Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:52, шпаргалка
1. Предмет, метод и функции экономической теории.
Предметом современной экономики является поиск наиболее оптимальных способов взаимодействия экономических субъектов в процессе использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения различных потребностей общества.
Свойства:
1)неконкурентность, т.е. увеличение числа потребителей
блага не влечет за собой снижение полезности,
доставляемой каждому из них. Данное свойство
предполагает, что благо неделимо, не может
быть «расфасовано» продано поштучно,
неизбирательно и потребляется совместно.
Типичный пример неконкурентности потребления
— это национальная оборона. Данное свойство
означает, что предельные издержки предоставления
общ. блага индивидуальному потребителю
раны «О»., а появление дополнительного
потребителя представляет собой Паретоулучшение.
Т.о. несоперничество порождает необычные
для рыночной экономики ситуации: если
имеется индивид, желающий воспользоваться
благом, но не готовый за него платить,
оптимальное использование ресурсов предполагает
предоставление ему данного блага даром.
2)Неисключаемость, т.е. ограничение доступа потребителей
к такому благу практически невозможно.
В данном случае поставщик общ. Блага не
в состоянии обособить свои взаимоотношения
с каждым из потребителей в отдельности.
Санкции против неплательщиков обернулись
ущербом для добросовестных пользователей,
и возможные Паретоулучшения не были бы
реализованы. Примером здесь является
городской парк отдыха. Достижение исключаемости
(охрана, ограждение, плата за вход) общ.
Блага в виде отдыха в городском парке
потребует огромных затрат и будет экономически
нецелесообразным.
Классификация:
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
1) общественные, отличающиеся
тем, что находятся в свободном
потреблении всеми членами
2) индивидуальные, отличающиеся
тем, что они могут быть
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
1) общегосударственные общественные блага.
Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства;
2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения;
2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
1) косвенно. В этом случае
государство поручает
2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.
60.Коллективный спрос на общественные блага. Проблема «безбилетника»
Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
Из специфических свойств общественного товара проистекает так называемая проблема безбилетника, или «едущего бесплатно». «Едущий бесплатно», в контексте общественных благ, — это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на сто производство, ничего не платя за его использование. «Проблема безбилетника» обуславливает очень важное положение: поскольку невозможно точно разделить потребителей на оплативших и не оплативших пользование общественным товаром, показатель рыночного спроса на общественное благо либо вовсе не существует, либо сильно занижен, поэтому при предоставлении такого товара через рынок не будет получено достаточного дохода, чтобы покрыть издержки на производство этого товара.
Тем не менее говорить о спросе на общественные товары вполне резонно. Как и рыночный спрос на частные блага, коллективный (общий, совокупный) спрос на общественный товар определяется путем суммирования спроса индивидуальных потребителей. При этом спрос каждого индивидуального потребителя на каждую конкретную единицу общественного блага зависит от предельной выгоды (MB), которую он получает от дополнительной единицы общественного товара. Согласно закону убывающей предельной полезности, предельная выгода является величиной убывающей, т. с. каждую следующую единицу общественного товара потребитель оценивает ниже предыдущей. Для того чтобы получить кривую коллективного спроса ив общественный товар, мы должны просуммировать кривые индивидуального спроса всех его потребителей или просуммировать графики получаемых ими предельных выгод (MB). Кривая коллективного спроса на общественные блага будет схожа с кривой рыночного спроса на частные блата только тем, что обе они имею? нисходящий наклон.