Экономическая роль предпринимательства и его развитие в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом и попытаться найти пути их решения.
Задачи для этой работы: это рассмотрение сущности и роли предпринимательства в условиях инновационного развития страны; проведение анализа развития предпринимательской деятельности в современной России; выявление основных проблем развития малого бизнеса и нахождение решения этих проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 История развития, понятие и сущность предпринимательства в России
1.1 Сущность предпринимательства и его виды…………………….5
1.2 Развитие предпринимательской деятельности…………………..9
1.3 Функции малого бизнеса…………………………………………11
ГЛАВА 2 Современные проблемы развития предпринимательства в
России и пути их решения
1.1 Состояние предпринимательства на данном этапе по России и
отдельно в городе Коряжма………………....................................15
1.2 Проблемы развития предпринимательства в России …………...19
1.3 Проблемы развития предпринимательства в Коряжме………….25
1.4 Пути решения проблем предпринимательства…………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. .32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

На низком уровне предприниматель  также сталкивается с непониманием и субъективным отношением к малому бизнесу со стороны местной бюрократии. По мнению президента всероссийской ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий чиновник - это самое опасное, что может быть для бизнеса».

6) Рискованность создания  малого предприятия. Рисковый характер - одна из самых существенных черт предпринимательства. В настоящее время он становиться одной из определяющих факторов развития предпринимательства. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.

7) Низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

Вообще, главным условием для развития предпринимательства  должна быть доступность организации  собственного бизнеса.

 

1.3 Проблемы развития предпринимательства в Коряжме

 

Город Коряжма, как многие маленькие города, где основным, во всех вопросах города, аргументом является градообразующее предприятие - это уникальная среда, со своими (хорошими и плохими) традициями, со своей ментальностью. Плохо это или хорошо вопрос второй, это просто так и всё. Все беды и все радости, жители города связывали и будут связывать с КЦБК, на нем завязано все и по другому не будет никогда, по крайней мере в Коряжме.  Город Коряжма всегда будет промышленно - бытовой зоной при КЦБК, даже в силу своего географического месторасположения, которое не позволяет городу развиваться по схеме того же Котласа, которой изначально планировался ак торговый рай центр, с соответствующей инфраструктурой. В Котласе "Новая ветка" один большёй торговый склад, с ж/д подъездами и прочим. Да и за покупками ездить в Котлас со всего района удобней, и как бы не стараться, цена на товар там будет всегда ниже, склады позволяют оперировать крупным оптом, а ж/д транспорт снижает транспортные расходы.

Рассчитывать на то, что в Коряжме появиться промышленное предприятие, даже отдалённо сравнимое по масштабам с КЦБК, тоже не приходиться.

Сырьё по близости к Коряжме, только лес, ничего другого нет, а работать на привозном сырье, а после отгружать готовую продукцию, так здесь получается двойные транспортные расходы, которые раздуют себестоимость так, что работать придется в убыток. Вообщем Коряжма с точки зрения инвестиционной привлекательности место гиблое.

Предпринимательская деятельность, как зеркало городской действительности. Ментальность коряжемцев такова, что рисковать (в большинстве своём) ни кто не хочет, а кто бы и не прочь рискнуть, так у него просто не чем рисковать. Да вообщем то серьезные заработки в Коряжме могут принести торговля продуктовыми товарами и все тот же лес (поставки на КЦБК). Эти ниши в Коряжме заняты плотно, и для того чтобы добиться там успеха необходимо серьезное финансовое вливание.

Что до арендной платы, то сумму определяет рынок и сам  владелец недвижимости, и ни кто  не в силах диктовать ему условия, если конечно речь идет о законных методах торга. А то что от налогов уходят, то в нашей стране платить все налоги – это просто плохой тон.

Вообще взгляд на предпринимателей города однобок и специализируется на торговле т.е то что на виду, а в Коряжме работает еще масса (порядка 20) ремонтно/монтажно/строительных предприятий, обслуживающих 85% подрядных работ на КЦБК, есть Химзавод, их значит Вы в бизнес-прослойку города не включаете. Кстати это именно те предприятия бизнес интересы которых распространяются далеко за пределы города. А торговля в Коряжме это бизнес быстрого реагирования, выгодно – значит торгуем, не выгодно – сворачиваемся. Торговля выживала даже в самые смутные времена.

Можно поподробней изучить  проблемы Коряжемского района.

82% опрошенных отметили  необходимость поддержки предпринимателей  со стороны местной администрации.  Самой желаемой финансовой мерой  обозначили предоставление субсидий. 68% респондентов заявили о необходимости  создания в городе бизнес-инкубатора, выполняющего функции юридической защиты, информационного обеспечения и консультирования предпринимателей. Социологи сделали следующие выводы: помимо бизнес-инкубатора в городе необходима активная общественная организация для защиты интересов малого и среднего бизнеса и конкретной помощи начинающим предпринимателям; муниципальное кадровое агентство; применять дифференцированный подход к арендной плате и налогам, предоставлять льготы открывающим предприятия в сфере производства. По поводу упразднения кассовых аппаратов, о чем тоже говорили предприниматели, уже принимаются меры на федеральном уровне.

Глава города обещал подумать над системой стимулирования бизнеса, помощи в кредитовании. Дмитрий Шоломицкий попенял местным властям, что  в Коряжме аренда за муниципальные площади дороже, чем в близлежащих Котласе и Великом Устюге. Тяжелым бременем на предпринимателей ложится «вмененка» - например, некоторые арендаторы в «Фаворите» уже по 4-7 месяцев не платят за снимаемую торговую площадь, а «побарахтаются» еще несколько месяцев и просто уйдут с рынка. Вячеслав Свинин обратил внимание на то, что муниципалитету нужно поддерживать своих предпринимателей, а не заезжих, с ними и заключать договора, скажем, на поставку той же мебели для учреждений.

Конечно, основной проблемой развития предпринимательства в является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

 

1.4. Пути решения проблем предпринимательства

 

Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий- производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам и формам поддержки  предприятий-производителей относят:

А) организационную помощь в скором и эффективном решении  всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями  во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

Б) Экономическую поддержку  предприятий-производителей, которая  включает в себя:

Поддержку существующих производств. В отношении их могут  использоваться следующие формы поддержки.

· Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и  платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться  в том случае, если указанная сумма  будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.

· Налоговые льготы. При  этом скидки должны устанавливаться  по таким налогам как НДС, налог  на прибыль, налог на имущество, налог  на содержание жилого фонда. Установленная  скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.

· Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и  «среднеперспективные». Цель налогового кредита - закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены  от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При  этом должна существовать система ограничений.

Если предприятие создается  на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то:

· старое предприятие  не может полностью войти в  состав нового (например, просто перерегистрировавшись),

· переданные новому предприятию  производственные мощности не могут  превышать трети производственных мощностей старого предприятия;

· на базе одного старого  предприятия не может быть создано  больше двух новых, пользующихся предоставленным  освобождением.

Новое производственное предприятие, чтобы оно могло  пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

в) Информационную поддержку предприятий-производителей.

Сведения о производственных предприятиях города:

· основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический  и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб),

· данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,

· данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма  землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),

· сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в  аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),

· сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие  готово продать, сдать в аренду, в  лизинг.

сведения о государственных  или муниципальных ресурсах:

· сведения о муниципальном и областном заказах,

· сведения об объемах  и видах выпущенных ценных бумаг,

· утвержденный на текущий  год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб,

· утвержденный на год  объем зачетов.

Механизм реализации данных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству):

Группировка предприятий  по категориям (по роду деятельности, по перспективности);

Нормативно-правовое обеспечение:

· разработать положение  о видах поддержки МП в зависимости  от их категорий;

формирование производственной инфраструктуры:

· имущественная поддержка  малых предприятий : аренда на льготных условиях производственных площадей и  оборудования предприятий-должников в областной бюджет;

Информационно-консультационное обеспечение:

· развитие единой системы  информационного обеспечения на территории области;

· обеспечение МП высококвалифицированными и доступными услугами по различным  аспектам предпринимательской деятельности;

· проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.

Итак, развитие предпринимательской  деятельности в России - сложный  и противоречивый процесс, имеющий  ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.

В августе 2008 года в городе Коряжма создан общественный совет  по предпринимательству при главе  муниципального образования. В его  составе 15 человек, 11 из которых –  представители городского предпринимательского сообщества. Советом рассмотрены 16 вопросов, в том числе 5 проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих интересы предпринимательства (решений городской Думы, постановлений администрации города).

На заседании правительства Архангельской области принят проект постановления «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Архангельской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Архангельской области на 2009-2011 годы».  

В программе значительно  расширен перечень мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Архангельской области. Так, с 2010 года планируется реализация следующих основных мероприятий программы:

— предоставление грантов  на начало собственного дела;

— предоставление средств  для развития сети микрофинансирования;

— капитализация областного гарантийного фонда;

— предоставление средств  для софинансирования муниципальных  программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

— поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства в области энергосбережения;

— субсидирование на конкурсной основе процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях и части лизинговых платежей по договорам лизинга;

Информация о работе Экономическая роль предпринимательства и его развитие в современной России