Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:02, доклад
Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических подходов в изучении местного самоуправления и развития территорий.
Из вышеназванной цели вытекают задачи исследования:
Дать характеристику сущности и понятия местного самоуправления;
Введение
Глава 1. Теоретический подход к изучению местного самоуправления и развития территории
1.1 Сущность и понятие о местном самоуправлении
Местное самоуправление как объект экономического исследования
1.2 Становление и развитие местного самоуправления в Кыргызстане
1.3 Зарубежный опыт организации местного самоуправления
Глава 2 Экономические проблемы местного самоуправление и развитие территории
2.1 Прозрачность бюджета местного самоуправления как основа деятельности
2.2 Проблема эффективности использования муниципальной собственности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
При этом система местного самоуправления, формирующаяся в Кыргызстане никоим образом не должна функционировать вне связи с государственной властью, а наоборот, она должна развиваться в тесном взаимодействии со всеми структурными подразделениями государства.
Возрождение в Кыргызстане в начале 90-х годов ХХ века института местного самоуправления как организационно обособленной ветви публичной власти породило, несмотря на свое интенсивное становление, много проблем и дискуссий. Это касается, прежде всего, в части выбора форм реализации местного самоуправления, определения полномочий местных органов власти и, самое главное, экономического и финансового обеспечения их деятельности. Сам процесс соединения механизмов рыночного хозяйства с принципами организации местного самоуправления, как показала практика, относится к числу исключительно сложных и внутренне противоречивых проблем социально–экономического, общественно-политического и организационно–правового характера. Острота взаимоотношений формирующейся рыночной экономики, существующей системы государственного управления и развивающегося института местного самоуправления, обусловлена объективными процессами, присущими переходному периоду современного Кыргызстана.
Во–первых, качественно изменяются экономические отношения, которые находятся на начальном этапе длительного перехода к рынку.
Во–вторых, в самом начале своего пути становления находится формирование новой системы государственного управления и местного самоуправления, их взаимосвязь и взаимоотношения.
В–третьих, экономические
отношения, подчиняющиеся общим
рыночным законам, формируются в
условиях существования неоднородной
трехуровневой вертикальной структуры
территориальной организации
В–четвертых, местное сообщество, развивающегося на принципах самоуправления, для своего поддержания и функционирования требует особых экономических условий.
В–пятых, социально–экономическая ситуация, складывающаяся в системе местного самоуправления разного типа (в малых и больших городах, айылах и поселках) сильно различается в зависимости от реальных местных условий и уровней развития.
Эти и другие факторы порождают значительные трудности в реализации задач переходного периода, но, тем не менее, не являются основанием для ухода от научного анализа, концептуально осмысленных действий по конструированию новой модели государственного устройства, развитию местного самоуправления.
Само местное самоуправление многоаспектно, формы проявления многообразны и во многих странах стало нормой жизни, заняло свое место в системе общественно-экономической жизни общества, а также важнейшим элементом рыночных отношений, частью организации производственно-хозяйственной, коммерческой и др. деятельности. Следовательно, местное самоуправление является объектом исследования экономической науки, как носитель системы экономических отношений общества.
Местное самоуправление
может стать действенным
Местное самоуправление в развитых демократических странах осуществляет свою деятельность в значительной мере за счет государственного финансирования, поскольку это экономически выгодно государству. Решение проблем обеспечения гарантированного минимума текущих потребностей граждан является задачей государства, и, следовательно, должно быть гарантировано их выполнение государством. А органы местного самоуправления, будучи властью, создаваемой самим населением, являются наиболее эффективными с точки зрения способности решения вопросов местного значения. Именно такой подход является основой децентрализации государственной власти и передачи полномочий по обеспечению жизнедеятельности граждан на уровень, максимально приближенный к населению.
Эпос «Манас» и другие
эпические произведения устного
народного творчества, наглядно показывают,
что именно древним кыргызам был
присущ дух общности, коллективизма,
самоорганизации общественно-
Естественно, что в этот период не существовало специально выделенных людей или создаваемых управленческих органов, которые регулировали бы деятельность индивидов и коллектива в целом. Одновременно с этим, в процессе производства средств появилось кооперация труда, которая представляла собой объединение участников производственного процесса, в основе который была общинная собственность на средства производства. Процесс принятия решений участниками кооперации труда характеризовался свободным, демократическим согласованием и добровольным подчинением. Общественное устройство того периода получило название, как свидетельствуют некоторые исследования5 «первобытная демократия». Самоуправление, тем самым, выступало как характеристика и форма социального аспекта функционирования человеческого общества в целом.
Дальнейшее развитие, наращивание и совершенствование производительных сил и соответствующих производственных отношений под воздействием закона общественного разделения труда привело к появлению отраслевой и территориальной структур общественного производства. В свою очередь, развитие обмена и товарного хозяйства способствовало усилению социально-экономических различий между людьми. Появился обособленный товаропроизводитель, осуществляющий самостоятельное хозяйствование. Действие закона спроса и предложения, конкуренция товаропроизводителей привели к поляризации, классовому расслоению общества, появлению наемного труда.
Именно первобытная
кооперация труда характеризовалась
самоуправлением субъектов
Вступая в производственные отношения, которые имеют территориальную форму проявления, субъекты хозяйственной жизни местного самоуправления реализуют свои экономические интересы, характеризующие определенные предпочтения в отношении целей и средств социально-экономического развития территориальной единицы общества. Эти интересы отражают реальные взаимосвязи людей, возникающие в результате совместного проживания, организации общей производственно-хозяйственной деятельности, в решении местных социально-экономических задач.
В последующем, в процессе эволюционного развития местное самоуправление как система стала сферой деятельности, связанной с подчинением объекта управления целям и задачам субъекта управления. Цели и задачи конкретных действий субъекта управления (в нашем случае местные сообщества и органы управления) определяются его положением в системе производственных отношений, заинтересованностью в изменении этого положения, т.е. экономическими интересами. Интересы выступают побудительным мотивом, определяют поведение, действия людей в процессе производства, т.е. в данном случае речь идет об удовлетворении потребностей конкретного местного сообщества в материальных и духовных благах. Соответственно, в системе местного самоуправления, интерес – это экономическая категория, характеризующая положение субъекта в системе производственных отношений, которая показывает, какие действия приведут к изменению этого положения и насколько.
Как экономическая категория, местное самоуправление характеризует производственные отношения, возникающие при реализации экономических интересов совместных собственников на средства производства в рамках отдельного местного сообщества, отражающие их совместную деятельность по целепологанию, организации, координации и стимулированию действий всех участников воспроизводственного процесса. Она представляет собой единство самоорганизации, самостоятельности, саморегуляции, самоконтроля, а также как способ коллективного существования объединения людей в целях удовлетворения общих их интересов и потребностей.
Действие объективных экономических законов, присущее рыночным отношениям в системе местного самоуправления, в частности, общественного разделения труда, обобществления производства, спроса и предложения, специализации труда и производства и др. характеризуется дифференциацией производственного процесса, прежде всего, в территориальном аспекте. С точки зрения исследуемой нами проблемы, именно территориальный аспект организации и управления общественного производства является основой выделения системы местного самоуправления с вытекающими отсюда последствиями. Именно территориальное расселение граждан, населения, компактно проживающих в рамках конкретного пространства служит организационной основой местного самоуправления, в котором более полнее реализуются их интересы. Следовательно, носителями местных интересов выступает население, проживающее на данной территории. Совокупность экономических отношений, существующий в рамках местного самоуправления имеет территориальную форму проявления, поскольку она затрагивает также наиболее существенные проблемы как социально-экономическое положение населения, комплексное развитие, производства и воспроизводство территориальных благ, сферу социальной инфраструктуры, условия для отдыха и интеллектуального развития человека обеспечение занятости, охрана окружающей среды и др.
Развитие института
МСУ в современных условиях объективная
необходимость, обусловленное рыночными
отношениями и действием
Следовательно, экономическое содержание местного самоуправления состоит в том, что оно представляет специфические производственные отношения, возникающие при реализации экономических интересов и удовлетворении потребностей населения территориального сообщества под воздействием экономических законов. Эти отношения отражают совместную деятельность местного сообщества по эффективному регулированию производственно-хозяйственной деятельностью управляющих субъектов для обеспечения комплексного социально-экономического развития.
Являясь важнейшим субъектом
Подобно государственным властным структурам, органы местного самоуправления выполняют функцию регулирования хозяйственных отношений на подведомственной территории, что позволяет им в той или иной мере подчинять деятельность всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории местного сообщества, удовлетворению общественных запросов своих граждан.
С точки зрения ведения производственно-
В данном случае в сферу экономической деятельности органов местного самоуправления попадают различные субъекты хозяйственной деятельности. В их числе как собственные предпринимательские структуры местных органов власти (муниципальные предприятия, банки и др.), способные приносить прибыль, так и немуниципальные хозяйствующие субъекты других форм собственности, расположенные на их территории, способные дешево и качественно удовлетворять разнообразные потребности местного населения.
1.3. Cтановление и развитие местного самоуправления в Кыргызстане.
Как показал прошедший период самостоятельности, несмотря на сложнейшие трудности, методом проб и ошибок Кыргызстан движется вперед во всех сферах общественной жизнедеятельности. Прежде всего, осуществлен демонтаж партийно-политической системы, ликвидировано господствующее положение государственной собственности и диктат централизованного управления, раскрепощено социально-психологическое состояние каждого человека. На их основе формируется совершенно новая политико-экономическая и социальная система, называемая рыночной.