Ценообразование в условиях монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 01:19, реферат

Краткое описание

Современная экономика в том виде, в котором мы привыкли ее представлять, невозможна без многообразия рынков, а рынки соответственно невозможно представить без конкуренции. На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей и поэтому один отдельно взятый покупатель или продавец не может оказать значительного влияния на цену. Так, большинство рынков в сфере сельского хозяйства близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают картофель, который покупают тысячи потребителей. В итоге ни один покупатель и ни один фермер не могут существенно повлиять на цену риса.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 276.55 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Университет)

МИД РФ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ДИПЛОМАТИИ

_________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

Рефереат на тему:

Особенности ценообразования в условиях естественной монополии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент курса

Магистратуры

МИЭП МГИМО (У) МИД России

 

Научный руководитель

 

 

 

 

Москва, 2014 г.


 

 

 

Введение

 

Современная экономика в том виде, в котором мы привыкли ее представлять, невозможна без многообразия рынков, а рынки соответственно невозможно представить без конкуренции.        На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей и поэтому один отдельно взятый покупатель или продавец не может оказать значительного влияния на цену. Так, большинство рынков в сфере сельского хозяйства близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают картофель, который покупают тысячи потребителей. В итоге ни один покупатель и ни один фермер не могут существенно повлиять на цену риса.

Многие другие рынки в принципе достаточно конкурентны, чтобы рассматривать их как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок стали, например, имеет несколько десятков производителей-поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае, если кто-нибудь из поставщиков выходит из дела, влияние на цену было бы несущественным. Подобная картина просматривается и на других рынках природного и минерального сырья - таких как уголь, медь, олово или пиломатериалы. Рынки с небольшим числом поставщиков рассматриваются как конкурентные в целях анализа.

Кроме рынков с совершенной конкуренцией существуют также рынки несовершенной конкуренции. Такая конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии, а также на рынке дифференцированных товаров.

Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией. Однако и среди монополий отдельно можно выделить естественную монополию - предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя наличие товара. Следовательно, кривая спроса для продукта монополиста действительно является рыночной кривой спроса. На решения монополии воздействуют спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене и предельные издержки производства товара. Понятие и анализ ценообразования в условиях естественной монополии мы попытаемся раскрыть в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие монополии  и условия ценообразования

 

Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя наличие товара. Следовательно, кривая спроса для продукта монополиста действительно является рыночной кривой спроса. На решения монополии воздействуют спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене и предельные издержки производства товара. Удивительно отличается реакция максимизирующей прибыль монополии на налоги, субсидии, введение верхних пределов для цен от реакции на это конкурентной фирмы и отрасли.

Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия, с другой стороны, характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Цель этой главы заключается в том, чтобы понять, каким вероятным образом воздействуют на равновесную рыночную цену влияние монополии на предложение и отсутствие конкурирующих продавцов на рынке. Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль. Как только определены монопольные цена и выпуск, то их можно сравнить с величинами конкурентных равновесной цены и выпускаемого на рынок количества товара, анализируя последствия поглощения полностью конкурентной отрасли монополией, максимизирующей прибыль.

Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного продуктов, у которых нет заменителей. Местная электрическая компания может быть единственным продавцом электроэнергии в районе, однако, электричество во множестве своих применений имеет заменители. Когда цена электроэнергии увеличивается, его количество, на которое предъявляется спрос для использования в отопительных целях, снижается. Печи, работающие на натуральном газе и нефти, являются хорошими заменителями электрического обогрева. Таким же образом почтовая служба США только на первый взгляд является единственным поставщиком услуг по доставке писем. Ее услуги могут быть заменены службой экспресс-доставок, телекоммуникациями, включая электронную передачу письменных сообщений.

Редко когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец, к тому же, чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем для общенациональных. Например, если вы учитесь в маленьком городе, то там может оказаться только один продавец специализированной образовательной литературы по вашей специальности, то есть у книжного магазина была бы местная монополия на продажу различных учебников. Таким же образом в маленьких городках может быть единственный терапевт или единственный зубной врач, у которых тогда монополия на медицинские и зубоврачебные услуги в этом районе. Мы сталкиваемся с местными монополиями на услуги ежедневно, потому что в большинстве населенных пунктов существует одна телефонная компания, обеспечивающая местную связь. Сходным образом местные монополии предоставляют такие коммунальные услуги, как электричество, газ, транспорт. Однако деятельность многих из этих предприятий общественного пользования регулируется правительственными агентствами в попытке удержать эти предприятия от использования ими своей монопольной власти во влиянии на цены.

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией. Необходимой предпосылкой для монопольной власти является то, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как в случае конкурентной фирмы. Когда у фирмы имеется наклоненная вниз кривая спроса на ее продукт, она обладает способностью повышать или понижать цену путем изменения количества товара, которое она предлагает. Например, хотя корпорация "Toyota" не обладает чистой монополией на производство и продажу автомобилей, она могла бы владеть монопольной властью, если бы смогла поднимать цену на свои машины, предлагая дилерам меньшее их количество. Она могла бы поступать так, если бы кривая спроса на ее автомашины была бы наклонена вниз. Это могло бы случиться, если бы достаточное число покупателей машин "Toyota" рассматривали их как продукты, значительно отличающиеся от автомобилей конкурирующих производителей. "Toyota" могла бы также воздействовать на цену автомобилей, если бы его доля в общем их предложении была достаточно велика для того, чтобы сделать автомобили значительно более редким на рынке товаром или, наоборот, имеющимся в изобилии в течение данного периода.

В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз рыночной кривой спроса на этот продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и конкурентным рынком заключается в способности на монополизированном рынке определенной фирмы влиять на цену, выручаемую за ее товар. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность.

Фирма относится к чистой монополии, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей, если она ограждена от конкуренции высокими входными барьерами на рынок.

Силу монопольной власти отдельной компании не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия должна считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, появлением товаров-заменителей, конкуренцией товаров, импортированных в страну, а также борьбой за покупателя со стороны других компаний, каждая из которых хочет увеличить долю своих товаров в общих продажах. Чистая монополия возникает на базе рыночного хозяйства и работает по его законам. Также не следует забывать об антимонопольном законодательстве, существующем во всех развитых странах.

Другая ситуация с монополией складывается, когда она существует в условиях административно-командной системы. Такая монополия основывается на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и дефицита товаров. Административно-командная система развивается в условиях закрытой экономики, опирается на государственную монополию в сфере внешней торговли. Значительным признаком этой системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что является мощной поддержкой административной монополии. В конечном итоге ее результатом становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.

Административной монополии конкуренция угрожает в меньшей степени, чем чистой монополии в рыночном хозяйстве. Опираясь на отраслевые министерства, большие предприятия через отраслевые научно-исследовательские институты контролируют и тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не угрожает конкуренция товаров-заменителей, потому что производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли ограждает их от зарубежных конкурентов.

Таким образом, административная монополия возникает в нерыночной среде, обладает огромной монопольной властью, чем чистая монополия.

Если компания получает возможность выйти за рамки жесткой структуры рынка совершенной конкуренции, то она тем самым перестает быть ценополучателем и становится ценоустановителем, то есть монополистом. Модель монополии обеспечивает теоретическую основу для анализа политики ценообразования компании. Модель чистой конкуренции не может служить объектом исследования политики ценообразования, так как это означает, что компания не имеет ценовой политики как таковой: цена задается совершенно конкурентной фирме как нечто данное. Если же компания обладает рыночной властью, то она способна устанавливать цены для достижения основной цели: присвоения излишка потребителя и превращения его в дополнительную прибыль компании. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = МR, то на монополизированном рынке Р > МR.

Так как все широко знакомы с видом равновесия в условиях совершенной конкуренции, то изобразим равновесие чистой монополии, которое принмает следующий вид (рис. 1):

Рис. 1 Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

 

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс=МС1. В условиях монополии мы перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm >МС), то величина излишка покупателей и излишка продавцов-производителей меняются. Площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.

В середине 50-х годов А.Харбергер определил величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так как объем производства без монополии больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто называют харбергеровскими треугольниками. Используя математический аппарат, он показал, что такие потери в промышленности США в 1929 году составили менее 0,1% ВНП2. В современной экономике США они бы составили около 6 млрд.долларов. Поэтому проблема монополии не является такой острой, как она представляется другими экономистами.

Обычно считается, что монопольные цены - самые высокие. Как правило, они выше конкурентных, но надо знать, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Другим недостатком монополии считают, что монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции. Эта тоже не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора - понижающий и повышающий. Понижающий фактор - в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных затратах, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и др.). С другой стороны, повышающий фактор связан с “разбуханием” и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением к инновациям и риску вообще.

Основная цель ценообразования фирмы - это присвоение различными способами излишка покупателя и его перераспределения в пользу продавца.

Распространены следующие виды монополистического ценообразования:

    • ценовая дискриминация,
    • двухэтапная оплата (двойные тарифы),
    • ценообразование пиковых нагрузок,
    • государственное регулирование цены монополиста.

Информация о работе Ценообразование в условиях монополии