Нравственная регуляция общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Чем больше развивается культура, тем больше жизнь людей подчиняется принципам нравственности и тем более «человечной» она становится. Стремление к добру, к моральному совершенству свойственно человечеству потому, что в этом стремлении выражается, раскрывается и создается «человечность» — специфика и сущность человека как особого феномена в системе мироздания. Ориентируясь на нравственные идеалы, люди делают себя чем-то лучшим, чем просто биологическое существо, которое только ест, пьет и размножается.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1 Нравственность……………………………………………………………..
1.1 Мораль………………………….…………………………………………
1.2 Поведение человека. Уровни регуляции поведения…………………...
2 Исследовательская часть…..……………………………………………….
2.1 Методика исследований………………………………………………….
2.2 Результаты исследований…………………………………………………

2.3 Содержание регулятивных действий……….…………………………24

Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственная регуляция общественных отношений. Рогачевский.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

Мораль  является функциональным образованием. Однако для понимания сущности и  специфики морали одного нравственного  сознания недостаточно. Следующую группу структуры морали составляют компоненты нравственных (моральных) отношений. В  эти отношения включены межиндивидуальные  связи и отношения между людьми, отношения между личностью и  коллективом и взаимодействия целых  человеческих сообществ. 20

Последняя группа структуры морали основывается на компонентах нравственной (моральной) практики. Она включает моральные  поступки (действие или отсутствие действия) и совокупность поступков (линию поведения). Моральная практика опирается на моральные принципы, которые выражают универсальные формулы поведения. В простых ситуациях человек пользуется этими принципами и соблюдает правила поведения автоматически. Если привычки становится недостаточно и человек не знает, как лучше поступить, включается моральная рефлексия, позволяющая определить линию поведения.21

Все компоненты морали связываются между собой; в зависимости от выполненных  нравственных задач они складываются во все новые структуры. О морали можно говорить как о системе (кодексе) вменяемых человеку норм и  ценностей – универсальных и  абсолютных или партикулярных и  относительных и сфере индивидуального  самополагания личности – свободного или предопределенного какими-то внешними факторами.

Очевидно, что вскрытые  компоненты структуры морали служат регуляторами общественной жизни и являются ограничениями. Рестриктивность (ограничение) морали обнаруживается в нормативности, оценочности и императивности.22

Нормативность морали  реализуется с помощью норм. Можно выделить два типа моральных норм: запреты, указывающие недопустимые нормы поведения; образцы, желаемые варианты поведения.

Мораль  всегда оценивает поступки и мысли  людей, одобряет или порицает их, в  этом ее оценочность, которая заключается в самооценке человеком своих деяний и поступков, в оценке другими людьми и обществом поведения человека. Формы оценочности представляют собой одобрение, согласие или несогласие и порицание.23

Одобряя или порицая, мораль повелевает, как  следует себя вести и как необходимо мыслить. В этом проявляется ее императивный характер.Императивность (категорический императив, по И. Канту) представляет собой требование определенного поведения, выполнения предписаний морали. Объективный критерий истинности морали – это соответствие деятельности социальных единиц интересам общества. 

1.2 ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. УРОВНИ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Поведение - это наиболее широкое понятие, характеризующее  взаимодействия живых существ с  окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Фундаментальной  составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться  к среде, то активность - приспосабливать  среду к себе. Чем выше уровень  организации живого организма, тем  большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У  человека высшим уровнем активности является активность личности, которая  позволяет ему решать сложные  задачи, связанные с преобразованием  не только предметного материального  мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего.24 
Элементарные акты поведения отмечают уже у одноклеточных организмов. И хотя их действия складываются в основном из автоматического перемещения в сторону раздражителя или от него, но и здесь наблюдаются элементарные акты обратной связи, что дает возможность осуществлять выбор, например, между пищевым и непищевым раздражителем. Для растений характерны тропизмы -направленные движения, вызванные воздействием различных факторов среды (света, притяжения, химических веществ и т. п.). Еще более сложные формы поведения можно наблюдать у животных. Во-первых, оно более активно, хотя в целом носит реактивный приспособительный характер; во-вторых, здесь появляется способность к ориентировке причем по отношению к биологически нейтральным воздействиям; в-третьих, наряду с врожденной инстинктивной формой поведения все большую роль начинает играть приобретаемая индивидуально-изменчивая ферма поведения. Постепенно это приводит к тому, что у высших животных появляется способность экстраполировать прежний опыт на новые жизненные ситуации. Поведение же человека приобретает сознательный, целенаправленный характер, что дает ему возможность планировать будущее, широко использовать язык для фиксации этих планов и передачи их будущим поколениям через обучение. Только у человека поведение приобретает форму деятельности, где реализуется наиболее полно его активность, регулируемая сознательно поставленной целью.25 
Поведение - это система сложных актов, регулируемых на различных уровнях. В.А.Лисичкин, Л.А.Шелепин, Б. В. Боев выделяют биохимический, биофизический, информационный, психологический уровни регуляции. 
В биохимической регуляции принимает участие определенный набор особых веществ, называемых гормонами. Например, у млекопитающих известно более 40 гормонов. Под их контролем протекают все этапы развития организма, все основные процессы жизнедеятельности, многие виды клеточного обмена. На внешнем уровне взаимодействие организмов регулируется набором управляющих веществ, называемых телергонами. В отличие от гормонов они выводятся в окружающую среду, где действуют на особи того же или другого вида. Они могут обеспечивать узнавание особей разного пола, служить сигналом тревоги, обозначать территорию и другое. У человека роль гормонов в регуляции процессов в организме остается достаточно значительной, а вот роль телергонов существенно снижается. Хотя они и продолжают выполнять определенные функции. Хорошо известно, что интенсивная умственная работа сопровождается повышенным потоотделением. Эмоции страха, тревоги также связаны с определенными химическими изменениями в организме. Поэтому, например, собака по запаху может определить, что ее боятся. Каждый человек имеет свой специфический запах, который может привлекать или отталкивать других людей. Этим широко пользуются парфюмеры, конструирующие запахи, которые, влияя на подсознание, способствуют установлению разных по модальности контактов, влияют на характер и продуктивность общения.26 
В биофизической регуляции принимают участие различные физические поля как внешние, так и вырабатываемые самим организмом. К ним относят электрические, магнитные, электромагнитные, акустические поля. В последние годы широко обсуждается проблема существования биологического поля. Такого рода поля используются организмами в процессе жизнедеятельности, например: магнитные поля играют значительную роль при ориентации птиц при перелетах, акустические - в локации у летучих мышей, китов и т.п. Известно, что функционирование живой клетки немыслимо без электрической регуляции. Кроме того, для каждого органа имеются свои специфические электрические колебания. Так, для мозга, находящегося в состоянии активности, характерно наличие ?-волн, носящих ритмический характер с частотой 9-10 Гц и потенциалом 45 мкВ. Характер волн меняется в состоянии сна и бодрствования, в состоянии предъявления различных раздражителей. Эти факты широко используются в медицине. Например, с помощью электроэнцефалограмм можно диагностировать эпилептические, опухолевые, сосудистые, воспалительные заболевания, определять месторасположение, где протекает патологический процесс. 
Наряду с биохимической и биофизической регуляцией поведения можно говорить об особом уровне регуляции, называемом информационным. Мозг живых существ - открытая система, обменивающаяся с окружающей средой информацией; он также использует химический, биофизический, оптический, акустический и многие другие каналы связи. Однако главная его способность -обнаруживать, перерабатывать информацию, транслировать ее другим существам или неодушевленным предметам. Передаваемая информация облегчает поиск пищи и благоприятных условий обитания, защиту от врагов и вредных воздействий, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп и т.п. Обработка информации, оценка сигналов у высших животных связана с наличием у них первой сигнальной системы, базирующейся на безусловных и условных рефлексах. У человека информационный обмен поднимается на качественно новую ступень, где ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система. Это система сигналов на значение слова, и в основе ее лежит язык. Язык дает возможность обобщать информацию, и появление его связано с возникновением и развитием сознания, мышления. С формированием языка появляется совокупность актов поведения, совершаемых не с образами реальных предметов, а со знаками, символами, организованными определенным образом. Благодаря этому становятся возможными речь и общение как специфическая деятельность.27

Психический уровень регуляции является ведущим  в поведении человека, именно он позволяет осуществлять наиболее адекватный информационный обмен, дает возможность  приспосабливаться к жизненной  среде, создавать саму эту среду. Психическая регуляция возникает  на достаточно позднем этапе эволюционного  развития и главным образом определяет поведение организмов, обладающих нервной  системой. Основным признаком появления  психики является способность живых  организмов реагировать на абиотические факторы, т.е. такие факторы, которые  не удовлетворяют потребности непосредственно, а сигнализируют, что дальше последует  нечто важное. Например, лягушка  реагирует не на саму муху, а на движение, паук - на вибрацию паутины. Согласно А. Н. Леонтьеву, психика в своей  эволюции проходит ряд стадий: 
-стадию элементарной сенсорной психики, когда организм реагирует на отдельные раздражители; сюда относятся, например, насекомые; основной формой приспособительного поведения здесь является инстинкт; 
- стадию перцептивной психики (перцепция - это восприятие): здесь животное реагирует на всю совокупность условий (сюда относятся, например, млекопитающие); основной формой приспособительного поведения является навык, возникающий на базе условных рефлексов; 
- стадию интеллекта (например, человекообразные обезьяны, дельфины, слоны и некоторые другие), связанную с возникновением и функционированием интеллекта со способностью к обобщению, решению так называемых двухфазных задач (фаза приготовления и фаза достижения, удовлетворения потребности);28

- стадию  сознания, которое присуще только  человеку; данная стадия связана  с развитием мышления, языка, речи, способностью к прогнозированию,  саморегулированию; поведение здесь  приобретает форму деятельности. 
Основу сознания составляют не только и не столько безусловные и условные рефлексы, сколько сложные процессы саморегуляции по принципу рефлекторного кольца, связанные со способностью выбирать и конструировать альтернативные программы поведения, произвольно влиять на свои рефлексы, даже на безусловные (при специальной тренировке, например, в системе «йога»). Поэтому поведение человека носит очень сложный, вероятностный характер, что и обеспечивает ему необходимую ориентировку в окружающей среде, активное преобразование и создание этой среды.

Наиболее  полно поведение человека может  быть описано через характеристику соотношения реактивности и активности, которые выступают в роли системообразующего фактора самого поведения. Поскольку  человек - это многоуровневая иерархически организованная структура (биологический  индивид, социальный индивид, личность), то и поведение его определяется активностью и реактивностью, проявляющимися на разных уровнях.

Активность  и реактивность прежде всего выступают  как психодинамические характеристики поведения человека, т.е. характеристики, определяющие динамику психической  деятельности со стороны скорости, интенсивности, направленности и т.п. Реактивность здесь выполняет в  основном приспособительную, адаптивную функцию; активность направлена на приспособление ситуации, подчинение ее индивиду. При  всем при этом следует отметить, что здесь активность и реактивность чаще всего не зависят от содержания деятельности, ее мотивов и ценностей.29

Активность  и реактивность выступают, характеризуя уровень социального индивида, как  содержательные характеристики поведения  человека и определяются уже в  полной мере мотивами, ценностями, смыслами. Тем не менее и здесь реактивность дает возможность адаптироваться к  ситуации, а активность - ее преобразовывать. 
Активность и реактивность могут выступать и показателями ценности вкладов человека в решение общественных задач (уровень личности). Активность в этом случае характеризуется оптимальным сочетанием инициативы и исполнительности и по мере включения личностного фактора в процесс конкретного поведения может проявляться на нормативном, нормативно-личностном, личностно-продуктивном и продуктивно-творческом уровнях. Другими словами, поведение человека как личности определяется многими факторами и опосредовано его пониманием конкретной задачи, мировоззрением в целом, оценкой всех последствий действия, отношением к этому окружающих.30

Таким образом, поведение человека есть продукт  эволюции и общественного развития, особая форма взаимодействия с окружающим миром, где в отличие от животных все большее значение приобретают  высшие психические формы регуляции, которые носят активный, сознательный, целенаправленный характер и связаны  с мышлением, речью, нравственно-этическими нормами и правилами. Все это  дает человеку возможность быть существом  духовным и бездуховным, этичным  и неэтичным, миролюбивым и агрессивным, созидать и разрушать свою жизненную  среду, адаптироваться и адаптировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Конкретными задачами работы были: 1) выявление соотношения  между особенностями осознания  себя студентами и их склонностью  к нравственной регуляции поведения, 2) вычленение содержания и динамики регулятивных действий.

Регуляция поведения рассматривалась как  отбор человеком действий, направленных на реализацию приемлемого для него в нравственном отношении поведения. В процессе регуляции осуществляется контроль и оценка результатов своих  действий. Осуществление намерений  относительно своего поведения вызывает переживание успеха в овладении  собой и играет важную роль в становлении  личности. Специфика нравственной регуляции  поведения проявляется в его  соответствии с нормами морали, в  осознании важности такого своего поведения  для других и в связи с этим — исключении действий, наносящих  ущерб товарищу в ситуации совместной  деятельности. Предполагалось, что формирование нравственной регуляции  поведения связано как с внутренними их особенностями — уровнем самосознания, так и внешними — содержанием значимой для него совместной деятельности.

2.1 МЕТОДИКА

Вначале изучались особенности самосознания студентов, затем — содержание и  способы нравственной регуляции  их поведения. В первой части методики использовались приемы, благодаря которым выявлялись представления людей этого возраста о себе как учащемся и товарище среди сверстников. Использовался набор отпечатанных на карточках суждений, которые студент мог отнести к себе: 1) у меня хорошее поведение, 2) всегда стараюсь, 3) все делаю аккуратно, 4) я средний, 5) люблю вуз, 6) всегда подготовлен к уроку, 7) я плохой, 8) иногда балуюсь на лекциях, 9) плохо выполняю домашние задания, 10) обижаю товарищей, 11) люблю помогать другим, 12) я хороший.

Степень адекватности представлений о себе, их обобщенность и устойчивость изучались  с помощью выбора своего рангового  места по успеваемости среди одногруппников. В индивидуальной экспериментальной  беседе выявлялось отношение учащегося  к выполнению его ученических  обязанностей и его оценка себя по данному основанию. Беседа включала следующие вопросы: нравится ли вуз; что в ней больше привлекает; доволен  или не доволен учащийся собой; в  каких случаях; что он может сказать  о себе как учащемся.

Результаты, полученные на основании проведенных  опытов, сопоставлялись с реальными  успехами студентов в учении и  поведении, что позволило выявить  уровни их самосознания. В качестве показателей уровня самосознания были выделены следующие: степень адекватности представлений о себе и самокритичности, наличие обобщенного отношения  к себе, осознание своей индивидуальности, ориентация на самооценку.

Вторая часть экспериментальной работы была посвящена выявлению у учащихся особенностей нравственной регуляции поведения в условиях совместной деятельности. Для исключения случайности в действиях студентов менялись содержание деятельности, партнер, роль, которую он в ней выполнял (учителя или ученика, руководителя или исполнителя), мера зависимости от других участников. Студенты совместно выполняли общественно полезные, учебные и игровые задания. Вариативность ситуаций позволила изучать поведение людей в меняющихся обстоятельствах, которые требовали быстрой ориентации, умения корректировать свое поведение в соответствии с принятыми моральными нормами. Конкретными экспериментальными ситуациями были: взаимооценивание ранее выполненных на семинарах заданий, совместное решение арифметической задачи.

Выбор подобных ситуаций диктовался следующими обстоятельствами. В процессе взаимооценивания учащиеся показывали, насколько они могут  объективно относиться друг к другу, нет ли предвзятости, желания отомстить  за неудачу, подчеркивания своих  успехов и недооценки результатов  работы товарища, злорадства по поводу ошибок другого.

Информация о работе Нравственная регуляция общественных отношений