Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:27, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом и попытаться найти пути их решения.
Задачи для этой работы: это рассмотрение сущности и роли предпринимательства в условиях инновационного развития страны; проведение анализа развития предпринимательской деятельности в современной России; выявление основных проблем развития малого бизнеса и нахождение решения этих проблем.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 История развития, понятие и сущность предпринимательства в России
1.1 Сущность предпринимательства и его виды…………………….5
1.2 Развитие предпринимательской деятельности…………………..9
1.3 Функции малого бизнеса…………………………………………11
ГЛАВА 2 Современные проблемы развития предпринимательства в
России и пути их решения
1.1 Состояние предпринимательства на данном этапе по России и
отдельно в городе Коряжма………………....................................15
1.2 Проблемы развития предпринимательства в России …………...19
1.3 Проблемы развития предпринимательства в Коряжме………….25
1.4 Пути решения проблем предпринимательства…………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. .32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34
На фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек. Анализ распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности в I квартале 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составил 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек
В рамках создания более 2,5 тыс. малых предприятий ожидается формирование до 30 тыс. рабочих мест, в первую очередь, для выпускников вузов. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота малого предпринимательства, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.
Снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот малого предпринимательства составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота малого предпринимательства по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%.
Рассмотрим конкретные данные развития предпринимательства в таком городе, как Коряжма.
На 1 января 2008 года в городе Коряжма работают 323 предприятия торговли, 1 рынок, 39 предприятий общественного питания и 62 предприятий бытового обслуживания. За 2007 год открылось 24 магазина, 1 кафе, 2 салона красоты, 1 ломбард.
В I полугодии 2009 года крупными организациями и субъектами среднего предпринимательства отгружено товаров собственного производства по разделам C, D, E ОКВЭД на 7,2 млрд. руб., или 20,1% отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по области (без НАО).
В целях улучшения
условий для предпринимательско
Преобладают небольшие предприятия с
численностью работников от 1 до 15. 65% частных
предприятий занимаются торгово-закупочной
деятельностью, 19 % - в сфере бытовых
услуг. Далее по нисходящей - транспортные
услуги, коммерческое посредничество,
риэлтерская, консультационная деятельность,
строительство, организация досуга, общепит,
туризм и пр.
Большинство предпринимателей
оценивают финансовое состояние
своего предприятия как
1.2 Проблемы развития предпринимательства в России
Анализ сегодняшнего состояния малого предпринимательства позволяет выделить основные проблемы, мешающие его развитию, Эти проблемы возникли вместе с процессом становления основ рыночной экономики, но, к сожалению, остались нерешенными и сегодня.
На деятельность малых
и средних предприятий в России
оказывают влияние сразу
Общие проблемы предпринимательства. Это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:
1) Несовершенство
2) Несовершенство налоговой системы.
Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для малого предпринимательства ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр. Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному рэкету.
Однако, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.
При этом весьма серьезны
проблемы, связанные с налогово-
3) Несовершенство финансово-
В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки малого предпринимательства денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ малого предпринимательства.
Однако проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития малого предпринимательства. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.
4) Безопасность деятельности предприятия.
Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:
Малое предпринимательство столкнулось с организованной преступностью, которая к середине 1990-х годов превратилась в хорошо отлаженную систему.
Сегодня наиболее сильные группировки по уровню организации напоминают государственные спецслужбы. Они обладают квалифицированными кадрами, финансовыми и материальными ресурсами, спецтехникой, службой информации. Это позволило перейти от случайных поборов, что было характерно для рубежа 1980-1990 гг к систематическому получению стабильной, заранее оговоренной части прибыли своих "подопечных"1. Изучение таких отношений позволило выявить интересную зависимость, на которую впервые обратили внимание А.Белов и А.Никитов: "Уровень аналитических служб такого (регулярного) рэкета в целом достаточно высок, и он устанавливает в общем-то посильные "налоги", в отличие как от официальных налогов, установленных государством, так и от поборов "дикого рэкета ".2
Результаты опроса, произведенного в Сибири, показали, что 21,2% предпринимателей имеют постоянную "крышу", 15,2% постоянно улаживают отношение с ней, 12%регулярно вынуждены давать отпор домогательствам "дикого рэкета", остальные 51,6% дали уклончивые ответы, но ни один из низ не заявил об отсутствии каких-либо угроз со стороны криминала.3
Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.
1Николаева И.П. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учеб. Пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНАЮ, 2004.- С. 295.
2 Российский экономический журнал. 1995.- №2. – С. 48.
3 ЭКО. 1996. - № 8. – С. 97,98.
малого бизнеса.
С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты.
Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйства при правительстве РФ, вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесом и властью.
Информация о работе Экономическая роль предпринимательства и его развитие в современной России