Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
При такой трактовки фирма представляет собой коалицию связанная между собой сетью контрактов. Ядро коалиции образовывает долговременный отношенческий контракт по поводу взаимозависимых ресурсов. И иными словами коалиция распадется и не смогут найти взамен участниками и заинтересованы друг в друге. При осуществление производства всей команды нельзя определить индивидуальный вклад и вследствие появляется оппортунизм в разных формах. И, по мнению Алчиана и Демсеца именно в целях предотвращение этого явления коалиция выделяет центрального агента, который обладает пучком прав. В чем значение имеет такого пучка прав собственности? Достигается существования экономия издержек по ведению переговоров, эффективность контроля за поведением членов команды, решает проблему оппортунистического поведения. Также рассматривается кто занимает центрального агента- предприниматель. По концепции Шумпетера предпринимательская деятельность связанна с применением уже имеющих средств, а не созданием новых. Предприниматель реализует их, преодолевая технологические и финансовые трудности и открывает новые пути получения прибыли. По Катильону предпринимательская прибыль- это вопрос предвидения и желания брать на себя риск, а само предпринимательство – экономическая функция особого рода, состоящая в приведения предложения в соответствии спроса на различные товары. Демсец и Алчиан трактуют предпринимателя как собственника наиболее специфического ресурса, ценность которого в наибольшей степени зависит от продолжения существования коалиции. Предприниматель как лицо, ищущее и реализующее ценную комбинацию производственных ресурсов в условиях принципиальной неполноты информации или определенности. Со взглядом Алчиана и Демсеча благодаря потокам информации, стекающем к стороне контракта , фирма приобретает характеристику эффективного рынка на котором информация о качествах большого набора ресурсов становиться доступной. Фирма является инструментом повышения конкуренции между наборами ресурсами. Фирма возникает как ответ на дороговизну рыночной координации, способствуя экономии трансакционных издержек. Минимизирует издержки, связанные с обеспечением выполнения контракта. Контракты играют ключевую роль. Теория фирмы - теория несовершенных контрактов. Если контракт был совершенен , то потребность в фирме отпал бы.
24) проблема морального риска, неблагоприятного отбора и вымогательства. Методы борьбы с оппортунистическим поведением
Теория контрактов особое внимание обращает на траксац издержки , как издержки оппортунист поведения. Слабой формой эгоистич поведения является послушание. Полусильной формой является следованию собственным интересам в условиях определенности. Сильной формой является оппортунизм, трактуемый Уильямсом как преследования личного интереса с помощью коварства. Так же различаются две основные формы оппортунистического поведения. 1) «отлынивание» индивид работает с отдачей меньшей, чем от него требуется по договору. ИТАК МОРАЛЬНЫЙ Риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительно информации о ее поведения требует больших издержек или вообще невозможно. Особенная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группы. И в фирмах создаются специальные сложные дорогостоящее структуры. Входит контроль за поведением агентом. 2) « вымогательство» Возможно при долгой работе в тесной кооперации и настолько притираются к друг друге что каждый становиться незаменим. Если какой-то фактор решит покинуть команду, то остальные не смогут найти ему замены на рынке и понесут потери. По классификации выделяются два типа предконтрактное и постконтрактное. Предконтрактное возможно в период заключения контракта. Выражается в сокрытие истинной информации. Результат предконтрактного – неблагоприятный или ухудшающий условия обмена, отбор. Пример поддержанных машин. Автомобили худшего качества вытесняют лучшего качества. Это связанно с тем что покупатель готов заплатить определенную сумму. Но не способен оценить в полной мере. Еще проблема неблагоприятного отбора дает рынок труда. Если ставка з/п устанавливается фирмой на уровне производительности труда то наиболее производит работники откажутся заключать контракт на таких условиях. Институц реакцией на существования ухудшающего отбора может быть использование данные об образоват потенциале работника.
Постконтрактное является неполнота контракта, при его составления невозможно предугадать все действия. Оппортунистическое поведение означает нарушение условий контракта при котором имеет место стратегия подтасовки информации. Издержки вызванные оппортунистическим поведением , возникают из-за асимметрии информации и связанные с трудностями точной оценки поведения другого участника сделки. Уильямсон ввел в экономич анализ новые понятия по отношению к теории контракта и теории фирмы. Это присваиваемые квазиренты, специфические ресурсы, зависимость. К специфическим ресурсам причисляют ресурсы, которые приспособлены к взаимоотношениям с определенным партнером и являются невозвратными. Ресурсы не могут без потерей в своей ценности быть переброшены на альтернативные варианты использования. Квазирента соответствует разности между текущей выручкой при наилучшем альтернативном использовании и возникает в результате специфических инвестиций. Специфические ресурсы не только создают возможность получения квазиренты, но и попадают в отношения зависимости, приводящий к тому, что она может быть изъята у собственника данного ресурса. Способом защиты квазиренты могут быть долгосрочные контракты, призванные ограничить множество будущих вариантов выбора у собственников производственных ресурсов, позиции которых позволяет им присвоить квазиренту.
25) виды экономических организаций, их анализ в рамках теории прав собственности и теорий трансакций издержек
Каждая форма экономической организации при определенной структуре и величине трансакционных издержек превращается в наиболее эффективный способ координации экономической деятельности. Механизм рыночной координации сравнительно эффективнее в экономии информационных издержек. Такие организации как фирма дают большой выигрыш в том что касается издержек по ведению переговоров, вместе с тем иерархические структуры – благодатная почва для оппортунистического поведения. Первый вид унитарная фирма, т.е. фирма находящаяся в единоличном владении. Несколько собственников производственных ресурсов заключают двусторонние контракты не с друг другом, а с неким центральным агентом в целях минимизации трансакционных издержек и совокупной ценности своих активов. Характерно: производство, связанное с совместным использованием ресурсов, наличие нескольких собственников ресурсов. Центральный агент является собственником фирмы и работодателем. Отсутствует авторитетный контроль, все отношения представляют контрактную структуру которая возникает как средство повышения эффективности командного производства. Плюс в том что четкая специфика прав собственности. Минус – из-за высоких трансакционных издержках внешнего финансирования деятельности фирмы, наход в единоличном владении. Минус и высоких издержках принятия риска которые могли бы повысить стоимость фирмы. Распространенной формой экономич организацией является акционерное общество открытого типа или открытая корпорация. Владельцы открытой корпорации обладают меньшим пучком прав, не имеют права на изменение члена команды. Выгода: в схеме прав на остаточный доход, способствующий к рискованным инвестициям с относительно низким издержкам. Акционерная собственность представляет собой групповое, совместное обладание единым пучком прав. Является способом защиты от оппортунизма. Акционеры могут продать свою долю , но сами ресурсы остаются в фирме. Главная проблема, порождаемая акционерной формой собственности – контроль за высшим управляющим, который имеет широкое поле для оппортунистического поведения.
В Государственной фирме отсутствует важнейшие элементы из пучка правомочия. Это отсутствия права на свободную продажу всех остальных правомочий, а также ограничения прав на остаточный доход и управления. Т.е. происходит ослабление контроля со стороны собственника за поведением управляющего, становиться невозможно выразить стоимость будущих последствий текущих действий менеджера. Повышение цен на услуги предприятия не увеличивает денежного дохода участников его команды. Государственное предприятие при прочих условиях устанавливают всегда низкие цены на продукцию. И также слабее реагирует на изменение в спросе. Важнейший вклад трансакционного подхода к проблеме фирмы формируется так, что нет никаких априорных оснований для того чтобы отдавать абсолютное предпочтение какой-то одной формой экономической организации перед всеми остальными, каждая при определенной структуре трансакционных издержек превращается в наиболее эффективный способ координации экономической деятельности. Разнообразие организационных форм является реакцией на проблему минимизации трансакционных издержек.
26.Государство
как институт. Обоснование
функций гос-ва
с позиции
Институты представляют собой общие правила (формальные и неформальные), которые структурируют пространство социальных и экономических взаимодействий. В современных условиях основная, самая важная часть правил отражается в совокупности законов, судебных и административных актов. Как следствие, государство' выступает важнейшим элементом институционального устройства общества. политические институты первичны по отношению к экономическим институтам. Это означает, что государство определяет нормы и правила поведения субъектов экономической деятельности. функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством. Представители неоинституционального направления и в этом И просе выступают продолжателями традиций, заложенных классической политической экономией. В классической школе функции государства являются минимальными_и сводятся к тому, чтобы стоять на страже законов справедливости, от выполнения которых, по мнению Смита, всецело зависит само существование общества. В чем же состоят «законы справедливости?.....
' По Смиту, «самые священные законы справедливости законы нарушения которых заслуживает мести и самого жестокого наказания и законы, охраняющие жизнь и личность человека; за ним следуют законы, охраняющие собственность и имущество; наконец, последнее место занимают законы, имеющие своим предметом охранение личных прав и обязательств, заключенных между гражданами. право индивида распоряжаться своей личностью (собственность над самим собой)' и имуществом (собственность движимая и недвижимая). Эти_права — суть «естественной» свободы человека2. Ее можно интерпретировать в том смысле, что никто не" имеет права произвольно препятствовать другим индивидуумам в использовании их возможностей для достижения поставленных ими перед собой целей. Каждый человек имеет право служить своим собственным целям и не может рассматриваться лишь как инструмент для достижения целей других людей. вопрос о государстве сводился к формированию института, как раз и обеспечивающего формальное равенство граждан, их защиту от произвола. Следовательно, государству'надлежало:
ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;
ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов;
обеспечивать исполнение добровольно заключаемых контрактов, которые представляют собой, как отмечалось выше, каналы обмена пучками правомочий. , в рамках данной концепции обязанности государства просты и недвусмысленны и сводятся к защите членов общества от принуждения со стороны своих сограждан или извне. Именно свобода выбора предполагает добровольность и взаимовыгодность последующего обмена и является в этом качестве условием повышения эффективности общественного производства и роста богатства нации1. должен существовать какой-то метол госредничества в деле разрешения спорных вопросов .Так возникало хозяйственное право где функцией государства стала разработка хозяйственного законодательства .Эта роль государства включает в себя установление общих правил хозяйственной деятельности. представители традиционного институционализма оценивают эти
правила с позиции обеспечения общего благосостояния и осуществления справедливости в общественных отношениях, то представители неоинституционального направления. По их мнению, роль государства должна в экон.сфере сводиться к установлению правил, способствующих упрощению и развитию механизмов добровольного обмена. Иными словами выработке своего рода «правил игры» в сфере экономических и социальных отношений, в которой участвуют граждане свободного общества, и контроль за их соблюдением.
что и государство в рамках неоинституционального анализа рассматривается как институт, оказывающий влияние на величину трансакционных издержек. со становлением национального, рынка на смену личному обмену между хорошо знающими друг друга контрагентами пришел обезличенный обмен. государство выступает как эффективный механизм принуждения, призванный защищать законы и контракты от возможных нарушений. акцент на обязанности государства защищать «естественные», неотчуждаемые права человека. Также принимая как аксиому, что целью развития является рост богатства нации. основной функцией государства защиту и спецификацию прав собственности1, что позволяет снизить трансакционные издержки и создать благоприятную среду для обмена. Вмешательство третьей стороны (государства) необходимо для создания гарантий от оппортунистического поведения участников контракта. Производство общественных благ порождает проблему «безбилетника», что требует использования государством принуждения для финансирования их производства. спецификация и защита прав собственности, в том числе выполнение третейской стороны в конфликтах, являются важнейшими функция ми государства, но сюда добавляются те функции, которые, как и названные выше, способствуют снижению трансакционных издержек.к ним относятся:
создание каналов обмена информацией
Разработка стандартов мер и весов — деятельность государства в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров. К этой же функции относится и организация государством денежного обращения.Почему деньги снижают издержки обмена? В первую очередь потому, что их ценность не зависит от их держателя. В целом функции государства видятся представителями неоинституционального направления в создании и обеспечении функционирования правил или институтов, снижающих трансакционные издержки и обеспечивающих благоприятную среду для осуществления добровольного взаимовыгодного обмена. Вполне в духе идеологии экономического либерализма они обращают внимание на «провалы» государства. Последние, по их мнению, заключаются в неспособности обеспечить не только эффективное распределение ресурсов (Парето-оптимальность), но и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости. Это происходит как в силу субъективных причин (действия чиновников и политиков), так и объективных обстоятельств. К последним относятся ограниченные возможности государства в получении и переработке информации, необходимой для принятия правильных решений, что подчеркивает Ф. Хайек в своей трактовке рынка как спонтанного экономического порядка; к первым — специфика интересов, связанных с собственным функционированием государства. Государствен ное вмешательство непосредственно в экономические процессы недопустимо; и если оно происходит, то это делается, по мнению представителей как либерального, так и неолиберального направ лений, исключительно в интересах государственного аппарата. То есть опять-таки функции государства сводятся к спецификации и защите прав собственности (имеется в виду, естественно, институт частной собственности). государство, устанавливая правовые нормы и обеспечивая их соблюдение, стимулировало торговлю, выходящую за пределы персонифицированных отношений, в частности обменных операций, выходящих за пределы местной торговли. И на определенном этапе экономическим агентам выгоднее передать функцию по защите прав собственности специализированному институту, обеспечивающему исполнение договора. Это уже упоминавшийся ранее институт третейских судей, выступающий как специализированный институт в защите купцов и принятии торговых кодексов. Однако он тоже имел серьезные ограничения в сфере своего действия, и в конечном счете его функция была передана государству, которое обеспечило решение вышеназванных задач с меньшими издержками. По крайней мере, таково объяснение этого процесса в рамках неоинституционального анализа — направления, которое получило название «новой экономической теории». Именно рост неперсонализированных отношений, по мнению представителей неоинституционального направления, стал причиной, приведшей к формированию государства, которое стало устанавливать правила хозяйственной деятельности, выполнять функции третейского суда в конфликтах и обеспечивать исключительность прав собственности. государство один из возможных гарантов обмена, достаточно часто выступающий базовым или конечным арбитром в системе, используемой для надежной защиты сделок.