Экономическая сущность и система цен на продукцию сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприятие при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену, чтобы получить прибыль.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Катя.docx

— 93.90 Кб (Скачать файл)

     Во-вторых, между  предприятиями, отраслями, сферами  товарного обращения экономики  существует тесная технологическая, экономическая, производственная зависимость, в совокупности они образуют  единый хозяйственный комплекс, поэтому любые изменения цен  даже на одном предприятии, не  говоря об отрасли, автоматически  приводят к подвижке цен во  всех взаимосвязанных с ним  производствах, отраслях и в конечном  итоге отражаются на ценах  в сфере реализации, причем связи  носят как прямой, так и обратный  характер. Например, рост цен в  сельскохозяйственном производстве  приводит к увеличению цен  в пищевой и легкой промышленности, далее по цепочке растут цены  на товары в оптовой и розничной  торговле. В результате через  определенное время волна повышения  цен возвращается в сельское  хозяйство в виде подорожавших  товаров и продукции.

     Система цен  характеризуется такими показателями, как уровень, структура, динамика.

     Уровень цен - абсолютное количественное выражение  цены в деньгах.

     Структура  цен - это соотношение отдельных  элементов (себестоимости, прибыли, налогов, надбавок) в цене, то есть их  доля в ее общей величине, взятой  за 100 процентов.

     Динамика цен  представляет собой направления  изменения уровней цен (повышение, понижение, темпы изменения).

     Цены классифицируются  по различным признакам и в  зависимости от того, какой принцип  классификации взят за основу, подразделяются на виды и разновидности.

     Сущность цены  проявляется в их функциях. Функции  цен обусловлены функциями денег, т. к. без денег нет цен, а деньги  без цен не имеют экономического  смысла.

 

Экономическая сущность цены проявляется в функциях, которые она выполняет. Функции цены отражают ее роль и предназначение в хозяйственном механизме, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. При всем многообразии теоретических трактовок функций рыночной цены большинство экономистов выделяют следующие:

     учетно-измерительная (соизмерительная);

     стимулирующая;

     балансирования  спроса и предложения;

     распределительная (перераспределительная);

     как средства  рационального размещения производства;

     информационная8.

     Цена выполняет  все присущие ей функции, но  их место в иерархии, содержание, способы и степень реализации  зависят от экономической среды  и меняются на каждом конкретном  этапе развития экономики, так  как ту или иную функцию  цены могут выполнять и другие  элементы хозяйственного механизма - это зависит от принципов  системы управления.

     Учетно-измерительная  функция вытекает из сущности  цены как денежного выражения  рыночной стоимости. Цена показывает, во что обходится обществу  удовлетворение потребности в  той или иной продукции, сколько  затрачено труда, сырья, материалов  на ее производство и какую  прибыль получает предприниматель. То, что цена фиксирует и выявляет  не только величину совокупных  издержек производства и обращения, но и размер прибыли, вытекает  из механизма ценообразования, определяющего  отклонение рыночной цены от  затрат.

     Цена переводит  количество и качество товаров  в материально-вещественной форме  в адекватные показатели, измеренные  в денежном выражении. Благодаря  ей деньги обретают количественную  определенность как платежное  средство в акте купли-продажи. Кроме того, цена позволяет соизмерить  ценность различных товаров, продукции, услуг - сравнивая цену, мы определяем  более дешевый или дорогой  товар9.

     Учетная функция  состоит в том, что с помощью  цены исчисляются экономические  показатели как на уровне макроэкономики, так и на уровне предприятия, так как они имеют стоимостную  основу.

     Показателями, характеризующими состояние экономики  страны, являются валовой национальный  продукт, размер созданного национального дохода, объем платежеспособного спроса, покупательная способность рынка, их динамика и соотношение.

     Каждое предприятие  на основе цены определяет  количественные и качественные  показатели своей работы: объем  производства, товарооборота, доходов, прибыли, размер и уровень затрат, производительность труда, фондоотдачу, рентабельность и т. д. В результате  производитель (продавец) получает  возможность соизмерять затраты  и результаты, сравнивать свои  показатели с показателем конкурентов, определять эффективность использования  ресурсов. Главная задача учета - на основе полученных данных  произвести анализ, принять решение, спланировать свою деятельность  на перспективу.

     Сущность стимулирующей  функции заключается в том, что  цена способна воздействовать  и на производство, и на потребление  как поощряюще, так и сдерживающе. На производителя цена оказывает  стимулирующее влияние через  величину заключенной в ней  прибыли. Рыночная цена не зависит  от желаний производителей или  продавцов и определяется, как  уже отмечалось, средними условиями  производства и конъюнктурой  рынка, поэтому, чем ниже индивидуальные  затраты предпринимателя, тем больше  прибыли он получит. Цена стимулирует  производителей к снижению затрат, что достигается путем внедрения  новых прогрессивных технологий  и оборудования, рациональным и  полным использованием ресурсов, выбором наиболее эффективных  и экономичных методов организации  производства и управления. Кроме  того, зная рентабельность того  или иного товара, систему надбавок  или скидок с цены, предприятие  оценивает доходность их производства  и реализации, следовательно, возникают  экономические стимулы пересматривать  ассортимент выпускаемых товаров, расширять выпуск тех, где выше  прибыль на единицу, или тех, которые  пользуются спросом10.

     С помощью  цен осуществляется и стимулирование  потребления как в целом, так  и в разрезе отдельных товарных  групп: снижение розничных цен  приводит к расширению сферы  потребления, и наоборот, рост цен  сокращает покупательную способность  населения (если его доходы не  изменяются такими же темпами, как и цены).

     Таким образом, с помощью цен можно стимулировать  или тормозить научно-технический  прогресс, экономию ресурсов, изменять  структуру производства и потребления, а в масштабах страны - воздействовать  на структурные пропорции хозяйственного  комплекса.

     Распределительная  функция цены проявляется в  распределении и перераспределении  доходов и ресурсов. На уровне  экономики происходит перераспределение  созданного национального дохода  между отраслями, регионами, социальными  группами населения, фондами накопления  и потребления, то есть осуществляется  регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Механизм действия  перераспределительной функции  заключается в том, что часть  стоимости, созданной при производстве  одного товара, реализуется в  цене другого товара, и тесно  связан с политикой государственного  регулирования. Перераспределение  доходов через цены осуществляется  различными путями:

     с помощью  системы налогообложения - в цену  входят косвенные налоги, изымаемые  в бюджет и распределяемые  в дальнейшем в соответствии  с нуждами государства;

     установлением  различных цен на одну и  ту же продукцию разным потребителям (например, стоимость энергоресурсов  для промышленных предприятий  и населения) или для предприятий  различных форм собственности - государственного  или частного сектора.

     Перераспределительная  функция цены имела очень большое  значение в плановой социалистической  экономике и служила основным  инструментом перераспределения  прибыли и доходов: государство  устанавливало уровень цен, определяло  их соотношение между отраслями  и сферами товарного обращения, искусственно занижало или завышало  цены на отдельные виды товаров  и продукции, решая свои идеологические  задачи. Например, на детские и  продовольственные товары цены  были занижены, а на предметы  роскоши (ювелирные изделия, мебель, автомобили) - завышены, тем самым  изымалась прибыль у этих отраслей  и дотировалось производство  продовольствия. Государство с помощью  цен регулировало накопления  отдельных отраслей, тем самым  способствовало их развитию или, наоборот, отставанию - перераспределение  доходов из легкой промышленности  в другие отрасли (вследствие  высокой доли прибыли в цене) привело к серьезным проблемам  и отставанию в развитии. Установление  низких цен на энергоресурсы  способствовало внедрению энергоемких  видов производства во всех  отраслях, последствия такой экономической  и технологической политики наша  страна пожинает и в настоящее  время, во многом кризисное состояние  промышленности обусловлено заложенными  ценовыми диспропорциями 60-70-х годов - в настоящее время, когда стоимость  энергоресурсов приблизилась к  мировым ценам, большинство предприятий  оказались не в состоянии оплачивать  их.

     Цена выполняет  распределительную функцию и  в рыночной экономике. В силу  объективных причин цены на  рынке колеблются, значительно отклоняясь  от стоимости, в результате этого  высокие доходы получает тот  предприниматель, для которого сложилась  выгодная конъюнктура рынка в  данный момент, а не тот, кто  больше работает. Наличие монополистических  структур также создает возможности  для перераспределения доходов  и прибыли - при монополизации  рынка происходит присвоение  прибыли «чужих» отраслей, предприятий, населения.

     Таким образом, распределительная функция присуща  цене в любой системе управления  как планово-административной, так  и рыночной, но механизм ее  действия различен - в условиях  свободного ценообразования перераспределение  обусловлено ситуацией на рынке, а при социализме - указаниями  органов государственного управления.

     Перераспределение  доходов имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Если государство с помощью  цен регулирует накопления отдельных  отраслей, то оно влияет на  темпы их развития, разрешает  противоречия между потребителями  и изготовителями, между интересами  предприятий и общества, подчиняя  деятельность предприятий общенациональным  интересам. Перераспределяя доходы  между социальными группами населения, государство способствует повышению  жизненного уровня социально  незащищенных слоев, увеличивает  возможности потребления таких  важных услуг, как образование, здравоохранение.

     С другой  стороны, перераспределение доходов  между отраслями должно быть  экономически обоснованно, в противном  случае оно может привести  к не конкурентоспособности предприятий  или отраслей.

     Функция балансирования  спроса и предложения выражается  в том, что через цены осуществляется  связь между производством и  потреблением, спросом и предложением. Цена мгновенно сигнализирует, если  в экономике появились диспропорции  между сферой производства и  сферой обращения, нарушилось равновесие  между предложением и спросом - она либо растет, либо падает. Поэтому при появлении этих  симптомов цена начинает выполнять  свою равновесную (уравновешивающую) функцию:

     увеличивается  или сокращается производство;

     растет или  снижается цена;

     одновременно  происходит и то, и другое.

     В рыночной  системе равновесие спроса и  предложения может возникнуть  лишь на какой-то момент, затем  баланс нарушается, т. е. спрос и предложение постоянно стремятся сбалансироваться, и делается это на основе цены. В России по мере развития рыночных отношений, предпринимательства, конкуренции эта функция цены будет усиливаться и играть доминирующую роль при формировании цены на товар11.

     Функция цены  как средства рационального размещения  производства проявляется в том, что с помощью механизма цен  происходит перелив капиталов  и ресурсов в секторы экономики  и виды производства с более  высокой нормой прибыли. В планово-административной  экономике вопросы размещения  производства и торговли (какие  предприятия строить, сколько производить  товаров и каких, какое количество  магазинов открыть, что в них  продавать и по каким ценам) решало государство. В условиях  свободного рынка каждый предприниматель  сам определяет сферу своей  деятельности, руководствуясь возможностью  получения прибыли, и это определяется  на основе цены. Таким образом  и происходит переток капиталов, который осуществляет само предприятие  под воздействием конкуренции  и спроса. Эта функция цены  будет играть важную роль в  рыночной системе и должна  получать все большее развитие, но чтобы цена выполняла эту  функцию, необходимо определенное  условие - стабильность экономики. В  настоящее время в России при  высокой инфляции, низкой конкуренции, монополизме предприятий возможности  перелива капиталов ограничены. Предприниматели избегают инвестиций  в производство из-за несовершенства  налоговой системы и инфляционных  процессов, обесценивающих денежные  средства, так как отдача в  этой сфере требует длительного  времени, и предпочитают заниматься  торгово-посреднической деятельностью, обеспечивающей быстрый оборот  вложений. Именно поэтому сфера  торговли была наиболее популярной  в 90-е годы. По мере стабилизации  экономики эта функция цены  будет играть все большую роль.

1.2 Система цен на продукцию сельского хозяйства и их характеристика

Цена - это количество денег, уплачиваемое за единицу товара.

В ценовом механизме следует выделять две взаимосвязанные части. Во-первых, это сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения. Во-вторых, ценообразование как способ установления новых цен и изменения действующих.

Основные виды цен на продукцию предприятий делится по ряду признаков.

 

 

По степени и способу регулирования различают:

Регулируемые цены. Их величина регулируется государственными органами. Однако регулирование в условиях рыночной экономики носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется путем воздействия на спрос и предложения (налоги, ограничении рентабельности и т.д.). Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, кредитную, налоговую, бюджетную политику. Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:

Информация о работе Экономическая сущность и система цен на продукцию сельского хозяйства