Экономическая роль предпринимательства и его развитие в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом и попытаться найти пути их решения.
Задачи для этой работы: это рассмотрение сущности и роли предпринимательства в условиях инновационного развития страны; проведение анализа развития предпринимательской деятельности в современной России; выявление основных проблем развития малого бизнеса и нахождение решения этих проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 История развития, понятие и сущность предпринимательства в России
1.1 Сущность предпринимательства и его виды…………………….5
1.2 Развитие предпринимательской деятельности…………………..9
1.3 Функции малого бизнеса…………………………………………11
ГЛАВА 2 Современные проблемы развития предпринимательства в
России и пути их решения
1.1 Состояние предпринимательства на данном этапе по России и
отдельно в городе Коряжма………………....................................15
1.2 Проблемы развития предпринимательства в России …………...19
1.3 Проблемы развития предпринимательства в Коряжме………….25
1.4 Пути решения проблем предпринимательства…………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. .32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Петр I не допускал полной монополии частных лиц: «Регламент Мануфактур-коллегии» имел специальный пункт - «Об неисключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон.

Как свидетельствуют  историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства  был период с 1861 г. по 1917г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий.

К началу реформ (1861г.) в  России насчитывалось 128 акционерных  обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк.

В 1861-1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом  примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом  порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860-1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.

К концу XIX - началу XX в. ведущую  роль в промышленности Российской империи  стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры.

Период НЭПа знаменовал собой новый этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом  Труда и Обороны (СТО) «Основных  положений к восстановлению крупной  промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927г. «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.

Следующий этап в истории отечественного предпринимательства был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет – с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Это был период безраздельного господства административно-командной системы.

В 1989-1990 гг. государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда происходило его отделение в самостоятельную отрасль относительно системы жесткого централизованного управления.

Новое в развитии малого предпринимательства появилось  в 1990 году, с изданием постановление правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению налоговых льгот для них.

В 1990-1991 гг. государственной  статистикой был зафиксирован рост малого предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как они имели право на налоговые льготы.

Однако в 2001 году был  отмечен спад в развитии предпринимательства, который усугубился в 2002 году. Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.

Таким образом, если подвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:

1. период интенсивного  становления предпринимательства  (1990-1995гг.);

2. период насыщения  и структурного оформления (1996-1998 гг.);

3. период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).

 

 

1.3 Функции малого бизнеса

 

К основным функциям малого предпринимательства относятся: инновационность, противодействие монополизму и  поддержание нормальной конкурентной среды, противодействие безработице и создание новых рабочих мест, повышение совокупного дохода широких слоев населения  и соответственно расширение  потребительского спроса, повышение профессиональной активности, взращивание предпринимательских навыков, духа, традиций как очень существенного института гражданского общества, формирование среднего класса как основы социально-политической стабильности нации.

Способность к созданию и распространению инноваций  является важнейшей функцией современного малого предпринимательства. Процессы формирования постиндустриального (индустриально-информационного) общества по своей сути основаны на инновациях, что само по себе предопределяет заметную роль малых предприятий в экономическом развитии ведущих стран мира.

В последние два-три  десятилетия малые предприятия прочно заняли место лидера прорывных научно-технических разработок.

Инновационная компонента присутствует во многих направлениях деятельности малого бизнеса. Смысл  безрисковой, «средней» инновационности  заключается в активном внедрении, адаптации различных новых технологий и материалов, оправдавших себя наработок. Субъекты малого предпринимательства оказываются своего рода «губкой», впитывающей и распространяющей на локальных рынках производственные и бизнес - идеи, уже успешно реализованные в других странах, регионах. Очевидна большая польза для национальных хозяйств от всей инновационной деятельности малого бизнеса.

Крайне важно для  национальной экономики то, что малые предприятия стимулируют конкуренцию в сферах деятельности крупного бизнеса, противодействуют монополизму. Инновационность и гибкость малых предприятий, высокий уровень конкуренции в самой сфере малого бизнеса позитивно воздействует на все сферы хозяйственной жизни.

В малом бизнесе (за некоторыми исключениями, связанными с излишними  административными государственными барьерами) практически отсутствуют  препятствия для межотраслевого и внутриотраслевого перелива капиталов, движения рабочей силы. Малые предприятия, в отличие от крупных, не могут диктовать рынку уровень цен на свою продукцию. При этом любые просчеты крупных предприятий, включая установление и длительное поддержание монопольно завышенных цен, снижение качества, выпуск морально устаревшей продукции, используется субъектами малого бизнеса для выхода на традиционные рынки сбыта продукции крупных компаний и отнятия у них части прибыли.

Малое предпринимательство  играет роль социального демпфера. Оно способно вбирать в себя высвобождающуюся (особенно в периоды экономических депрессий) рабочую силу, повышать уровень благосостояния широких слоев населения, укреплять демократические институты общества, социальное партнерство, расширяет средний класс. Тем самым в современном обществе оно в немалой мере обеспечивает общую социальную стабильность как важнейший момент нормального, сбалансированного социального развития страны и ее национального хозяйства.

Кроме того, малые предприятия  выполняют еще и функции социально-психологической  помощи населению. Исследования показывают, что постоянные клиенты ходят в небольшие магазинчики, в мастерские не только для покупок или получения необходимых услуг, но и для живого общения с хозяином и работниками как со старыми знакомыми. Необходимость в такой психологической помощи возрастает во всех странах, причем особенно — в высокоурбанизированных центрах развитых стран.

В этом смысле сфера малого предпринимательства играет важную роль в обеспечении здоровья нации.

Привязка к локальным  рынкам обусловливает активную деятельность малого бизнеса по защите окружающей среды. Будучи жителями того же места, округа, где ведется их хозяйственная деятельность, многие субъекты малого бизнеса быстро осознают, выявляют источники экологических угроз и сами прилагают усилия для их устранения. Через экологические организации они борются за выделение бюджетных и прочих средств для охраны окружающей среды и, нередко, сами оперативно и результативно реализуют полученные средства. Причем с прибылью для себя как предпринимателей и, одновременно, для защиты себя и всех других жителей локальной территории от неблагоприятных изменений в экологии.

Так же не менее значимой функцией, является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.

Малое предпринимательство  играет заметную роль в 

  • формировании конкурентных цивилизованных рыночных отношений;
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;
  • содействие структурной перестройке экономики;
  • привлечение личных средств населения для развития производства;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения;
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие улучшению деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

 

 

ГЛАВА 2

Современные проблемы развития предпринимательства  в России и  пути их решения

 

1.1 Итоги развития и состояние предпринимательства на данном этапе по России и отдельно в городе  Коряжма

 

Как показало время, малое  предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место  в хозяйстве страны.

По состоянию на 1 января 2004 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий.

Вместе с тем следует  отметить стабильный рост числа предприятий  в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 2003 г., на 12,1% - в 2004 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

Анализ состояния малых  предприятий показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности  занятых и инвестиций в основной капитал у малой предпринимательской  деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов.

Таблица 1

Динамика числа предприятий и численности занятых на малых предприятиях в I квартале 2009 г., без микропредприятий.

 

Число предприятий, тыс. единиц

Численность работников, тыс. человек

1 января 2009 г.

1 апреля 2009 г.

1 января 2009 г.

1 апреля 2009 г.

Российская Федерация

282,7

227,6

6217,1

5741,7

Центральный ФО

82,1

73,1

1678,4

1674,5

Северо-Западный ФО

31,4

31,1

812,5

668,8

Южный ФО

39,9

27,4

872,5

707,7

Приволжский ФО

58,8

47,1

1406,5

1295,3

Уральский ФО

11,2

13,8

360,8

402,1

Сибирский ФО

45,4

25,6

842,4

736,3

Дальневосточный ФО

13,9

9,5

243,8

256,9

Информация о работе Экономическая роль предпринимательства и его развитие в современной России