Анархизм: теория, практика, современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является выявление связей идей современных анархистов с идеями их предшественников в лице Кропоткина. Для её достижения мне необходимо:
1. Изучить работы П. А. Кропоткина
2. Изучить историю анархизма в России
3. Проанализировать программы сегодняшних анархистских группировок, причисляющихся к данной теории и сравнить их с программой Кропоткина.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы анархистского учения…… …………………6
1.1. Свобода……………………………………………………………..6
1.2. Равенство…………...………………………………………………8
1.3. Братство……………………………………...……………………..9
1.4. Экспроприация…………………...………………………………...9
1.5. Народный почин…………………………………………………...10
Глава 2. История русского анархизма XIX – начала XX века…………..……12
2.1. История анархизма до революции 1917 года……………..……….12
2.2. Анархисты в революции 1917 года…………………………………13
2.3. История махновского движения……………………………………15
2.4. Закат анархистского движения в начале XX века…………………17.
Глава 3. Современные анархисты и их связь с истоками…........…….………19
3.1. Первые анархистские организации времён перестройки………….19
3.2. Анархо-коммунистический союз……………………………………21
3.3. Автономное действие…………………………………………...……24
Заключение……..……………………………………………………….….…….28
Литература …...…………………………………………………….…………….30

Вложенные файлы: 1 файл

prod15722-anarhizmteoriyapraktikasovremennost125.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1. Программа Анархо-коммунистического союза

Анархо-Коммунистический Союз (АКС):

Мы выступаем против:

Государственной власти и Капиталистических отношений.

Мы предлагаем:

1.    Создание общества на основе полноценного самоуправления: то есть такого общества, в котором каждый человек участвует в управлении жизнью того коллектива, к которому он принадлежит, то есть – самоуправление по месту работы и проживания.

2.   Децентрализацию  и деукрупнизацию промышленности: так как, во-первых, централизация  подразумевает директивное управление (а мы считаем, что управлять  процессом производства могут  только сами работники конкретного  предприятия), во-вторых, нормальное  и полноценное (максимально эффективное) самоуправление рабочих может быть осуществлено только в небольших учреждениях: при этом критерием размеров производства служит количество занятых на нем людей, и нам думается, что количество задействованных людей примерно до тысячи человек вполне может функционировать без стоящего над ними руководства – дирекции и им подобных структур.

3.   Выступаем за  «довольство для всех»: каждый  человек должен иметь возможность  брать для себя любой продукции  столько, сколько считает нужным (если конечно продукции производится в достаточном для этого количестве, если же нет, должен работать принцип, по которому данный продукт будет распределен между всеми испытывающими в нем нужду в равных пропорциях, учитывающих те или иные обстоятельства, как, например возраст, состояние здоровья и т. п.). Будут ли существовать для этого, какие бы то ни было меновые средства или нет, должно зависеть при этом исключительно от решения непосредственно заинтересованных в этом людей (жителей конкретной федерации).

4.   Принцип горизонтальной  конфедерации: отдельные области (например  – Московская) могут составить  федерацию, которой управляет не  губернатор, а совет избранных  на определенный срок делегатов (не имеющих властных функций, но имеющих своей задачей координацию функционирования всех сфер произодственно-потребительской жизнедеятельности федерации), которые могут быть отозваны в любой момент и заменены. При этом должен действовать принцип конфедерации, когда отдельные федерации вступают в случае необходимости во взаимодействие, что образует в итоге единую, взаимопереплетенную, горизонтальную сеть, главный принцип которой – добровольное сотрудничество, основанное на единстве интересов. Правда, это реально и эффективно только в случае торжества либертарных идей в масштабах всего мира, а в противном случае, мы выступаем за принцип установления федерации снизу вверх, действующей на тех же условиях и принципах, что и каждая отдельная федерация.

5.        Защиту  окружающей среды: при организации  производства, равно как и при развитии инфраструктуры городов и деревень одним из главных принципов должна быть защита экологии, так как иначе мы можем лишиться (что и происходит в современном мире) всего, как то: чистого воздуха, воды, здоровой пищи, да и собственно самого нашего человеческого здоровья (сегодня в мире все большее количество людей страдает от тех или иных заболеваний, вызванных плохим состоянием нашей экосистемы, все больше рождается уже больных детей, обреченных на те или иные страдания и мучения, либо раннюю смерть).

6.      Замену  мегаполисов менее населенными  городами: так как, во-первых, мегаполисы  создают внутри себя нездоровую  психологическую обстановку (повышается  процент психически не здоровых  людей, люди чаще страдают от  депрессий), во-вторых, жизнью мегаполиса эффективно может управлять только централизованная власть (да и в принципе они являются порождением современной капиталистической системы, и тяги к централизации). При этом единственно возможным способом избавится от огромных городов, мы считаем развитие жизни «на местах», то есть во всех областях, а не просто в нескольких центрах людского, промышленного, и/или еще какого бы то ни было сосредоточения.

7.        Равнодоступные  для всех образование, культуру, науку: образование должно быть  максимально эффективным и практичным, всеобщим (то, что сегодня называется высшим образованием должно стать столь же доступным, как и школьное – оно должно быть не доступным в принципе, а его реально должны получать все; умственное образование должно обязательно даваться в связке с физическим); культура должна быть не изолирована от общества, но быть достоянием каждого; наука так же должна перестать быть уделом немногих, каждый желающий может заниматься ей, особенно, если у него есть к ней какие-бы то ни было способности.

8.        Торжество  принципов интернационализма: сегодня  один из наших основных противников  – это неонацизм, рост которого  вызван углублением процессов  глобализации. Мы прекрасно понимаем, что это не более чем следствие  неолиберальной политики современных капиталистов, однако от этого неонацисты не становятся менее опасными и вредными, с точки зрения перспектив человеческого развития. Поэтому мы призываем противопоставить неонацистскому монстру принцип интернационализма – разные, но – равные! Только солидарность трудящихся без разделения по цвету кожи, полу, возрасту… поможет нам победить капиталистическое общество, государства, политиков всего мира!

Свой идеал мы считаем возможным достигнуть:

1.     Только посредством  Революционной борьбы: так как власть предержащие и капиталисты никогда не согласятся добровольно на замену полноценным народным самоуправлением современной государственной, равно как и капиталистической систем, при ликвидации современных товарно-денежных отношений, основанных на системе извлечения прибыли, присвоении немногими прибавочной стоимости продукции, производимой массами людей (тоже самое касается и извлечения немногими выгод, получаемых от сферы услуг, в которую сегодня во многих странах втянута огромная часть населения)

2.     Уничтожив  систему частной собственности: частная собственность – порождение  Капитализма, она развивает в  людях чувство конкуренции, человек  человеку становится волком, и  понятия дружбы и взаимопомощи  уходят из нашей жизни. Только  обобществление средств производства и потребления могут вернуть нам такие понятия, как солидарность, взаимовыручка, взаимопомощь и т. п., без которых человечество – это совокупность враждебно настроенных друг по отношению к другу индивидов.

3.     Экспроприация  эксплуататоров: то есть то самое обобществление, так как с точки зрения справедливости один человек не должен ни присваивать труд другого, ни результаты этого труда. Автоматически это означает, что экспроприация – это именно изъятие из рук немногих в пользование всеми, а, значит, если человек изымает, у кого бы то ни было, в своих личных интересах, то он поступает не как борец за новое свободное общество, а как обыкновенный грабитель-капиталист.

4.     Максимально  возможное вовлечение людей в  производственный процесс: еще на рубеже XIX-XX веков Петр Алексеевич Кропоткин доказал, на основе изучения и анализа производственных процессов, что возможна организация производства, когда все люди (при этом речь шла только о мужчинах) будут работать по четыре-пять часов в день (шесть дней в неделю), в возрасте примерно от двадцати до сорока – сорока пяти лет. С тех пор многое изменилось, так что сегодня, нам видится возможным так организовать производственные и трудовые отношения, когда трудится можно будет не более пятнадцати-двадцати часов в неделю, причем работать, естественно, смогут (если захотят) как мужчины, так и женщины, опять же, в возрасте примерно от двадцати пяти до сорока пяти лет (в более раннем возрасте – учеба, совмещенная с практической тренировкой осуществления на практике получаемых знаний, в более позднем – заслуженный отдых, за счет общества). При чем, опять же, мы считаем, что возможно не поголовное вовлечение в производственный процесс в принудительном порядке, но занятие людьми именно теми видами деятельности, к каким они наиболее способны, что сами хотят делать. И, естественно, труд должен быть наиболее приятным, наиболее гигиеничным и комфортным.

Не человек для труда, а труд для человека.

5.     При всем  при этом, понимая, что сразу все  наши пожелания, пусть даже произойдет Революция, выполнить не удастся, мы хотим, чтобы: были выполнены на первых порах, в первую очередь самые необходимые условия, как то: уничтожение государственных институтов власти, с заменой их системой координационных советов на местах, уничтожение капиталистических отношений, когда главенствует принцип извлечения прибыли, максимально возможная децентрализация.

6.     Говоря о  Революции, мы при этом понимаем, что если она и произойдет, то, вряд ли в ближайшее время: но в том, что бы она оказалась максимально эффективной, в смысле выполнения наших пожеланий, уже сегодня надо вести борьбу за свои права:

за улучшение условий труда;

за сокращение трудового дня без сокращения зарплаты;

за повышение зарплаты;

за снижение налогового бремени;

за то, что бы общественный транспорт, медицина, образование, коммунальные услуги были бесплатными;

против безработицы;

за то, что бы повсеместно неукоснительно соблюдались требования техники безопасности;

за то, что бы работники всех абсолютно сфер производства и услуг обеспечивались необходимым инвентарем;

за социальную защищенность;

за демилитаризацию межгосударственных отношений.

Мы – против участия в политической борьбе и захват власти, мы – за Социальную Революцию и замену власти меньшинства участием в координационном управлении всех, так как иначе, случись Революция сегодня, завтра мы получим новое Государство и новых Хозяев.

Никакой власти – никому, мы все равны и достойны лучшей жизни!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Программа Автономного Действия

"Автономное Действие" (АД) - это межрегиональное либертарно-коммунистическое объединение, целью которого является реализация либертарного коммунизма (свободного социализма), основанного на таких принципах, как прямая демократия, общественное самоуправление и федерализм.

АД – это леворадикальная организация, в качестве центрального пункта своей борьбы провозглашающее полное уничтожение Государства и всех его институтов. Вместо бюрократического государства мы предлагаем создание системы народного самоуправления – федерации свободных индивидов, групп, общин, регионов и стран. Органами координации между этими группами могут являться независимые Советы или другие институты общественного самоуправления, формируемые общими собраниями снизу на принципах делегирования с правом немедленного отзыва делегатов.

Мы не хотим быть эксплуатируемым со стороны капиталистов рабочим скотом, не хотим всю свою жизнь отдавать погоне за деньгами. Вместо экономики в интересах Капитала - Либертарный Коммунизм, где богатства и ресурсы общества будут доступны всем, а не только господствующей элите, где не будет наемного труда, а на производстве будет осуществляться рабочее управление и контроль. Для нас Капитализм - это система всеобщей войны и угнетения, источник национальных и экологических проблем. Он не может быть реформирован.

Мы не хотим пассивно поглощать потребительскую буржуазную псевдокультуру, навязываемую корпорациями, но и не желаем прожить свою жизнь под диктовку серой и однообразной официозной лицемерной псевдокультуры, поддерживаемой бюрократией. Мы за свободный культурный эксперимент для каждого. За революцию в повседневной жизни, ломающей ее убогость и нищету. За новую гуманистическую культуру, самореализацию и свободное развитие всех.

Идеология "Автономного Действия" основывается на мировой революционной либертарно-коммунистической мысли. Идеи и социальные теории, взятые нами на вооружение, не замыкаются лишь в рамках анархизма. Мы считаем, что в настоящее время, в контексте современной ситуации в стране и в мире необходима выработка качественно новой стратегии, отвечающей сегодняшним актуальным условиям жизни. Среди нас могут быть платформисты, синдикалисты, либертарные марксисты, радикальные экологи, коммунитаристы, "новые левые" и т.д. Наша платформа достаточно широка для того, чтобы совместно строить единый фронт сопротивления Власти и Капиталу.

Мы называемся автономами, а наша борьба автономной по той причине, что мы действуем самостоятельно, независимо от государственных бюрократов, чиновников, разных партийных функционеров и прочего официоза. Мы не просим милостыни от новоявленных господ и не желаем унижаться, принимая их жалкие подачки. Это не изменит нашего отвращения ко всем им. Мы не являемся копией немецкого автономистского движения, расцвет которого пришелся на 80-е годы прошлого столетия. Нам могут быть глубоко симпатичны многие стороны немецкого автономизма, однако мы далеки от сведения своих теории и практики лишь к нему, учитывая, что нужно исходить из специфики своей страны, своего региона.

Мы призываем рабочих, студентов, учащихся, трудовую интеллигенцию, с/х-работников и всех свободолюбивых, не смерившихся еще людей, БОРОТЬСЯ здесь и сейчас – бороться за свое будущее и будущее своих потомков!

АД существует с января 2002г. (25-27 января 2002г. в Нижнем Новгороде прошел I учредительный Съезд Движения). До этого развивалось как проект. На сегодняшний день АД – это сеть активно действующих региональных групп в городах России и стран СНГ. Наше объединение продолжает расширяться. За сравнительно небольшой период существования и становления активистами АД и сочувствующими проведен ряд экологических, антивоенных, антифашистских, социальных и иных акций.

Информация о работе Анархизм: теория, практика, современность