Анархизм: теория, практика, современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является выявление связей идей современных анархистов с идеями их предшественников в лице Кропоткина. Для её достижения мне необходимо:
1. Изучить работы П. А. Кропоткина
2. Изучить историю анархизма в России
3. Проанализировать программы сегодняшних анархистских группировок, причисляющихся к данной теории и сравнить их с программой Кропоткина.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы анархистского учения…… …………………6
1.1. Свобода……………………………………………………………..6
1.2. Равенство…………...………………………………………………8
1.3. Братство……………………………………...……………………..9
1.4. Экспроприация…………………...………………………………...9
1.5. Народный почин…………………………………………………...10
Глава 2. История русского анархизма XIX – начала XX века…………..……12
2.1. История анархизма до революции 1917 года……………..……….12
2.2. Анархисты в революции 1917 года…………………………………13
2.3. История махновского движения……………………………………15
2.4. Закат анархистского движения в начале XX века…………………17.
Глава 3. Современные анархисты и их связь с истоками…........…….………19
3.1. Первые анархистские организации времён перестройки………….19
3.2. Анархо-коммунистический союз……………………………………21
3.3. Автономное действие…………………………………………...……24
Заключение……..……………………………………………………….….…….28
Литература …...…………………………………………………….…………….30

Вложенные файлы: 1 файл

prod15722-anarhizmteoriyapraktikasovremennost125.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

3.2. Анархо-коммунистический союз (АКС)

Анархо-коммунистический союз – это современное общество (основано в 2007 году), в которое входят анархисты Москвы и Подмосковья. Они себя называют организацией «пролетариата: наемных работников физического и умственного труда, лишенных власти и собственности». Их деятельность ограничивается различными шествиями, пропагандой с помощью листовок, плакатов и тому подобное. Также нельзя не отметить активное поведение в сети Интернет, где АКС представлено сайтом (http://aks.clan.su) и часто обсуждается на разных леворадикальных форумах. Меня заинтересовало это движение тем, что в название они выносят такое понятие как анархо-коммунизм.  Известно, что данное понятие было введено П.А. Кропоткиным, поэтому полезно посмотреть изменения, произошедшие в идеологии именно анархо-коммунистов.  Как и у многих  политических организаций, АКС имеет свой собственный Манифест10. В нём отражены их предложения, и программа достижения этих идеалов. В своей  основе их идеи опять же заимствованы из учения Петра Алексеевича Кропоткина, но при этом можно найти и дополнения к ним, или же их изменения.

Начнём с экономических отличий от Кропоткина. АКС заявляет, что существование меновых средств будет целиком зависеть от желания прямо заинтересованных в этом лиц, т.е. субъектов товарообмена. Но вспомним, что предлагает Пётр Алексеевич. Он пишет, что революция избавит «…нас от подлой заботы о деньгах, отравляющей наше существование…»11 Позиция, не нуждающаяся в комментариях. Неужели деньги перестали «отравлять наше существование»? С чем же связано согласие современных анархистов с существованием универсальных меновых средств? Скорее всего, это лишь уступка по отношению к людям, которые не представляют жизни без денег, которые потеряют смысл существования при отсутствии возможности накапливать свои богатства. Но сохранение денег определяет в свою очередь и сохранение банков, которые по определению не производят никаких продуктов, и, следовательно, не должны присутствовать в анархистском будущем обществе. Такая путаница происходит из-за уступок, которые должны были привлечь массы под чёрные знамёна анархистов. Но это ещё не всё. АКС настаивают на полной экспроприации, полном уничтожении института частной собственности. Но Кропоткин же писал: «…Мы вовсе не хотим складывать в кучу все пальто, чтобы потом распределять их (хотя даже и при такой системе те, которые дрожат теперь от холода без одежды, все-таки остались бы в выигрыше)…»12 Пётр Алексеевич вовсе не желает отнимать всю частную собственность у всего народа, его идея о выборочной экспроприации. Он предлагает экспроприировать лишь общественно важные объекты, находящиеся в данный момент в руках капиталистов или же государства. Он утверждает, что полная экспроприация бессмысленна и вредна людям, потому что всем нам присуще чувство собственника. Главное держать это чувство в рамках, но и не полностью подавлять его, иначе оно вырвется из людей с новой силой и поставит под угрозу все достижения революции.

Теперь рассмотрим изменения, затронувшие политическую составляющую идеологии анархизма. АКС выдвигает идею «горизонтальной конфедерации», в которой отдельные области, объединяемые в федерацию, управляются не губернатором, а выборным советом, состоящим из делегатов. Но в труде «Революционное правительство», входящем в сборник «Речи бунтовщика» П.А. Кропоткин твёрдо высказывается против создания каких-либо подобий парламента. Во-первых, депутаты будут облечены властью, следовательно, у них будет искушение воспользоваться ею. Против этого придуманы разные предостерегающие меры, направленные на то, чтобы депутат чувствовал себя как можно зависимей от общества. Но если человек чувствует шаткость своего положения, он попытается укрепиться. Здесь появляется опасность коррупции, появления класса, занимающегося лишь политикой и так далее. Появляется опасность возвращения к тому, с чем боролись анархисты.

Изменения коснулись и социального вопроса, но здесь дополнения в программу внесены самим временем, нашей современностью. Замена мегаполисов «менее населёнными» городами логична в русле анархистских идей, потому что прямая демократия невозможна в городе с населением, превышающим отметку в 1000 человек. Хотя здесь мне видится выход в развитии электроники. Мы были свидетелями самоорганизации около 100 000 человек, пришедших на проспект Сахарова и другие подобные акции. При этом их никто не заставлял – они всё узнали из Интернета и решили поддержать протестное движение. Это событие может служить примером самоорганизации такого большого числа людей и должно привлечь анархистов к достижениям современных технологий в сфере коммуникаций. Вопрос нацизма также вызван нашим веком. Эта проблема встала остро лишь после смерти Петра Алексеевича Кропоткина, но мы знаем, что одним из главных признаков революционного движения был интернационализм (кстати, Махно не допускал еврейских погромов на территории, подконтрольной его вооружённым соединениям)13, поэтому и позиция сегодняшних анархистов ни в коей мере не противоречит взглядам их предшественников.

Интересна позиция АКС насчёт времени проведения революции. Они пишут: «…Говоря о Революции, мы при этом понимаем, что если она и произойдет, то, вряд ли в ближайшее время: но в том, что бы она оказалась максимально эффективной, в смысле выполнения наших пожеланий, уже сегодня надо вести борьбу за свои права…». П. А. Кропоткин в статье «Все социалисты!» приписывает размышления о будущности преобразований ложным революционерам.  Во-первых, он пишет, что с такой идеей любой может назвать себя революционером и при этом не предпринимать никаких действий. В идеях постепенного отстаивания прав и свобод он видит лишь бессмысленное оттягивание дня всеобщей революции. Занимаясь отдельными правами, анархисты перестают тратить время на подготовку массового восстания, которое бы дало всем свободы и права, дающиеся так тяжело по одному. 

3.3. Автономное действие

Чтобы анализ был честен, объективен и мог относиться ко всему движению, необходимо рассмотреть ещё одну организацию. Автономное действие на сегодняшний день является крупнейшей анархистской организацией на территории бывшего СССР. Она сравнительно молода (организована в 2002 году), но уже сегодня имеет известные в леворадикальных кругах издания (газета «Ситуация», журнал «Автоном»), распространяемые через Интернет. О численности данной группировки судить сложно, но при этом часто можно видеть её членов на протестных выступлениях, акциях и митингах не только в России и Украине, но и в Европе. Автономное действие имеет свой довольно информативный сайт (http://avtonom.org), который постоянно обновляется и дополняется свежими новостями, электронными изданиями анархического толка. Там же представлена и их программа14, которая стала предметом анализа.

В первой же строчке заявляется о либертарно-коммунистической идейной направленности данного движения. Либертарианство долгое время было синонимом анархизма, но в последнее время стало названием отдельного течения, также называемого анархизмом свободного рынка. Это течение ратует за уничтожение государства и принятия его функций свободно регулируемым рынком. Очевидно, при этом сохраняются такие понятия как деньги, конкуренция, монополизм и тому подобное. Но далее АД резко отзывается о капитализме, называя его «…системой всеобщей войны и угнетения, источником национальных и экологических проблем…» Да и о деньгах они отзываются крайне нелицеприятно. Получается, они выступают за создание рынка без денег, конкуренции при условии вседоступности ресурсов. На мой взгляд, такая система противоречива и не жизнеспособна, но, возможно, данная организация просто не перенимает экономической составляющей идеологии либертарианства, а берёт на вооружение лишь учение о свободе личности, самовыражения и т.д. При этом условии движение ничего коренного в учении Кропоткина не меняет, что и подтверждается дальнейшим текстом программы.

Также АД вводится понятие автономизма, означающее независимость от государственной системы. Также автономисты в большинстве своём выступают за создание независимых  коммун и их федераций. Получается, что сам автономизм зиждется на идеях классического анархизма, но при этом обладает опытом, полученном в Европе во второй половине XX века, который полезен для современных анархистов.

Совершенно новая мысль, которая прослеживается во всём тексте, и которой не было у Кропоткина и других классиков анархизма – это идея борьбы с «нищетой повседневной жизни», псевдокультурой и тому подобным. Они обнаруживают себя между культурой, навязываемой частными корпорациями (под которыми они, скорее всего, подразумевают американские развлекательные кампании) и культурой, навязываемой  бюрократией, государством (здесь речь идёт о современном российском шоу-бизнесе). Анархисты из АД видят выход в «личном культурном эксперименте» для каждого, в уничтожении стереотипов и т.д. Заканчивают они эту тему таким образом: «…За новую гуманистическую культуру, самореализацию и свободное развитие всех». Во-первых, не очень понятно, зачем создавать новую гуманистическую культуру, когда история гуманизма исчисляется веками. Если же они хотят реформировать его, то стоит учесть, что философия гуманизма ещё в начале XX века отошла на второй план, уступив пальму первенства экзистенциалистам, которые в свою очередь были отодвинуты философами постмодернизма. Поэтому возникает вопрос о том, возможно ли переосмыслить идеалы гуманизма в современном мире. Хотя не стоит забывать, что в основе анархистского учения лежали и гуманистические идеи, но есть ли потенциал к развитию в гуманизме, и не приведёт ли попытка его переосмысления к окончательному краху?

Если заявление о свободном развитии всех не вызывает никаких вопросов, то разговор о самореализации несомненно настораживает. Подкрепляет это чувство и финальный лозунг: «ПРОТИВ ВЛАСТИ, КАПИТАЛА И НИЩЕТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ!» Что имеют в виду анархисты из АД? Возможно, что после революции, в свободном от гнёта власти обществе будет легче самореализоваться, а жизнь станет богаче как духовно, так и материально. С таким смыслом эти слова являются классическими лозунгами революционеров. Но эти же слова можно при желании прочесть и совсем по-другому: «Если ты не смог реализоваться в жизни и тебе надоели серые будни – приходи в АД. Здесь ты станешь крутым анархистом, и тебя все будут уважать». К сожалению, это одна из наиважнейших проблем сегодняшнего анархизма. Из-за пропаганды анархистских идей различными музыкальными группами, аудитория которых состоит в основном из подростков, большое количество современных анархистов можно назвать таковыми лишь с оговоркой «так называемые». Это дети, наслушавшиеся панк рока, по-своему понявшие идеи безвластия и присоединившиеся к движению. Они как раз хотят реализоваться, им надоела школа. Они не хотят трудиться и думать, а  приписавшись к политическому движению они получают социальный статус революционеров. В анархизме они видят отсутствие надоевшей родительской морали, которой там и вправду нет в своём насильственном виде, но которая заменяется моралью братства и равенства. Такие члены организаций обычно дискредитируют свои общества и выставляют их на посмешище, поэтому выносить такой лозунг довольно опасно и неразумно. 

Итак, современный анархизм, как мы увидели, преобразовывать коренным образом идеологию не стал, но при этом можно заметить опасные тенденции, которые начинают появляться в этом движении. К числу таких можно причислить «нечаевщину», признание денег в качестве неотъемлемой части будущего общества, парламентаризм и желание создать хоть и выборные, но органы управления, отсутствие веры в массовую и всеобъемлющую революцию, привлечение в свои ряды политически не сформировавшихся людей. Данные тенденции не так опасны для общества и государства, сколько для самого движения анархистов. Резкое несогласие с тем, что необходимо оставить в желаемом будущем и согласие с тем, что нельзя оставлять могут привести рано или поздно к вырождению анархизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе исследования мне удалось выделить базу анархистского учения, предложенную П.А. Кропоткиным, ознакомиться и сделать выводы из истории анархизма в России с его зарождения и по сегодняшний день, проанализировать программы современных обществ.

Что можно сказать об анархизме в России? Российская империя стала родиной двух величайших теоретиков этого учения: Михаила Александровича Бакунина и Петра Алексеевича Кропоткина. Они создали идеологию, на которую опираются анархисты во всём мире, они культивировали свои идеи и сделали анархизм популярным. Очевидно, что без них сегодня мало бы кто помнил об идеях Пьера Жозефа Прудона. После них была революция 1917 года. Анархисты не смогли использовать момент для привлечения народа под свои знамёна и потерпели поражение, обернувшееся более чем полувеком забвения. В конце правления Михаила Сергеевича Горбачёва стали вновь зарождаться общества, ссылавшиеся на Кропоткина и Бакунина, но их деятельность нельзя назвать активной и плодотворной. Сегодня мы имеем дело с наследниками этих организаций. Они пока тоже не смогли себя проявить в полную силу, но смогут ли, покажет время. Заметно одно – после полувека небытия анархизм не мог остаться прежним, он обязан был трансформироваться, дабы приобрести жизнеспособность и привлекательность для масс. Он изменился, и эти изменения носят спорный характер. Многое, что с нежность лелеялось классиками – забылось, а что ими резко осуждалось – наоборот, было принято в новую идеологию. Сегодня ещё нельзя сказать точно, каковы будут последствия: возможно, мы станем свидетелями необычайной популярности анархизма и, следовательно, движения в сторону идеального, описанного Кропоткиным общества; с той же степенью уверенности можно сказать и о возможном упадке с последующим забыванием этих идей. Будущее анархизма в руках самих анархистов, и от их выбора (оглядываться ли на классиков и не отходить от предложенных ими аксиом, или же преобразовывать учение согласно современности) зависит – грядёт ли упадок или расцвет идеи безвластия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Верховский А., Папп А.,  Прибыловский В. Политический экстремизм в России – М.: Институт экспериментальной социологии, 1996 – 356 с.
  2. Кропоткин П.А. Анархия, её философия, её идеал: Сочинения. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 864 с.
  3. Кропоткин П. А. Речи бунтовщика: Пер. с фр. Изд. 4-е. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2011. - 184 с.
  4. Кропоткин П. А. Хлеб и Воля. //www.avtonom.org/old/lib/theory/kropotkin/hleb.html?q=lib/theory/kropotkin/hleb.html. Ссылка действительна на 24.05.2012
  5. Рябов П. Краткий очерк истории анархизма в XIX-XX веках. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2011. - 184 с.
  6. www.a-est.info. Ссылка действительна на 24.05.2012
  7. www.aks.clan.su. Ссылка действительна на 24.05.2012
  8. www.avtonom.org. Ссылка действительна на 24.05.2012
  9. www.wikipedia.org. Ссылка действительна на 24.05.2012

Информация о работе Анархизм: теория, практика, современность