Экономическая сущность и система цен на продукцию сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприятие при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену, чтобы получить прибыль.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Катя.docx

— 93.90 Кб (Скачать файл)

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соотношение прибыли с затратами означает рентабельность или, точнее, норму рентабельности. На практике используются два варианта измерения нормы рентабельности. Это отношение прибыли к текущим затратам — издержкам предприятия (себестоимости) или к авансированным вложениям (основным производственным фондам и оборотным средствам). Оба измерителя связаны между собой показателем скорости оборота авансированных вложений:

где Р – прибыль;

— норма прибыли (первый и второй варианты);

Фа, Фз — фонды авансирования и фонды себестоимости.

Поскольку число оборотов

То Норму рентабельности предприятия можно рассчитать по следующей формуле:

где Ц — цена единицы продукции;

С — себестоимость продукции;

П — объем продукции;

Фо — стоимость основных производственных фондов;

Фоб — объем оборотных средств.

В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности. Мы можем рассчитать общую рентабельность в целом по предприятию. Для этого сопоставим чистую прибыль и себестоимость продукции и сравним начало и конец анализируемого нами периода.

Об Р (2011 г.)= 4873\16703=0,3

Об Р (2012 г.)= 10569\28406=0,4

Мы видим, что и на начало и на конец рассматриваемого периода рентабельность менее единицы, хотя к концу периода незначительно увеличилась. Кроме того, рентабельность продукции можно рассчитать для нашего предприятия по отдельным ее видам. Она будет определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.

Р прод раст= 1275 (ф9 стр960)\18541 (ф9 стр290)=0,07

Р прод живот= 19128 (ф 13 стр750)\21098 (ф13 стр260)=0,9

Мы видим, что рентабельность растениеводства на предприятии равна 0,7, а рентабельность животноводства практически единице, т.е. близка к безубыточности. Если мы вспомним о том, что и фондоемкость в животноводстве меньше  и фондоотдача больше, а также  фондовооруженность труда  выше, то можно сказать, что данному предприятию гораздо выгоднее заниматься животноводством.

Рентабельность производственных фондов (рентабельность производства) рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

Р прф (2011г.)= 1314 \ 94124 = 0,00001

Р прф (2012г.)= 7473 \ 81186 = 0,09

Р прф раст= 1275 \ 94124 = 0,01

Р прф живот= 19128 \ 81186 = 0,2

Рассматривая показатели рентабельности производственных фондов нет необходимости делать развернутые выводы, поскольку нет возможности говорить о данной рентабельности как о таковой. Если рентабельность производственных фондов в животноводстве равная 0,2 незначительно приближается к единице позволяя, надеется на возможную безубыточность в последующих периодах, то остальные показатели данного вида рентабельности говорят, лишь об огромных убытках, которые несет данное предприятие.

Прибыль — конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли — цель деятельности любой коммерческой организации.

На ООО «Константиновское» выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в т.ч. продажи сельскохозяйственной продукции составила в 2011 году 15389тыс. руб., а в 2012 году - 20933тыс. руб., но себестоимость в теже периоды была еще выше: 16703тыс. руб. и  28406тыс. руб. соответственно.

Происхождение прибыли от реализации связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения.

Валовой доход предприятия — выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат — представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рис. 1.

 

 

Материальные затраты 

 

 

Валовой доход

Оплата труда 

Прибыль 

Издержки производства (себестоимость)

Чистый доход

Объем реализации


 

3.3 Каналы реализации, качество реализованной  продукции, сроки ее реализации.

Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них: правильность установления "что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги" с учетом спроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и пр.

В условиях рыночной системы хозяйствования использование этих факторов чрезвычайно велико. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию. Это предполагает планирование производственной и хозяйственной деятельности. Однако, планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:

Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти, т.е. предприятию необходимо наличие грамотного маркетолога или аналитика, которые на ООО «Константиновское» не имеются вовсе. В силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период.

Во-вторых, планирование процесс непрерывный, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения.

В-третьих, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллектива, государство и т.п.). На данный  момент, исходя из рассчитанных нами коэффициентов, мы видим, что данное предприятие совершенно не  рентабельно и необходимо срочно принимать меры по повышению последней.

Планирование играет огромную роль и имеет большое значение в деле развития экономики предприятия в условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им.

Как мы говорили ранее экономическая эффективность — это соотношение результатов хозяйственной деятельности и затрат живого и овеществленного труда и ресурсов. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность — величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.

С переходом к рыночным отношениям система показателей как в части их расчета и учета, так и роли в обосновании решений претерпела и претерпевает определенные изменения. Так, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке деятельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигаются показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность.

Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновременно и к уменьшению наличности, что имеет место и на рассматриваемом нами предприятии.

Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия нами были рассчитаны показатели:

Фондоотдача

Фондоемкость

Фондовооруженность труда

Рентабельность общая

Рентабельность растениеводства

Рентабельность животноводства

Причем, по всем рассчитанным показателям получается, что для данного предприятия было бы более выгодно сосредоточиться на животноводстве.

В условиях рынка важное значение имеют показатели качества продукции или оказываемых услуг, так как качество продукции сильно влияет как на повышение конкурентоспособности товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее увеличивает объем продаж, а, следовательно, и рост прибыли. К сожалению, у нас нет возможности рассчитать данные показатели в силу отсутствия необходимых данных

 

3.4 Меры по повышению цен реализации (по видам продукции).

 

ООО «Константиновское» не имеет валового дохода в силу того, что себестоимость продукции на данном предприятии превышает выручку.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться, если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование. (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.

Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек.

Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.

Заключение.

 

Проведя исследование экономической эффективности деятельности ООО «Константиновское» можно сделать следующие выводы:

- что основную долю  в растениеводстве занимает зерновая  продукция, а именно пшеница, как  в 2011г., так и в 2012г. Высока также процентная доля картофеля (1, 23%  в 2011г. и 2,48% в 2012г.). Кроме того, в 2012г. изучаемое нами предприятие стало высевать ячмень. Пытаясь тем самым увеличить разнообразие зерновых культур.

- произошло сокращение  численности персонала (141 человек  в 2011г., до 127 человек в 2012г.), что было определено, скорее всего, сокращением производительности. Все работники данного предприятия заняты в сельском хозяйстве. Более половины численности персонала составляют постоянные работники, но имеются и работники сезонные, что обусловлено отраслью в которой данное предприятие осуществляет свою деятельность. Причем количество работников нанимаемых на сезон практически не меняется: 2011г.-35 человек, 2012г.-38 человек.

- на данном предприятии  животноводство более трудоемкое  направление деятельности. Но как  мы видим из расчетов фондоотдачи  более высокий ее уровень также  в животноводстве.

- и на начало и на  конец рассматриваемого периода  общая рентабельность деятельности  данного предприятия менее единицы, хотя к концу периода незначительно  увеличилась.

В настоящее время необходимо добиваться повышения рентабельности, ликвидации убыточности и увеличения прибыли, прежде всего, за счет повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Прибыль и рентабельность предприятия зависит от производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, осуществляемой предприятием.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться, если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию. В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются два основных источника получения прибыли. Первый источник — это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий. Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.

Не стоит забывать, что различают два основных вида финансовых ресурсов, необходимых для деятельности предприятия, — долгосрочные финансовые средства в виде основных фондов (капитала) и краткосрочные (текущие) финансовые средства для каждого производственного цикла, т.е. до момента получения дохода от продажи готовой продукции. И выбирать один из них необходимо тщательно взвесив все варианты, выбираем наиболее приемлемый источник получения денежных средств.

Источники финансовых ресурсов делятся на собственные и заемные.

Основными источниками финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступают прибыль (от основной и других видов деятельности) и амортизационные отчисления. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления и др. При недостатке собственных средств предприятие может обратиться за кредитом. В зависимости от того, на какое время берется кредит, различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет). Кредитование имеет две разновидности:

Информация о работе Экономическая сущность и система цен на продукцию сельского хозяйства