Экономическая сущность доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:37, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике экономическую основу функционирования торговых организаций составляют доходы, которые играют важную роль в системе социально-экономических отношений в обществе. В них отражаются как финансовые последствия решений в области государственной ценовой политики, стратегии и тактики ценообразования организации, так и влияние конъюнктуры рынков, на которых осуществляют предпринимательскую деятельность субъекты торговли [2, с.510].
Доходы следует рассматривать как экономическую категорию и как показатель торгово-предпринимательской деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

- состав и ассортиментная  структура товарооборота: изменение  состава и структуры товарооборота  может вызывать и уменьшение, и увеличение суммы  и уровня дохода от реализации товаров, что определяется изменением соотношения в общем объеме реализации товаров с более высокой и низкой торговой надбавкой;

- уровень цен закупки  товаров у поставщиков: их влияние  основывается на том, что основой формирования розничной цены являются или отпускная цена предприятия (в случае приобретения товаров у изготовителя) или оптовая цена (при закупке у посредников). Отсюда возможно и абсолютное, и относительное снижение (увеличение) суммы реализованных торговых надбавок и скидок за счет разницы в ценах, по которым приобретается товар;

- экономическая обоснованность  норм торговых надбавок: самостоятельность  в установлении торговых надбавок (наценок) в современных условиях требует от торговых организаций, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой – сохранить цены на конкурентоспособном уровне;

- звенность товародвижения: если увеличивается доля поставки  товаров через оптово-посреднические  звенья, то это приводит к уменьшению  суммы дохода и снижению его уровня, поэтому целесообразно использовать поставки товаров по прямым связям;

- выбор поставщика и условия  поставки товаров: правильный  выбор поставщика определяет приемлемые цену поставки товаров, форму оплаты, обеспечивает гарантированную частоту и комплектность поставок, долю фасованных товаров, размеры уценки, переоценки и товарных потерь, тем самым способствуя стабильности и доходности работы торговой организации.

Вторая группа факторов включает:

- товарооборачиваемость, методы  продажи товаров, производительность труда, издержкоемкость. Эти факторы влияют на объем товарооборота, а через него – и на величину доходов.

- количество и качество предоставляемых  дополнительных услуг при продаже  товаров, определяемые профилем  торговой организации и профессионализмом руководства. Доход от реализации товаров, как показывает практика, увеличивается в среднем на 2% от поступлений за оказанные услуги. Однако следует иметь в виду, что косвенное влияние бесплатно оказываемых услуг и консультаций покупателям, оказывается значительно весомее;

- организация торгово-технологических  процессов, использование достижений маркетинга и научно-технического прогресса, качество управления торговой организацией и торгового обслуживания населения, применяемых ресурсов. Механизм влияния этих факторов на количественные и качественные показатели доходов опосредован параметрами объема товарооборота.

Условия конкуренции  на рынке потребительских товаров, уровень развития инфраструктуры рынка, инфляция, политическая и экономическая стабильность в стране, демографическая ситуация и другие внешние межотраслевые и народнохозяйственные факторы воздействуют не только на внутренние условия образования доходов торговой организации, но и на конечные финансовые результаты деятельности отраслей сферы товарного обращения.

 

1.3. Источники  образования дохода от реализации

 

 

К основным источникам дохода от реализации в торговле относятся  торговые (оптовые) надбавки, по некоторым  товарам – торговые скидки, а также наценки общественного питания.

Источником формирования доходов от реализации платных торговых услуг (работ), которые оказываются  покупателями и организациями и  включаются в состав выручки от реализации, выступает цена оказываемых услуг (работ).

В отраслях торговой деятельности источники образования доходов  от реализации товаров имеют видовые  отличия.

В розничной торговле источниками образования дохода являются:

- торговые надбавки, устанавливаемые  в процентах к отпускной (закупочной) цене товара (без налога на добавленную стоимость) отечественного производителя (посредника) или к контрольной цене завезшего товар из-за границы импортера, увеличенной на сумму таможенных платежей, транспортных и иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров;

- торговые скидки, устанавливаемые  в процентах с фиксированной  розничной цена товара с НДС либо с единой розничной цены;

- комиссионные вознаграждения  за реализацию товаров в комиссионных магазинах, отделах или на условиях консигнации.

В оптовой торговле следующие  источники образования дохода от реализации:

- оптовые надбавки, устанавливаемые в процентах к отпускной цене товара несобственного производства или импортера либо к контрактной цене, если товар поступает на экспорт;

- оптовые скидки, определяемые  по соглашению сторон вместо  надбавки. В этом случае дальнейшая  поставка товаров осуществляется  по отпускным ценам без взимания  оптовой надбавки;

- вознаграждения в  виде процента со стоимости реализованных товаров за осуществление торгово-посреднических операций: дилерские – по дилерским сделкам, комиссионные – при приеме товаров на реализацию на комиссионных началах или на условиях консигнации.

В общественном питании  источниками дохода от производства и реализации продукции собственного производства и покупных товаров выступают:

- торговые надбавки (скидки) на покупные товары и продовольственное  сырье для изготовлении продукции;

- наценка на продукцию  собственного производства и  часть покупных товаров (водка, ликеро-водочные изделия, пиво, минеральная вода, продаваемые в розлив), устанавливаемые в процентах к стоимости наборы сырья или продукции в розничных ценах.

Предельные размеры  наценки регулируются облисполкомами и Минским гориспокомом и дифферецируются в зависимости от категории объекта общественного питания, места и времени реализации продукции, вида блюд:

- первой категории  – 120-150% (в Минске – 150%);

- второй категории  – 50-100% (в Минске – 70%);

- третьей категории  – 30-50% (в Минске – 40%).

По своей экономической  сущности торговая (оптовая) надбавка (скидка) является ценой за услуги, оказываемые  торговлей отраслями материального производства, по доведению товаров от производителей до промежуточных и конечных потребителей. В качестве экономической категории она представляет собой часть стоимости товара, которая отражает долю торговли в розничной (оптовой) цене и предназначена для покрытия расходов на реализацию товаров и образования прибыли торговой организации.


 


 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 Структура торговой надбавки торговой организации

 

Как экономический показатель торговая надбавка – это надбавка, взимаемая торговой организацией или  организацией-изготовителем при  осуществлении розничной торговли.

Торговые, оптовые надбавки (скидки) выполняют следующие функции:

  1. Учетную, то есть отражения величины общественно необходимых затрат и прибыли отрасли. Это дает возможность определить долю торговых организаций в цене реализуемого товара. В результате торговые (оптовые) надбавки и скидки в организациях торговли становятся инструментом учета дохода от реализации и используются в анализе и планировании;
  2. Распределительную, то есть определения пропорций в распределении и перераспределении части валового национального  дохода между отраслями экономики, населением и государством. На уровне торговой организации эта функция реализуется через распределение денежных доходов на конкретные цели в соответствии с установленными планами;
  3. Стимулирующую, то есть повышения заинтересованности организаций торговли в формировании основной массы доходов от ключевого вида деятельности – реализации товаров. Тем самым обеспечиваются устойчивое функционирование  и последующее социально-экономическое развитие сферы товарного обращения;
  4. Регулирующую, то есть использования механизма государственного регулирования торговых надбавок как фактора сдерживания роста общего уровня цен, что связано с существенным влиянием торговых надбавок на розничные цен реализуемых товаров. Регулируя  размеры торговых надбавок (скидок) и наценок, государство тем самым предопределяет финансовые возможности торговой отрасли в получении прибыли, расширении объемов деятельности, совершенствовании межотраслевых связей.

В настоящее время предельные размеры  торговых надбавок устанавливаются как правило, только на социально значимые товары. По остальным же торговая и оптовая надбавки предельным размером не ограничиваются и формируются с учетом складывающейся в период реализации конъюнктуры рыка.

Таким образом, по своей  сущности оптовая и торговая надбавки, а также торговая скидка предназначены  для покрытия расходов на реализацию товаров торговыми организациями, уплаты всех установленных налогов и неналоговых платежей и получения прибыли.

В качестве экономической категории  торговая надбавка является ценой за услуги, оказываемые торговлей отраслям материального производства по реализации продукции. В этом заключается основное назначение торговых надбавок.

В условиях формирования рыночных отношений  повышается роль цены и такого ее элемента, как торговая надбавка (скидка), отражающая хозрасчетные интересы торговых организаций.

На изменение уровня  дохода существенное влияние оказывает изменение структуры товарооборота (увеличение доли товаров с более высоким уровнем торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот), которое определяют способом процентных чисел с применением приема абсолютных разниц.

При поставке муки, крупы, масла животного  и некоторых других товаров в расфасованном виде поставщики могут взимать с магазинов наценку за их предварительную расфасовку. В связи с этим увеличение или уменьшение объема поставки товаров в расфасованном виде оказывает определенное влияние на валовой доход. Влияние указанного фактора на реализованные торговые надбавки, также как и предыдущего, определяют прямым счетом.

При покупке товаров через оптовые  предприятия и других посредников  торговое предприятие отдает им часть торговой надбавки, что уменьшает его валовой доход. Влияние изменения звенности товародвижения на валовой доход изучают по договорам поставки товаров, счетам-фактурам и данным учета поступления товаров. В связи с тем, что существуют определенные расхождения в формировании цен на товары, поставляемые из различных источников, целесообразно организовать учет валовых доходов в зависимости от того, по каким каналам поступает товар на торговое предприятие для его последующей реализации конечному потребителю.

Между торговой скидкой  и торговой надбавкой существует взаимосвязь. Поэтому величину торговой скидки, а значит, и уровень  дохода, можно определить исходя из торговой надбавки и, наоборот.

, ,      (1.3)

где Тс – размер торговой скидки, выраженный в процентах к розничной цене, Тн – размер торговой надбавки, выраженный в процентах к отпускной цене.

Средний уровень торговой надбавки определить путем расчета  средней арифметической взвешенной по формуле:

        или          ,   (1.4)

где - средняя арифметическая взвешенная;

- конкретные величины вариантов  признака х;

- веса (f ) соответствующих величин.

 

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним  из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заемного капиталов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования. Основным источником получения торговым предприятием прибыли является валовой доход. Валовой доход от реализации товаров представляет собой сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг, определяемую как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров.

Валовой доход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле:

 

РЦ = СС + Пп + ТНп + НДС + ТН + НП,     (1.5)

 

где  РЦ – розничная цена товара, руб.;

СС – себестоимость производства товара, руб.;

Пп – прибыль производственного предприятия, руб.;

ТНп – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;

НДС – налог на добавленную  стоимость, руб.;

ТН – торговая надбавка розничного торгового предприятия, руб.;

НП – налог с  продаж, руб.

 

С учетом последовательности торгово-хозяйственной деятельности, особенностей формирования доходов и затрат процесс образования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим образом (рис. 1.3).

Информация о работе Экономическая сущность доходов