Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:37, реферат
В рыночной экономике экономическую основу функционирования торговых организаций составляют доходы, которые играют важную роль в системе социально-экономических отношений в обществе. В них отражаются как финансовые последствия решений в области государственной ценовой политики, стратегии и тактики ценообразования организации, так и влияние конъюнктуры рынков, на которых осуществляют предпринимательскую деятельность субъекты торговли [2, с.510].
Доходы следует рассматривать как экономическую категорию и как показатель торгово-предпринимательской деятельности.
Рис. 1.3 - Схема формирования прибыли торгового предприятия
Валовой доход торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников (оптовая цена). Валовой доход торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников (оптовая цена).
В настоящее время предприятиям оптовой, розничной торговли и общественного питания независимо от подчиненности и форм собственности предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.
Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис. 1.4.
Рис. 1.4. Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия
Резервный фонд предназначается для покрытия непроизводительных потерь и убытков, покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности для этих целей прибыли отчетного года.
Фонд накопления предназначается для финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества. За счет данного фонда осуществляются финансирование строительства новых производственных объектов, расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним, финансирование прироста собственных оборотных средств и др.
Фонд социальной сферы предназначен для финансирования капитальных вложений в развитие объектов социальной сферы: строительство жилья, культурно-просветительных учреждений, санаториев, домов отдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дошкольных учреждений и т.д.
Фонд накопления и фонд социальной сферы могут выступать в виде единого фонда накопления.
Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия (выплата дивидендов, процентов по акциям и вкладам; разовое премирование работников в виде единовременного поощрения за выполнение особо важных заданий; оказание материальной помощи; надбавки к пенсиям и единовременные пособия уходящим на пенсию; предоставление льготного или бесплатного питания; оплата проезда к месту работы; оплата путевок на лечение и отдых и т.д.).
Конкретные направления
и суммы распределения прибыли
определяются принятой на предприятии
дивидендной политикой и
Таким образом, к основным источникам дохода от реализации в торговле относятся торговые (оптовые) надбавки, по некоторым товарам – торговые скидки, а также наценки общественного питания. По своей сущности оптовая и торговая надбавки, а также торговая скидка предназначены для покрытия расходов на реализацию товаров торговыми организациями, уплаты всех установленных налогов и неналоговых платежей и получения прибыли. Торговые надбавки и скидки выполняют учетную, распределительную, стимулирующую и регулирующую функции.
1.4 Анализ и прогнозирование валового дохода организации розничной торговли
Анализ валового дохода организации розничной торговли проводят по их сумме и уровню. В процессе анализа изучают степень выполнения плана и динамику валового дохода, измеряют влияние факторов на его размер. Анализ проводится по предприятию и его структурным подразделениям. В результате анализа определяются резервы роста валового дохода.
Общая сумма валового дохода организации розничной торговли находится в пропорциональной зависимости от изменения объема розничного товарооборота и уровня торговых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц. Так, отклонение от плана или в динамике по товарообороту умножают на базисный уровень валового дохода (плановый или фактический за прошлый период), делят на 100, а отклонение от плана или от данных прошлого периода по среднему уровню реализованных торговых надбавок умножают на фактический товарооборот отчетного периода и делят на 100.
Одновременно определяют и анализируют валовой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия. Он рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Следовательно, сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной - от налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется прямым счетом [11, с. 237].
Рост или снижение
товарооборота ведет к
где ВДт - изменение валового дохода за счет товарооборота;
Тотч, Тбаз - товарооборот соответственно отчетного и базисного года;
Увд баз - уровень валовых доходов базисного года.
Чтобы определить влияние изменения среднего уровня валового дохода на сумму реализованных торговых надбавок и наценок, следует отклонение от плана или от данных прошлого года по среднему уровню валового дохода умножить на фактический товарооборот отчетного года и разделить на 100:
(1.7)
Большое влияние на валовой
доход оказывает изменение
На величину валового дохода влияют изменение объема товарооборота, ценовой фактор, изменение среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия. Расчет этих факторов производится по той же методике. На величину чистого валового дохода кроме перечисленных выше факторов оказывают влияние налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода.
Средний уровень валового дохода зависит от изменения состава товарооборота (доли в товарообороте продукции собственного производства и покупных товаров) и уровней валового дохода от реализации собственной продукции и покупных товаров. Влияние указанных факторов на уровень валового дохода можно измерить способом процентных чисел с применением приема цепных подстановок.
Анализ общего объема валового дохода и валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, проводится по месяцам и кварталам.
Организации розничной торговли должны проводить анализ, сравнивая его с достижениями конкурентов. Важнейшими факторами роста валового дохода являются увеличение объема товарооборота в сопоставимых ценах, рациональная ценовая политика предприятия, эффективная работа с поставщиками сырья и товаров.
Цель научно обоснованного прогноза валового дохода - определение возможного его объема при заданных (прогнозных) ограничениях исходя из целевых приоритетов, выбранных организацией розничной торговли для своей деятельности. Планирование валового дохода является важной стадией экономического обоснования прогнозных расчетов прибыли, а следовательно, и расчетов финансового плана.
Исходными предпосылками для разработки прогноза валового дохода служат:
- экономические методы
государственного
- целевая стратегия предприятия (увеличение доли рынка, максимизация прибыли и др.);
- экономический потенциал
предприятия (трудовые ресурсы,
- потребность в прибыли
для развития организации
Для прогнозирования валового дохода используют следующие методы:
- метод прямого расчета;
- расчетно-аналитический;
- экономико-статистические;
- экономико-математические;
- на основе прогнозируемой величины прибыли.
Метод прямого расчета. На первом этапе отдельно прогнозируется уровень торговых надбавок (или определяется на уровне регулируемых государством надбавок), затем рассчитывается наценка товары с нормы рентабельности или наценка с учетом предельных величин, устанавливаемых законодательно. На втором этапе рассчитывается сумма надбавок и наценок. Общая сумма валового дохода определяется суммированием надбавок, наценок по всем товарным группам. Уровень валового дохода будет равен отношению суммы валового дохода к общему объему валового товарооборота.
Наиболее простым в применении является расчетно-аналитический метод прогнозирования. Его сущность состоит в том, что на основе отчетных данных за истекший период и изучения динамики уровня валового дохода за предшествующие периоды (годы) определяется ожидаемый уровень валового дохода за текущий год. Ожидаемый уровень за текущий год определяется умножением среднего соотношения за предшествующие периоды (годы) годового уровня валового дохода к его уровню за рассматриваемый период на уровень валового дохода текущего периода.
Среди экономико-статистических методов наиболее широко для прогнозирования применяется метод скользящей средней. Суть этого метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического ряда (4-5 лет) уровня валового дохода (К) и распространении выявленной тенденции в развитии валового дохода на перспективу.
Среднегодовой прирост уровня валового дохода находится по формуле:
Прогнозируемый уровень валового дохода определяется по формуле
Кпр = Кn + 2 * (1.9)
Расчет валового дохода при помощи экономико-математических методов предполагает выбор математической модели и ее решение с использованием ПЭВМ. Выбору модели предшествует построение графика, отражающего динамику валового дохода.
При планировании валового дохода можно использовать, например, метод экстремумов. При этом решается уравнение вида у = at + b.
Уравнение решается при помощи следующей системы:
Y1 = a + b, |
(1.10) | |
Yn = an + b. |
Прогнозирование валового дохода с учетом целевой нормы прибыли осуществляется следующим образом. Прогнозируемый валовой доход (без целевых сборов и платежей) определяется по формуле:
ВД1пр = Ипр + Ппр (1.11)
где Ипр - прогнозируемые издержки обращения;
Ппр - прогнозируемая общая прибыль.
Затем определим валовой доход по покупным товарам:
ВД2 = ВД1 * УВП.т.т. / 100 (1.12)
где УВптт - удельный вес покупных товаров в товарообороте,%.
Планируемый валовой доход по покупным товарам с учетом целевых отчислений и платежей определяется следующим образом:
ВД2 = ВД2 / (100 – 30) 100 (1.13).
Планируемая величина валового дохода с учетом всех отчислений будет равна:
ВДпл = ВД2 + (ВД3 - ВД2) (1.14).
Прогнозируемые расчеты валового дохода, произведенные с использованием различных методов, считаются надежными тогда, когда они, с одной стороны, удовлетворяют требованию обеспечения безубыточности работы предприятия, с другой - получению необходимой чистой прибыли для развития организации розничной торговли.
Чтобы удостовериться в оптимальности прогнозируемой величины валового дохода, целесообразно рассчитать ряд показателей: критическую величину валовых доходов (порог рентабельности), запас финансовой прочности. Критическая величина валового дохода показывает, при каком объеме валового дохода прибыль предприятия будет равна нулю. Критическая величина валового дохода определяется по формуле: