Эластичность спроса и конкуренция на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение концепции эластичности спроса и определение ее роль в принятии экономических решений.

Содержание

Введение
Глава 1. Эластичность спроса по цене
1.1 Понятие эластичности спроса
1.2 Факторы эластичности спроса
1.3 Общая выручка и эластичность спроса
Глава 2. Виды эластичности спроса.
2.1 Точечная и дуговая эластичность спроса по цене
2.2 Эластичность спроса по доходу
2.3 Перекрёстная эластичность
Глава 3. Практическое применение эластичности спроса
3.1 Эластичность спроса и конкуренция на рынке
3.2 Ценовая стратегия фирм
3.3 Учет эластичности в структуре налогообложения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

эласт.и конкуренция Курсовая.rtf

— 6.09 Мб (Скачать файл)

- спрос с единичной эластичностью

Изменение величины спроса под влиянием динамики цены обладает ещё одним свойством, получившим название "ценовая эластичность спроса". Речь идёт о мере ответной реакции величины спроса на изменение цены. Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса,то такой спрос получил название "эластичного спроса".

 

1.2 Факторы эластичности спроса

 

  • Цена (Закон спроса)
  • Тип товара
  • Доходы покупателей
  • Численность покупателей
  • Перспективные ожидания, связанные с инфляцией, правительственной политикой, неблагоприятными климатическими условиями и др.
  • Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей, которые часто меняются под воздействием моды или же остаются традиционными, несмотря на другие измениния.
  • Полезность товара и его качество.
  • Реклама.
  • Сезонность.

 

Рисунок 1.1. Сдвиг линии спроса в зависимости от факторов

 

Факторы эластичности спроса:

  1. Наличие товаров - заменителей (об этом подробнее в статье про спрос): чем больше таких товаров заменителей, тем у потребителя (покупателя) больше возможностей отказаться от покупки конкретного товара в случае увеличения (повышения) его цены, то есть тем выше эластич-ть. Чем шире круг конкретных товаров, считающихся нами однотипными, тем меньше эластичность на такую группу.
  2. Фактор времени: чем меньше времени, тем неэластичнее спрос.
  3. Значимость товаров: спрос на, так называемые, товары первой необходимости неэластичны
  4. Удельный вес расходов потребителя на данный продукт или услугу в общем бюджете потребителя
  5. Размер дохода: чем меньше доход, тем эластичнее спрос
  6. Размер запаса: чем меньше запасы, тем неэластичнее спрос.

2.Перекрестная эластичность спроса - характ-ет степень реакции потребителей (покупателей) на товар А при изменении цен на товар В.

 

 

В таком случае,

  • Если А и В взаимозаменяемы, то E xd > 0;
  • Если А и В взаимодополняемы, то E xd < 0;
  • Если Е xd = 0, то товары независимы в потреблении

Кроме цены на эластичность спроса влияют другие факторы:

- наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар, например на тару из полиэтилена, бумаги, жести и т.д.;

- степень необходимости товара. Спрос на продовольственные товары первой необходимости всегда неэластичен, на соль совершенно неэластичен, а на предметы роскоши очень эластичен;

- фактор времени. Спрос в длительном периоде более эластичен, чем в коротком;

- удельный вес покупок данного товара в бюджете потребителя. Эластичность спроса на товар тем выше, чем выше доля расходов на него в бюджете покупателя. Если расходы на данный товар составляют незначительную часть индивидуального бюджета, то потребителю можно не отказываться от своих привычек при изменении цены;

- доход потребителя. Одна и та же сумма денег при большом доходе составляет малую долю бюджета, а при низком доходе -- большую. Вследствие этого эластичность спроса на один и тот же товар у покупателей с высоким доходом меньше, чем у покупателей с низким доходом;

- размеры запаса. Чем значительнее величина запасов определенного товара, тем выше эластичность спроса на него;

- ожидания потребителя. Если предполагается повышение цены наопределенный товар, то в данный момент спрос на него будет эластичным и т.д.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

1) чем больше заменителей имеет товар, тем эластичнее спрос;

2)чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар;

3)чем больше удельный вес затрат на товар в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса;

4)чем сильнее ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товара;

5)чем выше степень насышения потребностей, тем менее эластичен спрос;

6)чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса;

7) спрос становится более эластичным с течением времени.

 

1.3 Общая выручка и эластичность спроса

 

Коэффициент эластичности дает представление о том, как изменится выручка от продаж при изменении цены товара.

ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖ - денежные средства, получаемые продавцом от реализации товара. Вычисляется по формуле:

 

TR = P ∙ Q.

 

При неэластичном спросе (величина коэффициента эластичности E < 1) повышение цены P приведет к несущественному снижению количества проданных товаровQ, а значит, произведение этих величин увеличивается, то есть выручка от продаж растет. Таким образом, при неэластичном спросе продавцу выгодно повышать цену. При эластичном спросе (величина коэффициента эластичности E > 1) повышение цены P приведет к более существенному снижению количества проданных товаров Q, а значит, выручка от продаж падает. При эластичном спросе повышать цену невыгодно.

 

Рисунок 2.1 Общая выручка и эластичность спроса

 

Обратите внимание, что речь идет о максимально возможной выручке. Получат ли производители максимально возможную выручку или меньшую - зависит от многих факторов, прежде всего от их способности произвести данное количество товаров и довести их до покупателей. В реальной экономике максимальная выручка почти никогда не достигается.

Величина спроса изменяется Q в зависимости от изменения цены P. Кроме кривой спроса, на графике показана касательная к этой кривой в текущей точке. Наклон касательной соответствует отношению ΔQ/ΔP в точке касания. Таким образом, чем более наклонена касательная по отношению к вертикальной оси, тем более эластичен спрос в этой точке.

Закрашенная прямоугольная область это прямоугольник со сторонами P и Q, а значит, его площадь равна P ∙ Q, то есть выручке от продаж - TR.

Объем выручки от продаж также можно увидеть на правом графике, иллюстрирующем ее зависимость от цены товара. Шкалы вертикальной оси у обеих моделей одинаковы, поэтому точка текущей цены находится на том же уровне, что и на левом графике, и перемещается с ней синхронно. Значение P можно изменять и перемещая точку по правому графику.

 

Глава 2. Виды эластичности спроса

 

2.1 Точечная и дуговая эластичность спроса по цене

 

Эластичность определяет чувствительность изменения одного фактора к изменениям другого фактора. При этом коэффициент эластичности указывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой на один процент.

В практике ценообразования рассматривают точечную и дуговую эластичность. При этом точечная эластичность представляет собой оценку чувствительности покупателей к изменению цены в некоторой точке кривой спроса:

 

Е = % ΔQ / % ΔP = ((Q1 - Q0)/ Q0) / ((P1 - P0) / P0),

 

где E -- коэффициент эластичности;

% ΔQ -- процентное изменение спроса, %;

% ΔP -- процентное изменение цены, %;

Q0 и Q1 -- объемы спроса до и после изменения цен соответственно, шт.;

P0 и P1 -- цена товара до и после изменения цен соответственно, руб.

Расчет точечного коэффициента эластичности достаточно прост. Он требует обработки меньшего объема информации, но при этом использование данного коэффициента в практике работы организаций весьма ограничено. Так, если требуется определить, выгодно ли изменение цены на конкретный товар с 20 до 18 тыс. руб., то применение точечного коэффициента эластичности возможно. Если же ставится вопрос определения оптимальной цены, целесообразности изменения цен на ряд схожих товаров, то необходимо воспользоваться коэффициентом дуговой эластичности спроса по цене.

Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене характеризует чувствительность покупателей к изменению цен в некотором ценовом диапазоне:

 

Е = ((Q1 - Q0) / (Q1 + Q0) / ((P1 - P0) / (P1 + P0).

 

Ценовая эластичность, как правило, отрицательна, так как обычно повышение цены ведет к падению спроса, и наоборот. Исключениями являются «парадокс Гиффена» и «эффект Веблена». «Парадокс Гиффена» представляет собой ситуацию, при которой увеличение цен на социально значимые товары, ориентированные на потребление малообеспеченными слоями населения, приводит не к снижению их потребления, а наоборот, к увеличению. Это происходит за счет снижения потребления более дорогих и качественных товаров. «Эффект Веблена» связан с ростом интереса, а, следовательно, и объема спроса на товары, являющиеся предметами роскоши, в случае установления более высоких цен.

Необходимо признать, что определение эластичности оборота для отдельной организации происходит в таких условиях окружающей среды, которые характеризуются значительной степенью неопределенности. Поэтому не представляется возможным вычислить точную величину эластичности без значительного объема эмпирических данных. Определение эластичности является задачей, требующей не только экономико-математической подготовки, но и знания конъюнктуры рынка, состояния конкуренции, опыта и интуиции.

Формулы дуговой эластичности:

Эластичность спроса по цене:

 

 

где Р1 и Q1 -- цена и величина спроса до изменения ситуации,

Р2 и Q2 -- цена и величина спроса после изменения ситуации.

Эластичность спроса по доходу:

 

 

где I1 и Q1 -- доход и величина спроса до изменения ситуации,

I2 и Q2 -- доход и величина спроса после изменения ситуации.

Перекрестная эластичность спроса:

 

 

где Qx1 и Qx2 -- величина спроса на товар Х соответственно до и после изменения цены товара У,

Рy1 и Рy2 -- цена товара до и после изменения.

Формулы точечной эластичности:

Эластичность спроса по цене:

 

 

где dQ/dP- это производная функции спроса по цене.

Эластичность спроса по доходу:

 

 

где dQ/dI - это производная функции спроса по доходу.

Перекрестная эластичность спроса:

 

 

где dQ/d- это производная функции спроса на товар Х по цене товара Y

 

2.2 Эластичность спроса по доходу

 

Эластичность спроса по доходу используется для описания реакции количества спроса на изменение дохода; определение этой эластичности есть:

 

 

Вспомним, что нормальным товаром называется такой товар, для которого увеличение дохода ведет к увеличению спроса; следовательно, для такого рода товара эластичность спроса по доходу положительна. Товар низшей категории -- это такой товар, для которого увеличение дохода ведет к уменьшению спроса; для этого рода товара эластичность спроса по доходу отрицательна. Экономисты иногда используют термин "предметы роскоши", означающий товары, для которых эластичность спроса по доходу больше 1: увеличение дохода на 1% приводит к увеличению спроса на товар, являющийся предметом роскоши, более чем на 1%.

Однако согласно широко используемым приближенным подсчетам, значения коэффициентов эластичности спроса по доходу имеют тенденцию группироваться вокруг 1. Причину этого можно увидеть, исследовав бюджетное ограничение. Запишем бюджетные ограничения для двух различных уровней дохода:

 

.

 

Вычтем второе уравнение из первого и, как обычно, обозначим разности через Δ:

 

 

Теперь умножим и разделим цену i на хi/хi и поделим обе части уравнения на т:

 

 

Наконец, поделим обе части уравнения на Δт/т и обозначим долю расходов на товар i как si = piXi/m. В результате получим уравнение

 

 

Из этого уравнения следует, что среднее арифметическое взвешенное коэффициентов эластичности спроса по доходу равно 1, причем весами выступают доли расходов на соответствующие товары. Предметы роскоши, у которых эластичность спроса по доходу больше 1, должны уравновешиваться товарами с эластичностью спроса по доходу, меньшей 1, так что в среднем эластичности спроса по доходу близки к 1.

Информация о работе Эластичность спроса и конкуренция на рынке