Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:16, контрольная работа
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются нацио-нальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
1 Виды делового общения и их характеристика
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются нацио-нальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отно-шение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
Виды делового общения
Различают два основных вида делового общения:
Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности деловой речи.
Обе формы речи представляют системно различающиеся разновидности русского литературного языка. Если деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль речи, то устная деловая речь — различные формы гибридных стилевых образований.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
В прямом контакте и непосредственной
беседе наибольшее значение имеют устная
и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону
являются самыми распространенными формами
коммуникаций, их отличает непосредственный
контакт и большое разнообразие способов
общения, что позволяет без труда сочетать
деловую (формальную) и личную (неформальную)
части всякого сообщения.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распро-страненными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать де-ловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения
Письменные виды
делового общения - это многочисленные служебные
документы: деловое письмо, протокол, отчет,
справка, докладная и объяснительная записка,
акт, заявление, договор, устав, положение,
инструкция, решение, распоряжение, указание,
приказ, доверенность и др.
Значительны языковые различия
между диалогической и
Дистантное, всегда опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т. п.) отличается от контактного, непосредственного повышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невозможностью использования жестикуляции и предметов в качестве носителей информации.
Для успеха в бизнесе важен учет особенностей межличностного общения. Наряду со словесным (вербальным) общением исследователи предлагают учитывать невербальный язык деловых людей.
О том, что деловой партнер думает о перспективах совместного бизнеса, часто вы узнаете еще до того, как сказано первое слово, причем узнаете подсознательно, даже не задумываясь над тем, как это происходит. Носителем информации в этом случае выступают невербальные коммуникации. Поскольку в кросскультурном общении они играют не меньшую, а часто и большую роль, чем речевые (речь и слушание) вербальные связи, нельзя не сказать несколько слов и о невербальных коммуникациях.
В понятии невербального языка заключается не только умение интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение, но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы; умение дешифровать значение использования вспомогательных предметов (очков, сигарет и др.)
Роль невербальных средств в общении стала изучаться в психологии сравнительно недавно, однако популярность этих исследований сегодня высока. Многие бизнесмены, политики, руководящие работники на собственном опыте убедились в необходимости использовать в деловом общении невербальные средства общения. Психология человека такова, что он неосознанно дополняет свою речь различными жестами и мимикой, выражает негативные или позитивные настроения через взгляды, позы, движения. «Прочитать» этот язык иногда довольно трудно, но необходимо.
Невербальные средства общения
дополняют собой речевую
Классификация невербальных средств
а) оптико-кинестетическая система включает движения, которыми человек сопровождает речь или воспринимает у собеседника: мимика, жесты, поза при разговоре, пространственное положение (перемещение);
б) паралингвистическая система (или околоречевая) включает средства, которыми собеседник выделяет свое речевое сообщение: тембр голоса, тональность, громкость, логические акценты, интонация.
в) экстралингвистическая система включает невербальные средства общения, подчеркивающие эмоциональное состояние говорящего: темп речи, смех, пляач, вздохи, крик и другие.
г) визуальная система включает общение на уровне взглядов собеседников.
д) пространственная система: место и время общения, межличностное пространство.
е) контактная система включает объятия, рукопожатия, поцелуи, похлопывания, толчки и другие предметные, тактильные действия.
ж) ольфакторная система – использование запахов.
Невербальные средства общения позволяют увидеть и показать точный смысл слов и выражений, а также отношение собеседника к партнеру по общению и к получаемой (передаваемой) информации.
Невербальные средства общения являются врожденными и приобретенными. Многие жесты, позы, мимические движения толкуются в разных культурах по-своему. Знание того, как иностранные собеседники могут преподнести информацию невербальными способами, поможет повысить эффективность деловых переговоров.
Например, позиция и дистанция
между участниками общения
Умение выбирать позу при приватном разговоре, на совещании, при переговорах тоже немаловажный элемент общения. Закрытость или открытость позы человека свидетельствует об отношении к собеседнику, о психологическом состоянии партнера, о заинтересованности в информации. Скрещивание рук или ног характеризует закрытые позы. Плавное изменение положения тела, умение одним движением подчеркнуть сказанное может снять напряжение в процессе беседы и достичь желаемого.
Огромное значение в коммуникации имеет использование мимики. В первую очередь собеседники стараются понять выражение лица друг друга. Лицо человека -- это богатейший источник информации, который показывает внутреннее состояние, настроение, отношение. Одна и та же фраза, сказанная с различным выражением лица, будет иметь в каждом случае совершенно другое (и даже противоположное) значение. Улыбка, сдвинутые брови, сжатые челюсти, приоткрытый рот, опущенные уголки губ говорят собеседнику о доброжелательности или агрессивности, заинтересованности или игнорировании, принятии или непринятии.
Однако глаза человека
считаются наиболее информативными
по сравнению с другими
Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информированным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан).
Информация о работе Виды делового общения и их характеристика