирования цен в условиях монополистической конкуренции…………………………………………………………...……14
2.3. Ценообразование на монополистическом мировом рынке………………17
Резюме……………………………………………………………………………25
3. Практические аспекты деятельности организации на рынке монополистической конкуренции (на примере магазина «Северный)
3.1. Краткое досье предприятия………………………………………………...26
3.2. Специфика формирования ценовой политики предприятия……..………28
Выводы и рекомендации……………….....……………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 96.20 Кб (Скачать файл)

    Практически на цену предлагаемого товара влияет:

    • платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег;
    • объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
    • полезность товара и его потребительские свойства.

    На  стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:

    • количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
    • издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
    • цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

    Общим фактором является замещаемость предлагаемого  к реализации товара другим, удовлетворяющим  покупателя. На уровень мировых цен  воздействуют валюта платежа, условия  расчета и некоторые другие, как  экономические, так и внеэкономические факторы.

    На  мировом рынке возможны случаи “искажения соотношения спроса и предложения”. В случае громадного спроса на товар  может возникнуть ситуация, при которой  на рынок будет выброшен товар, произведенный  в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет  какое-то время определять мировую  цену и которая наверняка будет  весьма высокой. И наоборот, нередко  предложение значительно превышает  спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной  торговли, условия производства в  которых наилучшие, а цены ниже.

    При работе с внешнеторговыми ценами рынка, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия “цены продавца”, т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и “цены покупателя”, т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, “рынок продавца”, на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и “рынок покупателя”, на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

    В последние два-три десятилетия  важную роль в ценообразовании на товары в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые  производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному  потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

    При анализе цен следует учитывать  и движение экономического цикла, что  в сфере международных экономических  отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены как  правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с  превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную  торговлю замедленно, в зависимости  от сферы и глубины этих явлений  и тем более на фазе кризиса  и подъема). Необходимо отметить, что  в зависимости от вида товаров  и товарных групп динамика изменения  цен отличается. Так, при изменении  конъюнктуры наиболее резко и  быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция  производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее “реакция цен” на продукцию  машиностроительного комплекса.

    Господство  крупных фирм одной страны на рынке  отдельных товаров ослабляется  натиском крупных монополистических  фирм другой страны, а также более  “легковесных” конкурентов, стремящихся  получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны  монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

    Потребность в относительной координации  деятельности на мировом рынке привела  компании к созданию специальных  механизмов, с помощью которых  можно было бы действовать с большей  долей предсказуемости. Наиболее простой  формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). В течение длительного периода времени картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.

    Вместе  с тем ценообразование на рынках машин и оборудования, например, по сравнению с сырьем и полуфабрикатами - процесс значительно отличающийся, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный  рынок, затруднен из-за различий конструктивного  характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной  продукции на мировой рынок имеют  определенное представление о ценах  конкурента. Как правило, уровень  цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного  процента, с учетом конкретного рынка  сбыта, партнера, региона и т.д.

    Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно - тарифной политики и т.д. в конечном счете оказывает существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.

    Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень  продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийными являются пример поддержки  государством сельского хозяйства  в США и сельскохозяйственная политика ЕС. В США государство  предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная  организация по гарантированным  ценам принимает в залог у  производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

    Эффективен  механизм ценообразования в ЕС, разработанный  по каждому виду сельхозпродукции и  для каждого региона. Устанавливаются  несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые Сообществами как  желательные, минимальные цены импорта  или пороговые, минимальные продажные  цены, гарантированные производителю  интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции  гарантирует минимальный доход  производителям. Таким образом протекционизм  на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная  агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера  сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго  мирового экспортера.

    Что касается машиностроительных и сырьевых отраслей, то воздействие государства  на уровень цен, как правило, осуществляется косвенным образом. Например, государство  берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое  финансирование экспорта, ведет протекционистскую  таможенную политику. Так, предоставляя экспортные субсидии компаниям, государство  позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень  импортных пошлин, например, на сырье, государство имеет своей целью  повышение конкурентоспособности  на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга - завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.

    Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), использование  которых в конечном счете оказывает  существенное влияние на уровень  цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической  точки зрения, крупной.

 

    

Резюме

    Монополистическая конкуренция относится к отраслям, в которых действует относительно большое число фирм, не участвующих  в сговорах и производящих дифференцированную продукцию, при условии легких входа  и выхода из отрасли. В течение краткосрочного периода монополистическая конкурентная фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя продукцию, для которой предельные доходы равны предельным издержкам.

    Процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией. Процесс ценообразования на международных рынках во многом зависит от типа рынка, в рамках которого действует соответствующий субъект внешней торговли. Современному рынку присуща множественность цен. Для изучения и использования на практике ценовых показателей необходимо знать основные источники сведений о ценах. Механизм ценообразования анализ спроса и предложения, проектирования цен - исходя из ситуации на рынке - и формирование контрактной цены.

    К мерам, регулирующим торговлю, прямо  воздействующим на цены и опосредованно - на количество товаров, относятся таможенные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы. Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала.

 

    

    3. Практические аспекты  деятельности организации  на рынке монополистической  конкуренции (на  примере магазина «Северный»).

    3.1 Краткое досье  предприятия.

    Коммерческая  фирма «Алия» организована в 1998 году как товарищество с ограниченной ответственностью, учредителями являлись физические лица. В январе 1999 года предприятие  было реорганизовано в общество с  ограниченной ответственностью «Алия», и действует на основе Устава.

    ООО «Фирма Алия» создано в результате реорганизации ТОО, является правопреемником последнего, для осуществления производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности, выполнения работ и осуществления услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его учредителями максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

    В своей деятельности ООО «Фирма Алия» руководствуется Уставом и договором. В соответствии с этими документами целью создания предприятия является получение прибыли от осуществления собственной производственной и коммерческой деятельности.

    Предметом деятельности общества являются:

    • производство товаров продовольственной и непродовольственной группы;
    • деятельность по организации отдыха и развлечений;
    • оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами;
    • осуществление коммерческой и производственной деятельности;
    • организация торговой сети для оптовой и розничной продажи продуктов питания и иных товаров за наличный и безналичный расчет;
    • оказание услуг, (аренда, прокат, техническое обслуживание, консультации, маркетинг и т. д.);
    • организация и участие в работе банков, бирж, торговых домов, брокерских контор, фирменных магазинов, выставок, ярмарок и рекламно-информационных структур; производство пищевых продуктов; производство товаров народного потребления; транспортные услуги; услуги агента на договорной основе;

Информация о работе Ценообразовавние в условиях рыночной экономики