Нравственная регуляция общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Чем больше развивается культура, тем больше жизнь людей подчиняется принципам нравственности и тем более «человечной» она становится. Стремление к добру, к моральному совершенству свойственно человечеству потому, что в этом стремлении выражается, раскрывается и создается «человечность» — специфика и сущность человека как особого феномена в системе мироздания. Ориентируясь на нравственные идеалы, люди делают себя чем-то лучшим, чем просто биологическое существо, которое только ест, пьет и размножается.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1 Нравственность……………………………………………………………..
1.1 Мораль………………………….…………………………………………
1.2 Поведение человека. Уровни регуляции поведения…………………...
2 Исследовательская часть…..……………………………………………….
2.1 Методика исследований………………………………………………….
2.2 Результаты исследований…………………………………………………

2.3 Содержание регулятивных действий……….…………………………24

Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственная регуляция общественных отношений. Рогачевский.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..

3

 

1 Нравственность……………………………………………………………..

 

4

1.1 Мораль………………………….…………………………………………

6

1.2 Поведение  человека. Уровни регуляции поведения…………………...

13

   

2 Исследовательская  часть…..……………………………………………….

20

2.1 Методика  исследований………………………………………………….

2.2 Результаты исследований…………………………………………………

20

22

2.3 Содержание  регулятивных действий……….……………………………

24

 

Библиографический список…………………………………………………..

 

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Чем больше развивается культура, тем больше жизнь людей подчиняется принципам  нравственности и тем более «человечной» она становится. Стремление к добру, к моральному совершенству свойственно  человечеству потому, что в этом стремлении выражается, раскрывается и создается «человечность» —  специфика и сущность человека как  особого феномена в системе мироздания. Ориентируясь на нравственные идеалы, люди делают себя чем-то лучшим, чем  просто биологическое существо, которое  только ест, пьет и размножается.

Современная этика, критически анализируя различные  подходы к решению вопроса  о происхождении и сущности морали, считает, что она возникает в  процессе становления человека как  родового существа, является его духовной сущностью, определяется требованиями жизни, а не навязывается извне. Причем ее отдельные элементы возникли и  формировались не одновременно. Сначала  возникает практика нравственных отношений. Следующим этапом развития морали является групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе. И, наконец, на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации. Это относится к периоду разложения родового строя и возникновению рабовладельческого общества.1

Основной  целью курсовой работы является изучение способов регуляции поведения общественности.

Так как  нравственная регуляция связана  с такими понятиями как «нравственность», «мораль», «морально-правовая регуляция» уместно было поставить основными  задачами изучение именно этих понятий.

 

 

1 НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность  характеризуется специфическими качествами. Их содержание мы можем рассмотреть  на примере знаменитого «золотого  правила» — универсального правила  нравственного поведения, сформулированного  еще на заре человеческой цивилизации  и, с небольшими вариациями, воспроизводящегося у разных народов. Звучит оно так; не делай другим того, чего себе не желаешь. Сразу обращает внимание повелительность (императивность) правила, свойственная всем нравственным нормам. Нельзя представить  себе предписание, начинавшееся словами  «хорошо бы» или «давайте попробуем». Нравственная норма — это всегда требование.2

Также следует  отметить, что «золотое правило» не локализовано — ни ситуативно, ни во времени. Нравственное требование вроде  «если ты пребываешь в хорошем  настроении (или вернулся с работы, полетел в космос и т.п.), не делай  другим того, чего себе не желаешь», нелепо. Моральная норма всегда вневременна  и универсальна.3

Еще одной  характерной чертой «золотого правила» является его общечеловеческая значимость. Для него нет исключений. Адресатом  требования является каждый человек  независимо от его социального или  финансового положения, прошлых  заслуг и т.д. Причем (и это еще  одна важная черта нравственного  требования) выполнение того или иного  предписания — дело сугубо добровольное, личное. Доброе дело, совершенное под  принуждением, перестает быть добрым, теряет свое нравственное содержание. Нравственным считается тот человек, который совершает должный поступок из опасения потерять самоуважение и  уважение других людей, а не потому, что боится сесть в тюрьму или  загробных мук.4

Возвращаясь к «золотому правилу», следует  отметить еще одно специфичное свойство нравственности — антиномичность (или  противоречивость). С одной стороны, нормы морали требуют от человека личной незаинтересованности, своеобразного  бескорыстия в их выполнении. С  другой — соблюдение этих норм способствует лучшей адаптации в коллективе (в  этом регулятивный смысл нравственности), т.е. приносит определенные выгоды. По этому поводу немецкий философ Шопенгауэр заметил, что суть правила «не  делай другим того, чего себе не желаешь» — в циничном выражении «ты  мне, я тебе».5

Итак, к  главным свойствам морали относятся  следующие:

1. Императивность. Нормы нравственности всегда  формулируются в повелительном  наклонении (например, «не лги», «не  убий» и т.д.).

2. Универсальность.  Требования нравственности неизменны  в любой сфере человеческого  бытия, не локализуются ни ситуативно, ни во времени.

3.    Общезначимость. Нравственные предписания  распространяются на всех людей  без исключения. Для нравственности  неприемлема избирательность в  оценках происходящего (например, «двойная» мораль). За рамки нравственного  поля человека не выводят ни  прошлые заслуги, ни происхождение,  ни финансовое положение.

4.   Антиномичность, Например, противоречивость  утверждений о необходимости  делать добро, потому что это  выгодно (целесообразно), и о том,  что добро должно быть бескорыстным; или требование «не убий» и  одновременно представления о  воинском долге. Причин антиномичности  морали много. Главная заключается в том, что нравственность, отражая динамику человеческого бытия, развивается сама, и это развитие — сложный диалектический процесс, который включает и архаичные представления о должном, и совсем новые, перспективные, конкретные требования здравого смысла и этические максимы.

5.   Внеинституциональность. Нравственность, в отличие от других форм  общественного сознания, социально  не структурирована. Ее нормы  не фиксируются в специальных  документах, не обеспечиваются мерами  принуждения с помощью специального  аппарата, не контролируются должностными  лицами в особых учреждениях.  Нормы нравственности поддерживаются  силой общественного мнения или  личной убежденностью человека, носят неофициальный характер. Их  нарушение не наказывается, но  приводит к применению моральной  санкции в форме осуждения,  причем это может сделать любой  человек или общество в целом.6

1.1 МОРАЛЬ

Мораль  является сферой и способом регуляции  общественных отношений. Она претендует на абсолютность, чтобы быть последней  ценностной опорой человеческого существования. Поэтому очень важно выяснить, что составляет структуру морали. Структура морали многоярусна и  многопланова, существует несколько  вариантов раскрытия ее структуры:

– биологический – рассматривает мораль на уровне отдельного организма и на уровне популяции;

– психологический – раскрывает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм;

– социологический – выясняет общественные условия, в которых складываются нравы и роль морали для поддержания устойчивости общества;

– нормативный – формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;

– личностный – видит те же идеальные представления в личностном преломлении в качестве факта индивидуального сознания; напрямую связан с этикой перфекционизма;

– философский – представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.7

Очевидно, что при рассмотрении структуры  морали приходится учитывать все  эти аспекты: психологические свойства индивидов, нравственные мотивы, ценности, правила, достоинства, что приводит к выводу о весьма условном  структурировании морали.8

Самый простой  вариант структуры морали вытекает из определения морали как единства:

– нравственного (морального) сознания;

– нравственных (моральных) отношений;

– нравственной (моральной) практики.9

Моральное сознание формируется в  процессе воспитания и самовоспитания человека. В зависимости от того, кто выступает субъектом, в моральном  сознании можно различать личностные и общественные элементы.10

К личностным элементам относятся субъективные мотивы поступков данного индивида, присущие ему в их уникальном содержании чувства совести, стыда, самооценки, убеждения. В моральном сознании выделяют рациональные, эмоциональные  и волевые качества личности, имеющие  нравственное значение. К рациональным качествам относятся представления, понятия, убеждения. К эмоциональным  качествам – нравственные чувства. Активность и пассивность, решительность  и нерешительность, мужество и трусость являются волевыми качествами. Структурная  модель индивидуального морального сознания различается по уровням, или  степени, осознания человеком мотивов  своего поведения: уровни подсознательных  побуждений к действиям, обыденного нравственного сознания, сознательной убежденности.11

В общественном моральном сознании различают уровень  общественной (групповой) морали, идеологический уровень нравственного сознания и высший научно-теоретический уровень. Общественные элементы проявляются  в виде норм, ценностей, принципов, законов, понятий, идеалов.12

Наиболее  полно специфика и сущность морали раскрывается в ее регулятивном функционировании. Поэтому для этического анализа  морального сознания важнее всего рассмотреть  его функциональную структуру. Структурными компонентами морального сознания и  нравственной регуляции являются: понятия, нормы, принципы, ценности, идеалы и  законы.

Простейшая форма морали – понятия (основные категории для выражения связей и отношений в вещах), дающие нам возможность составить представление о сфере морали. Все понятия закрепляются в нашем сознании и позволяют рассуждать о моральном и аморальном поведении.  
Мы знаем, что мужество, честность, порядочность являются высокоморальными качествами, а воровство, предательство – аморальными качествами. 13

Нормы  – это эталонные образцы общепринятого действия и мироотношения. Нормы не сводятся к определению только внешней линии поведения, а претендуют на то, чтобы нормировать внутренний мир человека и там приобретать нравственные качества (благоразумие, щедрость).  
В этом смысле нормой является гуманное поведение, вежливость и честность. Так же у человека присутствуют нормативные переживания, одобряемые моралью.14

Далее следует нравственный принцип (эгоизм, альтруизм и т. д.). Принципы – это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил. В принципах выражаются универсальные формулы поведения. Если ценности, идеалы – явления прежде всего эмоционально-образные, а нормы вообще не могут осознаваться и действуют на уровне моральных привычек и бессознательных установок, то принципы – феномен рационального сознания. Например, принципы справедливости, равноправия, сочувствия, рефлексивности морали, взаимопонимания и другие являются условиями нормального общежития всех людей.15

Верность  избранной моральной системе (принципиальность) издавна считалась достоинством личности. Однако сам принцип абстрактен, поэтому на следующей ступени моральной структуры стоят ценности и идеалы как конечная цель, к которой направленно нравственное развитие.16

Ценности – это образцы поведения и мироотношения, признанные в качестве ориентира, которые утверждаются в нормах. Когда говорят «будь честен», имеют в виду, что честность – ценность. Человеческие ценности имеют иерархию, т. е. существуют ценности более низкого и более высокого уровня. По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).17

Высшие ценности, выступающие как  высшие цели личностного развития, называются идеалами. Идеалы выражают стремление к нравственному самосовершенствованию. По интерпретации идеала выделяются следующие учения: гедонистические (киренаики), утилитаристские (софисты,  Дж. Милль, марксизм), перфекционистские (Платон, Августин, Б. Спиноза, В. Соловьев, Н. Бердяев), гуманистические (А. Шопенгауэр, Э. Фромм), ригористические (И. Кант). 18

Высшим  компонентом этического знания и  системы нравственной регуляции  является закон. Законы этики имеют всеобщий характер. Они носят организующее, ограничивающее, сдерживающее, умеряющее значение. Стимулируют соответствующее ему (т. е. закону) поведение. Примером этических законов может являться «золотое правило». Первые упоминания о «золотом правиле» относятся к середине первого тысячелетия до нашей эры. Его мы находим в «Махабхарате», в изречениях Будды, Конфуция, из древнегреческих источников следует указать на Гомера и Геродота. В Средневековье «золотое правило» упоминается в Евангелиях, Нагорной проповеди. «Золотое правило» зафиксировано в Коране. Оно входит в социально-договорную концепцию Т. Гоббса, выступая в качестве критерия «естественного закона». Дж. Локк видит в «золотом правиле» основу общественной добродетели. В современной этике полную характеристику «золотого правила» предложил Г. Райнер. Он выделил три формы «золотого правила». 1. Правило вчувствования: «не делай другому то, что не желаешь себе». 2. Правило автономии: «не делай сам того, что ты находишь не похвальным в другом». 3. Правило взаимности: «как вы хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, поступайте  так же и вы по отношению к ним». Таким образом, «золотое правило» – это формула отношения человека к себе через отношение к другим. Оно предлагает нормы, которые имеют достоинство всеобщности, т. е. закона.19

Информация о работе Нравственная регуляция общественных отношений