Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:43, реферат
Исследования моды и использование ее механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях.
Цель данной работы — изучение моды как элемента культуры, а также как отражения статусов различных социальных групп.
Введение.................................................................................................................4
Мода как элементы культуры..........................................................................5
История развития моды..................................................................................11
Мода в современном социокультурном пространстве................................13
3.1. Творчество великих модельеров ХХ века.............................................13
3.2. Тенденции развития современной индустрии моды...........................21
Социологический подход к иследованию моды.........................................24
Заключение...........................................................................................................25
Список использованной литературы..................................................................26
Перечень подобного рода обозначений можно было бы продолжить, но наиболее распространенным из них в социологии стал, пожалуй, термин «традиционное общество». И объясняется это, по-видимому, тем, что, несмотря на все многообразие обществ, относимых к «традиционному» типу, их объединяет то, что они управляются обычаем.
Обычай в традиционных обществах — универсальная форма социальной регуляции. В этих статичных и закрытых обществах он играет такую же регулярную роль; какую в обществах динамичных и открытых (называемых условно «современными») играет мода [1, стр. 2].
Современная мода имеет две существенные особенности: мода XX-XXI вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная мода — это смена стиля, а не двух-трёх предметов или форм), ритм смены стилей в современной моде резко возрос (сейчас модный стиль держится в среднем 7-10 лет). По вопросу специфики механизмов распространения моды большинство исследователей высказывается за ведущую роль психологических факторов: подражание, стремление к общественному величию, «желание быть значительным», обретение социальной опоры. Наряду с этими факторами указывают ещё на массовую привычку, на то, что мода выступает как оценивающая и предписывающая сила. Сила тех или иных факторов в каждый конкретный период определяется соответствующими общественными условиями [5, стр. 581].
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОДЫ
Мода представляет собой продукт исторического развития. Конечно, инновации и заимствования в культурных образцах не могли не иметь место, так как человеческая, и в особенности социальная, реальность открыта к изменениям и обменам по самой своей природе, динамичной и живой. Конечно, во всех обществах так или иначе культивировались присущие моде ценности игры и демонстративности. Конечно, всегда и всюду находились чудаки и маньяки, честолюбцы и завистники, творческие личности и революционеры, отступники и преступники, вносившие те или иные изменения в господствующие образцы, диктуемые обычаем. Но не они "делали погоду". На протяжении веков и на Западе, и на Востоке господствовал "нормальный" социальный тип, управляемый обычаем, который для данного типа представлялся, в свою очередь, не только "нормальным", но и единственно возможным.
Правда, историки писали о расцвете моды и в императорском Риме, при бургундском дворе XV века, в кругах европейской знати XVIII века и т.д.. [3, с.77]. Бессмысленно утверждать, что они неправильно использовали понятие моды применительно к этим обществам, но можно уточнить, какая реальность в действительности скрывалась за употребляемым в данном случае понятием. Во-первых, речь идет о незначительных в количественном отношении, чрезвычайно малых островках изменчивости в море неподвижности. Эта изменчивость касалась очень узких секторов культуры, социального поведения и социальных слоев (знати). Во-вторых, это были лишь зачаточные формы, эмбрионы того явления, которое впоследствии развилось в то, что мы сегодня называем модой. Очевидно, не всякое изменение в культурных образцах, в том числе в области одежды, вызвано модой.
Изменения,
скажем, в античной или средневековой
одежде, нередко обозначаемые как "мода",
далеко не всегда базировались на таких
важнейших первичных ценностях
моды, как современность и
Понятно, что возникновение моды, как и любого масштабного социального явления, невозможно и не нужно датировать так же точно, как исторические события, даже очень важные и длительные. Возникновение и социальное утверждение моды - не событие, а процесс, причем длительный, постепенно развивающийся внутри и из старых социальных форм.
Некоторые
из этих форм составляют постоянный социокультурный
фон, на котором мода может возникнуть,
а может и не возникнуть. К ним
относятся те же ценности игры и
демонстративности, присутствующие всегда
и везде. Другие формы, предшествующие
возникновению собственно моды, составляют
результат исторического
Первые
слабые ростки моды в собственном
смысле принесло с собой европейское
Возрождение. Затем в XVIII веке мода стала
влиять на поведение узких кругов
знати, нарушавших национальную и региональную
замкнутость. Но только в XIX веке сформировалось
породившее ее созвездие факторов:
промышленная революция, технические
нововведения, политические революции,
ломка сословных, межнациональных
и межрегиональных барьеров, урбанизация,
массовизация социально-экономической
и культурной жизни. Именно поэтому
у нас есть основания утверждать,
что в социально значимом масштабе
мода возникает в европейском
обществе в XIX веке. Если ранее существовали
элементы моды в отдельных элементах
социальной системы, то начиная с
этого времени существует система
моды в социальной системе. А в
ХХ столетии мода становится одним
из социальных регуляторов поведения
широких слоев населения
3. МОДА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3.1. Творчество великих модельеров ХХ века.
Из
немыслимого катаклизма первой мировой
войны Европа вышла неузнаваемой.
Изменилось все и, разумеется, одежда.
Стремление к большей функциональности,
удобству костюма, которое в предвоенные
годы с трудом прокладывало себе путь,
преодолевая сопротивление
"Женщины
военного периода стремятся
Родился образ - "гарсонка" - это и стиль в одежде, и новый тип женщины. Перевести это слово нельзя, так как в русском языке от слова "мальчик" невозможно образовать женский род, "мальчишка", "мальчишечка" - все равно остаются мужской род. Впрочем, придуман довольно точный и остроумный русскоязычный вариант этого слова - "пацанка".
Но
приспособиться удалось не всем. Великий
Поль Пуаре, властитель мира парижской
моды, сменивший на этом троне умершего
в 1895 году Ворта (Пуаре начал работать
в фирме его сыновей-
А на небе моды взошли новые звезды. Звезд было много. Из нашего времени уже видно, что самая яркая из них - Габриэль Шанель. Из всех творцов современной моды у нее самая долгая творческая биография. В моде она наша современница, хотя начала работать еще до первой мировой войны. Уже тогда ее туалеты отличались изящной простотой. В 20-х годах Шанель стала одним из ведущих мастеров моды, формировавших образ элегантности наших современниц. Тогда же, в 20-х годах, она создала и всемирно известные духи "Шанель № 5", которые и сейчас остаются символом изысканной женской респектабельности.
Габриэль
Шанель всю жизнь считалась
После
второй мировой войны Шанель вместе
с другими кутюрье возрождала
парижское моделирование. Она нашла
одно из самых удачных и долговечных
решений современной одежды - то,
что вошло в язык и историю
мировой моды под названием "костюм
Шанель" или "стиль Шанель":
узкая прямая юбка полностью прикрывающая
колени, прямой жакет, отделанный кантом,
блуза из тонкого шелка с воротником-
"Секрет
"матушки Шанель" (как ее
называют в Париже), единственной
фирмы, сумевшей пережить все
перипетии ХХ века, уцелеть в
труднейшей конкурентной
"Мода выходит из моды, — говорила Коко Шанель, — стиль — никогда". В ее стиле есть что-то от Вечности.
Шанель
умерла в семидесятых годах, почитаемая
в мире моды как и прежде. И
все же в конце жизни она
грустно говорила относившемуся
к ней с восхищением
Это имя легендарно, оно почти символ парижской моды. И вот как этот мастер завоевал свою славу. Кончилась вторая мировая война. Развал промышленности, да и унижение оккупации лишило французскую моду ее международного престижа. Если во время первой мировой войны женщины заняли рабочие места мужчин, то во время второй они стали еще и военнослужащими. Эта новая роль сказалась на облике и "штатских" женщин. Все носили очень высокие подплечики, создававшие мужской силуэт фигуры, широкий ремень, короткие юбки, сумки, наподобие полевых планшетов, в моделях было много военизированных деталей - накладные карманы, кокетки, погончики, обувь "на платформе". Во всем этом было много американского. Вернуть себе роль всемирного законодателя моды стало для Франции жизненной необходимостью.
В 1947 году Диор показал коллекцию, где в поразительном единстве "алгебры и гармонии" изменил сразу все - в его моделях женские фигурки имели хрупкие и покатые плечи, узкие рукава, маленький лиф почти без деталей, плотно облегающий стан, юбку клеш-солнце, широкую и длинную, туфли на среднем каблуке и маленькие головки. Это была сенсация! Пресса окрестила ее "бомбой Диора", а предложенный новый стиль - "New Look" ("Новый образ"). Сердца всех женщин были завоеваны сразу. Ни один мастер моды не имел после Диора такого непререкаемого авторитета в моде.
Позже он написал книгу "Кристиан Диор и я", в которой позволил всем заглянуть в свою творческую мастерскую. Каждый раз после показа очередной сезонной коллекции художник месяц отдыхал и в это время не позволял себе думать о моделях, а затем уезжал "на природу".
Салон у Диора был небольшой. Попасть на первый показ - огромная честь, миллионеры и знаменитости сидели на ступеньках лестницы, толпились в проходах.
Диор умер в 1957 году. Такой славы, как у него, не было уже ни одного модельера мира, а одновременно с Диором работали многие знаменитые мастера: рано умерший Жак Фат, Кристобаль Беленсиага, Мэгги Руф, Карвен, Пьер Бальмен, Лелонг, Ланвен, Живенши и другие. В мастерской Диора начал свой путь наш знаменитый современник Ив Сен-Лоран. Тогда же начал выделяться своей остротой и Пьер Карден.
Описываемый нами период может считаться временем настоящего коллективного безумия - всеобщего увлечения модой, порожденного семью годами вынужденного военного аскетизма. Модная одежда оставалась сугубо индивидуальной, дома "от-кутюр" создавали только уникальные модели. Кроме основных сезонных коллекций делалось еще множество вариантов - для заказчиц, но все - неповторимые. Модели из сезонных коллекций, видимо, вообще не продавались.