Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:43, реферат
Исследования моды и использование ее механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях.
Цель данной работы — изучение моды как элемента культуры, а также как отражения статусов различных социальных групп.
Введение.................................................................................................................4
Мода как элементы культуры..........................................................................5
История развития моды..................................................................................11
Мода в современном социокультурном пространстве................................13
3.1. Творчество великих модельеров ХХ века.............................................13
3.2. Тенденции развития современной индустрии моды...........................21
Социологический подход к иследованию моды.........................................24
Заключение...........................................................................................................25
Список использованной литературы..................................................................26
Многие известные мыслители в рамках социологического подхода считают моду классовым явлением: мода различных социальных слоёв всегда различна.
К атрибутам внешнего вида у средних и высших слоёв относят не только одежду, но и средства передвижения, например, автомобили. Автомобиль для многих людей — это уже не столько средство передвижения, сколько средство завоевания репутации преуспевающего человека. Чем выше слой, тем выше нормы. В результате парадокс, наблюдаемый во все века: и бедные, и богатые выбиваются из сил, стремясь поддержать «приличный уровень» потребления. Вся мировая литература прошлых веков полна историями о помещиках, чиновниках, буржуа, которые тонули в долгах, но организовывали балы, содержали большие экипажи, покупали дорогую одежду, жили в больших домах и держали много неэффективно используемых слуг. Наше время не является исключением.
Индустриализация стимулирует переселение людей в города (урбанизацию), что делает жизнь людей более анонимной. Человек в городе постоянно находится в толпе и при этом не перестаёт быть одиноким. В этой ситуации лишь через определённый стиль жизни, через демонстрацию потребления можно обозначить свой социально-экономический статус. Поэтому горожане тратят на поддержание благопристойного вида существенно больше, чем деревенские жители. Затраты на видимые формы потребления в городе растут за счёт экономии на скрытых формах.
Однако на уровне нового среднего класса дорогая деловая одежда, превосходящая по своей стоимости реальные возможности индивида, порою является средством получения хорошей работы, поскольку создаёт образ преуспевающего человека с хорошим вкусом.
Мода
служит одним из средств приобщения
индивида к социальному и культурному
опыту: отсюда её особое значение для
молодёжи. По мнению социологов, постижение
сущности моды проходит несколько этапов.
На первых порах наблюдается слепое
подражание — собственные вкусы
и стиль жизни не принимаются в расчёт.
Следующему этапу, этапу освоения, характерно
уже более критическое отношение к новомодным
эталонам, развивающийся вкус позволяет
отказаться от простого копирования. Высший
этап — это когда выбору костюма свойственны
осознанное отношение к моде, учёт индивидуального
стиля, социального статуса. Здесь формируется
необходимая критичность, а моду изучают
творчески.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить, что по результатам социологических опросов, проведённых в 2008 году, на вопрос «по Вашему, мода — это…» 48,51% (или 98 из 202) респондентов ответили: «часть философии и стиль жизни», а на вопрос «насколько Вы следуете моде» 52% (или 101 из 198) опрошенных ответили: «Стараюсь следовать по мере сил, но к фанатам моды себя не отношу» (данные электронного ресурса – www.rin.ru). Сегодня, когда меняется ритм жизни, когда люди (особенно молодежь) пытаются жить энергичнее, вольготнее, успеть везде и всюду, мода, порой, приобретает шокирующие, на первый взгляд, черты. Вместе с тем она всегда будет стремиться к мобильности, целесообразности, удобству, практичности, раскрепощенности и естественности.
Кому-то она будет нравиться, а кому-то - нет. Но, как известно, "о вкусах не спорят", а человека вне моды не было, нет и не будет.
Принято считать, что мода, как яркая бабочка, живет одним днем. Появилась, вскружила головы - и нет ее. Однако это было бы чересчур просто, а мода не признает однолинейной простоты. Итак, мода - это особое явление в психологии человека, основанное на представлениях о "модности" и "немодности". В моде ярко проявляется зарождение подражания. С социально-психологической точки зрения, мода - это стремление к неповторимости, индивидуальности.
Феномен моды в том, что она единая, непостоянная и переменчивая. В этом и есть ее особая динамичность. А суть моды в том, что на смену модному приходит что-то еще моднее и первое отходит на задний план.
"Модность"
способствует распространению
К факторам модности относятся престиж, утилитарность, эстетичность и т.д. Люди часто подражают тем, кого считают своими кумирами. Они как бы заражаются вирусом подражания.
Таким
образом, в стремлении быть модными
как кумиры, люди, сами не замечая
того, теряют свою индивидуальность, становясь
такими же как масса им подобных.
Следование моде повышает престиж человека.
Оно же регулирует его эмоциональное
состояние. Мода приобщает людей
к новому, выполняя инновационную
функцию. Наконец, следование моде часто
способствует самоутверждению личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гофман, Л.Б., Леакович В.П. Обычай как форма социальной регуляции / Л.Б. Гофман, В.П. Леакович // Советская этнография. - 1973. - № 1. - С. 14.
2. Культурология. XX век: энциклопедия. – т. 2. – СПб.: Университетская книга. – 1998. – 447с
3. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.1/М.В. Алпатов. - М., 1972.-448с.
4. Мерцалова М.Н. История костюма / М.Н. Мерцалова. - М., 1972.-200с.
5. Социология: энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М, Евелькин и др. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1312с.
6. Захаржевская Р.В. Мода и гуманизм/ Р.В. Захаржевская // Мода: за и против. - М., 1973.-103с.