Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:14, реферат
Деловое общение, в отличие от других видов общения (социального, личностного, целевого, инструментального, модального) имеет свои собственные сущностные характеристики и признаки. Выделение этих признаков позволит дать более полное и четкое определение понятия делового общения. Что же такое деловое общение? Какие существенные признаки ему присущи? Определения, которые мы можем встретить в современной литературе, характеризуют общение как: предметно-целевую деятельность; частный момент, какой-либо продуктивной совместной деятельности людей, служащий средством повышения качества этой деятельности; способ оптимизации и организации разных видов предметной деятельности (производственной, научной, коммерческой).
Реализация морального закона в практике общения не позволяет, согласно Канту, употребить другого человека как "какую-нибудь вещь", не позволяет обмануть другого человека "ложным обещанием", тем более "калечить его, губить или убивать".
Кант считал, что моральный закон свят, хотя и сам человек " не так уж и свят". Но сама реализация морального закона позволяет человеку ощутить возвышенный характер " своего сверхчувственного существования, подняться над самим собой" в общении с другими людьми.
Эти положения Канта представляются
важными для цивилизованного
российского бизнеса и
Таким образом, гуманистические идеи
в западноевропейской этической
мысли утверждали в деловом общении
"человечность межличностных отношений,
включающую в себя уважительное и
ответственное отношение к
Наряду с гуманистической
Основной принцип макиавеллизма
"цель оправдывает средства", а
всякие социальные, моральные факторы
признавались как внешние рамки,
которые можно и не учитывать.
Таким образом, принцип экономической
выгоды по существу был возведен на
уровень определенной нормативной
ценности, которой должен следовать
человек в своих деловых
Следующие экономические теории середины 19 века еще больше очищают "экономического человека" от "посторонних" моральных принципов. Это человек, который не только исчисляет свою экономическую выгоду в деловых отношениях, но и оптимизирует свои действия на основе полезности и индивидуальных предпочтений.
Попытки ограничить (неоклассические теории Дж. Кейнса) или расширить мотивационное поле экономического человека в деловых отношениях- (А. Сена, Ю. Эльстер, в теории социально выбора) привели к введению этических мотивов в анализ поведения экономического человека и улучшению структуры побудительных мотивов поведения. Но общая формула поведения экономического человека, предложенная в деловом общении осталась по существу неизменной: максимизация своей экономической выгоды, достижение наиболее удачного сочетания своих потерь и выгод.
Основатель социологической
Особый интерес представляет социологическая
концепция марксизма, в которой
прагматично утилитаристская
Что касается российского официального этикета, его развитие отражено в соответствующих документах. Так, еще в 1747 г. при Елизавете Петровне был опубликован документ из 98 параграфов "Церемония о послах чужестранных государей при Императорском Всероссийском дворе".
В 1827 г. вышел в свет свод протокольных правил "Высочайшие утвержденные этикеты при Императорском Российском дворе", а в 1889 г. был опубликован еще один документ - "Правила светской жизни и этикета".
Лучшие традиции русского национального
этикета развивались в 19 веке в
среде, так называемой разночинной
интеллигенции, вышедшей из демократических
слоев населения. В это время
вырабатывались принципы новых отношений
между людьми, отвергались, высмеивались
бессмысленные условности, как дворянского
этикета, так и мещанско-купеческой
манерности, провозглашались и
К сожалению, в современном российском бизнесе и предпринимательстве лучшие этические принципы межличностного общения, разработанные в российской мысли 19 и начала 20 века, оказались менее востребованными, чем в советский период. Можно лишь выразить надежду на то, что времена меняются и наступит период, когда самобытная российская этическая традиция будет оценена по достоинству.
Особенности национальных стилей этики делового общения
Этика делового общения определяется
тем, насколько успешно учитываются
особенности национально-
Знание национальных и психологических
типов разных народов, их традиций,
уникальности историко-культурного
наследия, их языка, нравов, обычаев, особенностей
темперамента, чувств, природы нации,
душевного склада необходимо деловому
человеку независимо от рода занятий,
профессиональной деятельности, поскольку
оно способствует эффективному общению,
воспитанию уважения культур других
народов, преодолению национального
эгоизма. Сравнивая национально-
Например, представления о таких странах, как:
Россия - связываются с понятиями: "загадочная русская душа", богатство русского языка, русское искусство, литература.
Англия - "страна туманного Альбиона", английский этикет, порядочность, любовь к дому, понимание свободы, спартанское воспитание детей, сознательное самоограничение материальных потребностей.
Деловой этикет британцев изначально достаточно формален, протокольные правила соблюдаются неукоснительно, но по мере продвижения диалога формализм может напрочь исчезнуть, и после двух-трех встреч они снимают пиджаки, закатывают рукава, обращаются по именам и продолжают так вести себя и дальше.
С южными англичанами уместно
Британцы редко выражают свое несогласие, традиционным для них было и есть умение избегать острых углов во время переговоров.
Используя обаяние, неопределенность и сдержанность в высказываниях, юмор и явное благоразумие, британцы могут смеяться на переговорах, но довольно долго оставаться жесткими. Почти всегда они занимают оборонительную позицию, которую скрывают как можно дольше. Они не любят спешить и даже при отсутствии разногласий редко принимают окончательное решение в процессе переговоров.
Франция - одна из старейших наций в Европе, ораторское искусство, остроумие, французская мода, шарм парижанок.
Это страна где пунктуальность рассматривается
как высшая форма вежливости. Бизнесмены,
как правило, отличаются консервативностью
и соблюдают всевозможные формальности.
Деловая встреча считается
Французские бизнесмены тщательно
готовятся к предстоящим
Французы достаточно жестко ведут переговоры и, как правило, не имеют запасной позиции, зачастую им свойствен конфронтационный тип взаимодействия, впрочем, поведение может кардинальным образом меняться в зависимости от того, с кем они обсуждают проблемы.
Они не предъявляют своих требований
в начале встречи, но подводят к ним
с помощью тщательно
Следует учитывать, что французам
свойственна обидчивость
Германия - "страна броккенских великанов", германских рыцарей культуры, учености и романтизма.
Немцы питают огромное уважение к имуществу и собственности. Солидным зданиям, мебели, автомобилям и хорошей одежде они придают большое значение. Уважают звания и титулы. Немецкая пунктуальность является эталоном.
Основными характеристиками немецкой деловой культуры являются: монохромное отношение ко времени, т.е. стремление завершить одну цепь действий, прежде чем перейти к другой; твердая убежденность немцев в том, что они на переговорах ведут себя честно и прямо; склонность к резкому и открытому выражению своего несогласия, а не к любезностям или дипломатии.
Немцы обладают собственным, особым стилем проведения встреч и переговоров, процедуры переговоров с крупными немецкими компаниями намного более формализованы, чем в других странах.
Немцы предпочитают те переговоры, в которых они с достаточной очевидностью видят возможность нахождения решения. Обычно участники очень тщательно прорабатывают свою позицию. В ходе переговоров они предпочитают обсуждать вопросы последовательно один за другим и не любят, когда их торопят. Они рассчитывают на принятые решения в рамках встречи, но всегда соблюдают осторожность.
Немцы стремятся к поиску общей платформы, считая это лучшим способом добиться прогресса, но в то же время нелегко отказываются от своих аргументов.
Немцы аккуратны и щепетильны в соблюдении условий и сроков договоренностей.
Страны Скандинавии - "снежное королевство пламенных сердец".
Финляндия.
Современная финская деловая этика отличается надежностью, четкостью, корректностью и честностью в отношениях и не уступает немецкой в пунктуальности и педантичности. Молчание не расценивается, как неумение общаться, а является общей частью социального взаимодействия. Они предпочитают молчать, но время от времени высказываются и всегда говорят то, что думают (и это может быть окончательным словом).
После того как вы высказали свое мнение, не ждите немедленной реакции. Они обдумывают сказанное вами. Они думают и говорят не одновременно, но когда они приходят к какому-то мнению, маловероятно, чтобы вам удалось его изменить. При работе с финнами следует стараться ставить четкие цели, определять задачи и взывать к внутренним ресурсам личности, для того чтобы эти задачи решались ими собственными усилиями и чтобы они несли полную ответственность за свои действия. Финны любят продемонстрировать свое упорство в решении задач. Наконец, помните о том, что они очень бесстрастны.
Швеция.
Шведы известны своей глубоко укоренившейся лютеранской деловой этикой, которая наиболее близка к немецкой, но не столь суха. К ее характерным чертам относятся пунктуальность, аккуратность, серьезность, основательность, порядочность и надежность в отношениях.