Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:09, курсовая работа
Целью моей работы является выявление связей идей современных анархистов с идеями их предшественников в лице Кропоткина. Для её достижения мне необходимо:
1. Изучить работы П. А. Кропоткина
2. Изучить историю анархизма в России
3. Проанализировать программы сегодняшних анархистских группировок, причисляющихся к данной теории и сравнить их с программой Кропоткина.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы анархистского учения…… …………………6
1.1. Свобода……………………………………………………………..6
1.2. Равенство…………...………………………………………………8
1.3. Братство……………………………………...……………………..9
1.4. Экспроприация…………………...………………………………...9
1.5. Народный почин…………………………………………………...10
Глава 2. История русского анархизма XIX – начала XX века…………..……12
2.1. История анархизма до революции 1917 года……………..……….12
2.2. Анархисты в революции 1917 года…………………………………13
2.3. История махновского движения……………………………………15
2.4. Закат анархистского движения в начале XX века…………………17.
Глава 3. Современные анархисты и их связь с истоками…........…….………19
3.1. Первые анархистские организации времён перестройки………….19
3.2. Анархо-коммунистический союз……………………………………21
3.3. Автономное действие…………………………………………...……24
Заключение……..……………………………………………………….….…….28
Литература …...…………………………………………………….…………….30
ГОУ Гимназия №1505
«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Анархизм: теория, практика, современность.
автор: ученик 10 класса «б»
Тимонов Иван
Руководитель: Молев А.И.
Москва
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы анархистского учения…… …………………6
Глава 2. История русского анархизма XIX – начала XX века…………..……12
2.1. История анархизма до революции 1917 года……………..……….12
2.2. Анархисты в революции 1917 года…………………………………13
2.3. История махновского движения……
2.4. Закат анархистского движения в начале XX века…………………17.
Глава 3. Современные анархисты и их связь с истоками…........…….………19
3.1. Первые анархистские
3.2. Анархо-коммунистический союз……
3.3. Автономное действие……………………………
Заключение……..…………………………………………
Литература …...………………………………………
Приложение…..………..………………………………
Введение
Слова «анархия», «анархизм» сегодня очень популярны, но правильно ли они понимаются? Скорее всего, люди старшего поколения представляют при этих словах некий беспредел, хаос, насилие и «махновщину». Более молодое поколение вероятно ассоциирует эти слова с Егором Летовым, песнями типа «Убей в себе государство!..», панками и их высокими красочными причёсками, буквой А в круге. Это всё имеет какое-то отношение к анархизму, но мало кто сегодня воспринимает его как направление общественной философии, разрабатывавшееся выдающимися людьми своего времени. Пьер Жозеф Прудон, Михаил Александрович Бакунин, Пётр Алексеевич Кропоткин – люди, посвятившие свои жизни разработке и пропаганде нового общественного порядка – анархизма.
Элементы анархистских идей можно встретить в рассуждениях античных философов-киников и софистов, китайских даосов, анабаптистов, духоборов и т.д. Но это лишь зачатки. Как отдельная теория анархизм начинает восприниматься и обсуждаться только после Великой Французской Революции. «…Манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов…»1 Окончательно и целостно теория сформируется к 30-40 годам XIX столетия.
Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) – выдающийся отечественный философ и политический деятель, теоретик анархизма, историк, географ, литератор. Родился в Москве, в семье генерал-майора. Происходил из древнего рода Рюриковичей. По окончании Пажеского корпуса (1862) был произведён в офицеры. Несколько лет служил в Сибири, участвовал в экспедициях в Восточной Сибири и Маньчжурии. В 1867 г. Ушёл в отставку и поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1872 г. Встретился в Бельгии и Швейцарии с представителями революционных организаций. В 1874 г. Был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В 1876 г. бежал, покинул Россию и более 40 лет прожил в эмиграции. Был одним из организаторов и теоретиков международного анархистского движения. В июне 1917 года вернулся в Россию, где отказался войти в состав Временного правительства. Поддерживал отношения с представителями различных политических движений, встречался с В. И. Лениным.2
Работы П. А. Кропоткина «Анархия: её философия, её идеал», «Речи бунтовщика» признаются фундаментальными трудами анархистского учения. Они написаны в последней четверти XIX века, т.е. после поражения Парижской Коммуны 1871 года, во время реакции Александра III в России, в преддверии Мировой войны и революции. В этих трудах автор, показывая несправедливости своего времени и анализируя ошибки предыдущих революционеров, требует пробуждения народа к революции и строительству нового, анархистского общества. Оно должно было быть построено на принципах Свободы, Равенства и Солидарности. Новая экономическая система отрицала наличие в частной собственности того, что по праву должно было принадлежать всему обществу. Политической системы в сегодняшнем её понимании не должно было быть совсем. Люди решали бы всё сообща, без всякой инициативы «сверху».
В сегодняшнем российском обществе вопросы вокруг идей анархизма возобновились с новой силой. После событий 1991 года: свержения однопартийной советской системы с развитыми органами пропаганды и наказания, в которой не могло быть и речи о создании больших легальных обществ с политическими программами, отличающимися от программы коммунистической партии; в новообразованном государстве под названием Российская Федерация стали появляться партии с совершенно разными программами в основе. Очевидно, что в это время вспомнили и об анархистах, тем более, анархистские общества распространены на западе (например, IWA (International Workers Association) — Международная ассоциация трудящихся (МАТ), анархо-синдикалистский Интернационал, существует с конца 1922 года; CrimethInc – название является игрой смыслов. Его звучание можно перевести как «Преступное мышление», а написание как "корпорация «Преступление» "; существует в США и других странах). В России появляются такие организации как: АД — Автономное Действие — в настоящее время наиболее крупная организация анархистов в России; АДА — Ассоциация движений анархистов, старейшая из существующих организация анархистов на территории бывшего СССР; КРАС — Конфедерация революционных анархо-синдикалистов и другие3. Все они, так или иначе, должны считаться с учением П. А. Кропоткина, которое является фундаментом, как всего мирового анархизма, так и российского в частности.
Целью моей работы является выявление связей идей современных анархистов с идеями их предшественников в лице Кропоткина. Для её достижения мне необходимо:
В этом мне помогут труды П. А. Кропоткина «Анархия: её философия, её идеал», собрание статей «Речи бунтовщика» и «Краткая история анархизма» под авторством Петра Рябова.
Глава 1. Теоретические основы анархистского учения
Анархия (с др. греческого «ан» - без, и «архэ» - власть) – философия общественного порядка, которая, как понятно из названия, отрицает любые проявления власти, в том числе государственную.
П. А. Кропоткин стал одним из главных идеологов этого движения и многие его труды стали фундаментом для последующего развития анархизма.
Теория анархизма подразумевает пять начал, которые можно выделить в качестве фундамента всего учения:
1.1. Свобода
Свобода – понятие многосмысловое и многослойное. Оно по праву занимает ведущее место в учении анархизма и выносится во многие лозунги.
Во-первых, свобода от вышестоящих инстанций, от всего порождённого институтом государства. Уничтожение государственного строя есть главное требование и главная программа всех анархистов. Такое освобождение подразумевает полное уничтожение всех министерств, дум, судов и, следовательно, уничтожение политики в её сегодняшнем смысле.
Во-вторых, свобода от власти, принуждения и эксплуатации. Любая власть, держащаяся на силе и богатстве, признаётся ложной и противоестественной и подлежит уничтожению порабощенными ею. По большей части это относится к отношениям работодателя и рабочего. Работодатели упраздняются, заменяясь инициативой всех рабочих вместе, которые на общих собраниях решают общепредприятельские вопросы, исходя из своего опыта.
В-третьих, свобода труда. Каждый сам решает, чем он хочет заниматься, сколько он будет посвящать своей работе времени и как он будет распоряжаться продуктами этой деятельности. Это преобразование должно сильно изменить жизнь, т.к. рабочий день и неделя загружаются работодателем по максимуму – чем дольше работает рабочий, тем больше прибыль у хозяина. На протяжении истории люди с великим трудом отвоёвывали себе свободные часы, дни революциями и забастовками, но они не достигли конечной цели. Чтобы произвести такое количество продуктов, которое удовлетворит потребности семьи (или семей, если это предприятие) и поселения, в котором находится рабочий (или предприятие), достаточно 4-х часового рабочего дня. И даже при таком графике будут появляться излишки, которые будут обмениваться на другие товары у близлежащих поселений. Это преобразование очень плодотворно. Оно даёт людям необходимый досуг, т.е. время для просвещения, размышления, общения. Читающий, развивающийся и общающийся человек обладает инициативой к действию, он перестаёт быть «человеческим ресурсом», а становится индивидуальностью и даже личностью.
В-четвёртых, свобода от навязываемых правовых и моральных норм. Правовые нормы логично упраздняются вследствие уничтожения государства. Моральные же нормы не исчезают, но не навязываются, т.к. многие моральные нормы устарели или не выполняются ввиду своей неестественности и навязанности. Человек сам вправе выбирать модель своего поведения и следовать ей, но если же он будет посягать на благополучие окружающих его людей, то общество будет вправе применить меры, степень жестокости которых (ограничатся ли они попыткой перевоспитать и наставить на путь истинный, или же просто изгонят из своего общества) будет также зависеть от самих людей.
И в-пятых, свобода ассоциаций. Являясь последствием свободы труда, предполагает создание добровольных объединений по различным экономическим интересам. Такие ассоциации станут основой экономики, соединяя различные города-коммуны, сёла и деревни.
1.2. Равенство
Равенство является одним из идеологических столпов изучаемого учения. Критики анархизма довольно часто указывают на соседство равенства и свободы как на изъян, объявляя о невозможности уравнивания свободных людей. То есть: если люди абсолютно свободны в своих желаниях и поступках, то кто же будет их уравнивать? Не аппарат ли насилия под названием государство? И критики считают, что они нашли противоречие в системе анархистского общества. Но они ошибаются. Свобода и равенство вполне могут сосуществовать, если под равенством понимать не насильственное уравнивание и унификацию людей (что является абсолютным и бессмысленным злом для анархистов), а если понимать под равенством равные права всех на всё. Если кто-то хочет заниматься, к примеру, производством бытовой техники, то он находит единомышленников, и они организуют вольное общество по производству этой техники. И в этом обществе каждый его член будет равен любому другому в вопросах распределения продуктов труда, в вопросах сбыта этих продуктов другим поселениям, при условии удовлетворения потребностей всех жителей поселения, в котором находится предприятие. Никто из них не сможет без согласия других распоряжаться станками, заставлять выходить своих коллег на работу, когда те будут заслуженно отдыхать и т.д. Во-вторых, это предприятие равно по отношению к другим предприятиям своего профиля, монополии и диктование условий отдельным кругом лиц не допускается в свободном обществе. Равноправие и равенство перед обществом не только не противоречит свободе личности, но и создаёт необходимые условия для свободы и ненасильственного характера внутриобщественных отношений.
1.3. Братство4
Братство – термин, заимствованный общественными деятелями эпохи Просвещения из Христианского вероучения. В нём утверждается, что все люди на Земле произошли от одной пары – Адама и Евы, и, следовательно, являются родственниками. Данная формулировка предполагает, что люди, чувствуя между собой родственную связь, будут и вести себя, как подобает родным. Известно, что анархисты отвергают религию, воспринимая её как государственный институт, но данная мысль поддерживается ими. В это понятие вкладываются такие принципы, как взаимовыручка, уважение к чужой собственности, жизни, чужому мнению. Эти принципы составляют основу жизни анархистского общества, т.к. при отсутствии всяческих контрольных институтов, созданных государством, именно эти принципы смогут создать и удерживать тонкую грань всеобщей свободы, не давая людям творить зла и сеять хаос. Что есть взаимопомощь? Это проявление сострадания и оказание некой материальной или духовной поддержки, которая поможет нуждающемуся. Общество, в котором каждый член его готов прийти на помощь своему соседу крепко, здорОво и жизнеспособно. Уважение же к другому человеку и всему тому, что составляет его жизнь, помогут обществу жить в мире и согласии, «всем миром» решать общие проблемы. Братство – это, в первую очередь, взаимопонимание, уважение и любовь.
1.4. Экспроприация5
Экспроприация – это изъятие частной собственности в пользу всего общества. Как мы знаем, приверженцы такой теории общественного устройства как социализм пропагандируют всеобъемлющую экспроприацию, полное уничтожение частной собственности. Но в чём будет стимул работы человека в таком обществе? В обогащении всей окружающей его общины? Но общество с общей копилкой тяжело удержать от общего властителя, который и завладеет всеми накопленными богатствами. Анархистам полная экспроприация кажется опасной и бессмысленной затеей, т.к. экспроприация всегда являет собой насилие. Практически всем людям присуще чувство собственника, потребность в предмете, на которые он имеет права монополиста, и никто не готов отдать всё в пользу идее. Анархисты не идут путём социалистов. Переходу в общественное владение подлежат лишь те объекты, ресурсы и т.п., которые важны для удовлетворения потребностей всего социума. Сюда попадают такие объекты как фабрики, заводы, музеи, театры, библиотеки и т.д. Управляют ими сами служащие этих организаций на общих собраниях через всеобщее голосование. Сами рабочие теперь осуществляют перераспределение ресурсов, производимых на их производстве. Из-за исчезновения хозяев исчезают такие реалии как зарплата, жёсткий рабочий график, уход большей части прибыли в карманы директоров. Взамен этого – самоуправление, распределение продуктов труда самими рабочими, свободный доступ к рабочим местам.
1.5. Народный почин6
Народный почин – это инициатива самих людей, жителей деревень и городов, их желание меняться и менять окружающую действительность. Это причина и необходимое условие перемен. Большинство людей имеют или имели собственную инициативу, но из-за «атомизированности» общества и других внешних факторов они не имеют возможности собраться всем вместе, обсудить желаемые перемены и претворить их в жизнь. Власти также всеми силами будут пытаться подавлять такие выступления. Задача людей представляется в том, чтобы вырастить в себе собственное мнение, утвердиться в нём и, объединившись с единомышленниками, создать свою идеальную жизнь. Не поддаётся сомнению, что все люди согласятся с идеалами анархистов. Каждый готов и мечтает жить свободно, ни от кого и ни от чего не завися, кроме себя самого. Каждый желает иметь равные с другими возможности по удовлетворению своих потребностей. Каждый готов уважать и помогать другому, получая от других то же самое в ответ. Каждый рабочий хочет участвовать в жизни и судьбе своего предприятия и не желает отдавать львиную долю своего честного заработка человеку, который сидит в кабинете и «управляет» производством. Но для исполнения всех этих мечтания нужна сила, инициатива и отсутствие страха к резким переменам.
Информация о работе Анархизм: теория, практика, современность