Нравственная регуляция общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Чем больше развивается культура, тем больше жизнь людей подчиняется принципам нравственности и тем более «человечной» она становится. Стремление к добру, к моральному совершенству свойственно человечеству потому, что в этом стремлении выражается, раскрывается и создается «человечность» — специфика и сущность человека как особого феномена в системе мироздания. Ориентируясь на нравственные идеалы, люди делают себя чем-то лучшим, чем просто биологическое существо, которое только ест, пьет и размножается.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1 Нравственность……………………………………………………………..
1.1 Мораль………………………….…………………………………………
1.2 Поведение человека. Уровни регуляции поведения…………………...
2 Исследовательская часть…..……………………………………………….
2.1 Методика исследований………………………………………………….
2.2 Результаты исследований…………………………………………………

2.3 Содержание регулятивных действий……….…………………………24

Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственная регуляция общественных отношений. Рогачевский.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

Принятие  на себя определенной роли при совместном выполнении учебных заданий позволяло  выявить характер отношений между  участниками деятельности: стремление либо к власти и подчеркиванию  своего превосходства, либо к взаимопомощи.

Совместное  выполнение общественно полезного  задания более явно могло показать способность и стремление  к  сотрудничеству с другими участниками  деятельности. Еще более очевидно необходимость в сотрудничестве обнаруживалась в игровых ситуациях.

Показателями  проявления нравственной регуляции  поведения были: наличие объективности  взаимооценок, учет интересов другого, желание оказать помощь, заинтересованность в работе товарища, дружелюбие. Об отсутствии нравственной регуляции поведения  в определенной ситуации можно было судить по таким проявлениям, как  подчеркивание неудач товарища, хвастовство, злоупотребление ролью старшего и др.

Выявленные  особенности осознания себя и  регуляции поведения были прошкалированы, и на этой основе получены количественные данные, характеризующие их соотношение. Испытуемыми были учащиеся Поволжской ГАФКСиТ, а именно студенты 132 группы.

2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ

На основании  анализа полученного материала  учащиеся распределились на такие группы: наиболее многочисленную первую группу (57 %) составили учащиеся, поведение  которых характеризовалось стабильностью  отношений к другим участникам независимо от содержания деятельности и принимаемой на себя роли. Для этой группы характерны высокая результативность действий, ориентация на конечный результат деятельности, большая заинтересованность в действиях других. Осознание себя также характеризовалось высоким уровнем: адекватностью самооценки и проявлениями самокритичности.

Вторая  группа учащихся (33 %) лишь частично включалась в совместную деятельность во всех экспериментальных ситуациях, кроме игр. Испытуемые этой группы как бы перекладывали ответственность за выполнение заданий на другого. Они не включались в деятельность даже при выполнении трудового задания и при самостоятельном выборе партнера, когда необходимость в сотрудничестве была более явной, чем при выполнении, например, учебного задания. В этой группе оказались учащиеся, которые стремились только к собственному успеху, и если он не был очевиден, то они переставали действовать. Этих студентов уже характеризует определенная избирательность в общении, которая сказывалась на их отношении к совместному выполнению задания. Заторможенность нравственного поведения этих учащихся, возможно, связана с подчеркнутым стремлением к собственному успеху, определенной замкнутостью, некоторой общей пассивностью, проявляемой не только при выполнении экспериментальных заданий, но и в обычных условиях обучения. Для этой группы характерен низкий уровень осознания себя — чрезвычайно завышенная самооценка, пониженная самокритичность, слабое осознание своей индивидуальности. Можно предположить, что при подобной безучастности, сосредоточенности только на себе в совместной деятельности может сформироваться поведение с определенной нравственной ущербностью.

Наконец, небольшую группу испытуемых (10 %) составили  учащиеся, проявившие признаки отрицательности  поведения независимо от содержания совместной деятельности. Сюда вошли  хорошо успевающие ученики, которые  заботились только о своем успехе, проявляли высокомерное отношение  к своему партнеру. Этим студентам  свойственны вполне адекватное представление  о себе, самокритичность и осознание  своей индивидуальности. Но в совместной деятельности высокий уровень осознания  себя не оказывал регулирующего воздействия  на их поведение.

 

2.3 СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ 

Как показывают экспериментальные материалы, наибольшее количество действий, направленных на нравственную регуляцию поведения, наблюдается в ситуации трудовой совместной деятельности. При этом наиболее необходимыми оказываются  усилия, направленные на само дело; активность же, обращенная к соучастнику совместной деятельности, выражена меньше. При  выполнении учебного задания, когда  необходимость в сотрудничестве не столь очевидна, ориентация на другого  оказывается более выраженной, что, видимо, связано с большими трудностями, которые это задание вызывает.

Регулятивные  действия различаются не только по характеру направленности — на дело, товарища, на себя, но и по степени  заинтересованности в общении с  другими, по интенсивности взаимодействий с ними при выполнении совместной работы. К регулятивным действиям, направленным непосредственно на дело, можно отнести следующие: 1) обдумывание и планирование своих действий, 2) демонстрация заинтересованности в самой работе, 3) заинтересованность в качестве работы и ее конечного результата, 4) взятие на себя ответственности за выполнение задания. Регулятивные действия, направленные на обеспечение сотрудничества, проявлялись: 1) в объединении усилий, направленных на выполнение совместного задания, 2) в учете и использовании возможностей другого, 3) в подчеркивании нужды в другом, 4) в демонстрации удовлетворенности от совместного и качественного выполнения работы, 5) в стремлении помочь другому, поддержать у него желание работать дальше.

Опыт  нравственной регуляции поведения  студентов, преодоления эгоцентризма приобретался благодаря содержанию деятельности и возникающей в  процессе выполнения совместного задания  взаимозависимости, выражаемой в соответствующих  регулятивных действиях. Эти действия способствовали формированию таких  нравственных качеств, как дружелюбие и доброжелательность, внимательное отношение к товарищу, взаимопомощь и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Горелов, А.А. Этика [Текст] : Учебное пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта, 2007. - 416 с. - (Библиотека студента). - ISBN 978-5-89349-876-9 : 132-00.
  2. Гусейнов, А.А. Этика [Текст] : Учебник для вузов (Гриф МО) / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 1998. - 472 с. - ISBN 5-7762-0043-1 : 27-00.
  3. Словарь по этике [Текст] / Под ред. И.С.Кона. - 4 -е изд. - М. : Политиздат, 1981. - 430 с. - 1-60.
  4. Александров, Д.Н. Логика. Риторика. Этика [Текст] : Учебное пособие / Александров, Дмитрий Николаевич. - 3-е изд. - М. : Наука, 2004. - 168 с. - ISBN 5-02-022714-5 : 74-00.
  5. Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение [Текст] / С. Ф. Анисимов. - М. : Мысль, 1979. - 142 с. - 5-00.
  6. Гарин, И.И. Что такое этика, культура, религия? [Текст] / И. И. Гарин. - М. : Терра, 2002. - 848 с. - ISBN 5-275-00477-х : 165-00.
  7. Гусейнов, А.А. Введение в этику [Текст] / А. А. Гусейнов ; Под ред. Пазиловой В.П. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 208 с. - 0-80.
  8. Назаров В.Н. Прикладная этика [Текст] : Учебник для вузов (Гриф УМО) / Назаров, Владимир Николаевич. - М. : Гардарики, 2005. - 302 с. - ISBN 5-8297-0242-8 : 197-46.
  9. Философия и этика [Текст] : Сборник научных трудов; К 70-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. Апресян Р.Г. - М. : Альфа-М, 2009. - 800 с. - (РГНФ). - ISBN 978-5-98281-172-1 : 300-00.
  10. Социальная экология: учебное пособие. Автор: Горелов А.А, издательство: Флинта, МПСИ 2008 г.
  11. Деловое общение: учебное пособие. Автор: Кузнецов И.Н, издательство: Дашков и К, 2012 г.
  12. Профессиональная этика. Учебник для высших учебных заведений. Издательство: Петрополис 2006 г.
  13. Юридическая этика: учебное пособие. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА 2010 г.
  14. Логика. Риторика. Этика: учебное пособие. Автор: Александров Д.Н, издательство: Наука 2007 г.
  15. Этика делового общения. Часть 1. История этических учений: монография. Автор: Симонова Т.А., издательство: РГОТУПС 2007 г.
  16. Психология и этика делового общения: учебник. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА 2010 г.
  17. Деловой этикет. Учебное пособие. Авторы: Макаров Б.В., Непогода А.В, издательство: Феникс 2010 г.
  18. Организационное поведние. Основы управления: учебное пособие для высших учебных заведений, Авторы: Джордж Дж.М, Джоунс Г.Р, издательство: ЮНИТИ-ДАНА 2003 г.
  19. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. Авторы: Романова Н.Н, Филиппов А.В, издательство: Флинта, Наука 2009 г.
  20. Экология человека и культура: учебное пособие. Автор: Петров К.М, издательство: Химиздат 1999 г.
  21. Правоведение: учебник. Автор: Леонтьев О.В, издательство: СпецЛит 2010 г.
  22. Естественное нравоучение. Издательство: Типо. Э.Арнгольда 1890 г.
  23. Новое учение о нравственности. Автор: Менгер А, 1906 г.
  24. Правила светской жизни и этикета. Авторы: Юрьев, Владимирский, издательство: Тип. И лит. Тиханова.
  25. Этика и борьба за существование. Автор: Стефен Л. 2000 г.
  26. Профессионально-этический кодекс: учебно-методическое пособие. Автор: Медведева Г.П, издательство: КГТУ 2004 г.
  27. Доброе слово. Авторы: Головкина С.Х. Овсянникова Т.Г, издательство: Педагогическая литература 2009 г.
  28. Задачи этики. Автор: Кавелин К.Д, издательство: Спб 1996 г.
  29. Деловой этикет. Учебное пособие. Авторы: Макаров Б.В, Непогода А.В, издательство: Феникс 2010 г.
  30. Философия и социология права: учебное пособие для высших учебных заведений. Автор: Жоль К.К, издательство: ЮНИТИ-ДАНА 2005 г.

 

 

1 Горелов, А.А. Этика [Текст] : Учебное пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта, 2007. - 416 с. - (Библиотека студента). - ISBN 978-5-89349-876-9 : 132-00.

2 Гусейнов, А.А. Этика [Текст] : Учебник для вузов (Гриф МО) / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 1998. - 472 с. - ISBN 5-7762-0043-1 : 27-00.

3 Словарь по этике [Текст] / Под ред. И.С.Кона. - 4 -е изд. - М. : Политиздат, 1981. - 430 с. - 1-60.

4 Александров, Д.Н. Логика. Риторика. Этика [Текст] : Учебное пособие / Александров, Дмитрий Николаевич. - 3-е изд. - М. : Наука, 2004. - 168 с. - ISBN 5-02-022714-5 : 74-00.

5 Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение [Текст] / С. Ф. Анисимов. - М. : Мысль, 1979. - 142 с. - 5-00.

6 Гарин, И.И. Что такое этика, культура, религия? [Текст] / И. И. Гарин. - М. : Терра, 2002. - 848 с. - ISBN 5-275-00477-х : 165-00.

7 Гусейнов, А.А. Введение в этику [Текст] / А. А. Гусейнов ; Под ред. Пазиловой В.П. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 208 с. - 0-80.

8 Назаров В.Н. Прикладная этика [Текст] : Учебник для вузов (Гриф УМО) / Назаров, Владимир Николаевич. - М. : Гардарики, 2005. - 302 с. - ISBN 5-8297-0242-8 : 197-46.

9 Философия и этика [Текст] : Сборник научных трудов; К 70-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. Апресян Р.Г. - М. : Альфа-М, 2009. - 800 с. - (РГНФ). - ISBN 978-5-98281-172-1 : 300-00.

10 Социальная экология: учебное пособие. Автор: Горелов А.А, издательство: Флинта, МПСИ 2008 г.

11 Деловое общение: учебное пособие. Автор: Кузнецов И.Н, издательство: Дашков и К, 2012 г.

12 Профессиональная этика. Учебник для высших учебных заведений. Издательство: Петрополис 2006 г.

13 Юридическая этика: учебное пособие. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА 2010 г.

14 Логика. Риторика. Этика: учебное пособие. Автор: Александров Д.Н, издательство: Наука 2007 г.

15 Этика делового общения. Часть 1. История этических учений: монография. Автор: Симонова Т.А., издательство: РГОТУПС 2007 г.

16 Психология и этика делового общения: учебник. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА 2010 г.

17 Деловой этикет. Учебное пособие. Авторы: Макаров Б.В., Непогода А.В, издательство: Феникс 2010 г.

18 Организационное поведние. Основы управления: учебное пособие для высших учебных заведений, Авторы: Джордж Дж.М, Джоунс Г.Р, издательство: ЮНИТИ-ДАНА 2003 г.

19 Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. Авторы: Романова Н.Н, Филиппов А.В, издательство: Флинта, Наука 2009 г.

20 Экология человека и культура: учебное пособие. Автор: Петров К.М, издательство: Химиздат 1999 г.

21 Правоведение: учебник. Автор: Леонтьев О.В, издательство: СпецЛит 2010 г.

22 Естественное нравоучение. Издательство: Типо. Э.Арнгольда 1890 г.

23 Новое учение о нравственности. Автор: Менгер А, 1906 г.

24 Этика и борьба за существование. Автор: Стефен Л. 2000 г.

25 Правила светской жизни и этикета. Авторы: Юрьев, Владимирский, издательство: Тип. И лит. Тиханова.

26 Профессионально-этический кодекс: учебно-методическое пособие. Автор: Медведева Г.П, издательство: КГТУ 2004 г.

27 Доброе слово. Авторы: Головкина С.Х. Овсянникова Т.Г, издательство: Педагогическая литература 2009 г.

28 Задачи этики. Автор: Кавелин К.Д, издательство: Спб 1996 г.

29 Деловой этикет. Учебное пособие. Авторы: Макаров Б.В, Непогода А.В, издательство: Феникс 2010 г.

30 Философия и социология права: учебное пособие для высших учебных заведений. Автор: Жоль К.К, издательство: ЮНИТИ-ДАНА 2005 г.

 


Информация о работе Нравственная регуляция общественных отношений