Нравственные конфликты и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:21, контрольная работа

Краткое описание

Целью является анализ условий и особенностей возникновения и протекания нравственных конфликтов, поиски путей их разрешения. В задачи работы входит: определение понятия и выделение видов конфликта; характеристика причин моральных конфликтов; исследование путей предупреждения и разрешения моральных конфликтов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Природа конфликта……………………………………………………..5
Динамические характеристики конфликта…………………………………5
Возникновение конфликтной ситуации и сигналы конфликта…………..7
ГЛАВА 2. Осознание конфликта и его источники……………………………..10
2.1. Толерантность и конфликтность в действиях участников конфликта…….18
2.2. Завершение конфликта и готовность сторон к его разрешению…………..22
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная главная.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Ощущение дискомфорта, как правило, сопровождается нарастанием неудовлетворенности, недовольства, что проявляется в интонациях, жестах, мимике и, конечно в речи. И хотя ощущение недовольства еще само по себе не конфликт, всё же это скрытая, латентная его форма.

К примеру, учитель просит его заменить, поскольку ему необходимо попасть к врачу. Коллега соглашается, но, испытывая напряжение, раздражение, бурчит: «Всё я, да я». Его недовольство в такой момент может превратиться в следующий раз в разногласие или в противодействии. Скажем, в следующий раз он может сказать, что и самому срочно куда-то надо, или что пусть кто-то другой его заменит и т.д.

Когда возник симптом  противостояния, в нем звучат нотки  категоричности: «Все равно не буду»  или «Кто хочет, только не я».

 Иногда конфликт развивается как череда конфликтных событий. Противостояние может довольно долго сохранять допустимые пределы, но может перерасти в противоборство, когда возникает ситуация, в которой действует принцип «Все средства хороши». [7,64, 83-87]

Многие авторы считают, что обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией, суть которой состоит в возникновении противоречия между людьми (их целями, действиями, мотивами, стремлениями и т.д.). Так называемые организационные, или трудовые, конфликты могут возникать вследствие неожиданного появления таких объективных ситуаций, которые становятся угрозой для конкретного человека или группы людей. Предположим, возникла ситуация, когда производство должно быть сокращено, а соответственно это грозит увольнением. Сотрудники начинают волноваться: чьи интересы будут затронуты, кого уволят, сократят? Безусловно, такие объективные ситуации могут быть, но хочется сказать еще о том, что в любой объективной ситуации присутствует субъективный фактор — то, как это будет сделано. Одно и то же увольнение может быть осуществлено максимально справедливо, на основе определенных, открыто предъявленных принципов, предположим, сокращению подлежат все специалисты со стажем работы на данном предприятии до одного года, имеющие низкие производственные показатели и т.д. Тогда каждый может понять и принять эти правила. Другое дело, когда одного человека оставляют, а другого с такими же данными увольняют. Тогда возникает ситуация, которая может привести к конфликту между администрацией и работниками и между самими работниками. Вот здесь этот субъективный психологический фактор будет играть большую роль.

Причины конфликтов, порождаемые  этим фактором, связаны с личностными особенностями, состояниями и условиями. Представьте себе ситуацию: вы встречаете знакомого или приятеля и говорите: «Привет! Как дела? Как твои успехи?» В ответ он огрызается, говоря: «Последил бы лучше за своими». В свою очередь он мог бы услышать: «У тебя, что, крыша съехала?» Тогда он посылает вас далеко, разворачивается и уходит. В чем дело, что же произошло? А оказывается все довольно просто. Он возвращается из колледжа, где последнее время у парня были неприятности и только что решился вопрос о его исключении. Но вы действительно об этом ничего не знали. То состояние, тот психологический настрой, который был у этого человека, и ваша неосведомленность привели к конфликту. Сыграли свою роль и условия, в частности то, что это событие произошло с ним только что, он еще не успел справиться со своими эмоциями, вылил свой гнев на того, кто первым попал под руку. Вероятно, и личностные особенности человека, допустим его эмоциональная нестабильность, могли тоже иметь здесь место. [8;24; 38-211]

Исходное столкновение порождает самые разные реакции участников, приводя часто, к нарастанию недовольства друг другом.

Данный этап — возникновение объективной конфликтной ситуации — называют иногда предконфликтной фазой. Она может быть как растянутой во времени, так и быстротечной. Толчком к переходу к следующему этапу служит какой-то случай, повод, факт — инцидент. Именно инцидент переводит конфликт на следующую стадию. Здесь партнеры обнажают свои чувства и мысли, демонстрируя до того скрытые потребности. В процессе эскалации конфликта каждая из сторон может увеличивать его накал на каждом этапе, но может и способствовать снижению напряжения.

Толерантность как индивидуальное и социальное качество, вероятно, могла  бы весьма помочь. Как считает видный ученый Д. Г. Скотт, «необходимо уметь распознавать истинные потребности, интересы другого человека, особенно тогда, когда они не совпадают с Вашими собственными». Она считает, что наибольшие трудности возникают именно из-за неспособности людей отдавать приоритет интересам другого человека, уметь уважать не только свои, но и чужие потребности. Если относиться к миру, вселенной, обществу как к системе дружественной, а не как к врагу, с которым надо бороться, многое будет восприниматься иначе. Ведь если вы считаете, что другие люди к вам настроены враждебно, проверьте сначала свое отношение к ним. Недаром ведь пословица гласит: «Для того чтобы иметь друга, надо самому стать другом». [9;204; 221-224]

Глава 2.Осознание конфликта и его источники

Многие конфликты могут  быть разрешены еще на начальной  стадии, когда объективное их возникновение  ведет к переосмыслению сложившихся отношений. Осознание причин и содержания конфликтов определяется источниками конфликтов, а также психологическими реакциями участников, опытом разрешения конфликтов (унаследованным, «списанным» с родителей или приобретенным «на собственной шкуре»). Иными словами, оттого, что мы думаем о конфликте, чему мы научились и как привыкли поступать в таких ситуациях, в значительной мере зависит дальнейшая эскалация конфликта. Не следует забывать и о том, что не все противоположности обнаруживают несовместимость и не всякая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Верно подметил физик Н. Бор: «Противоположности — не противоречия, они дополнения». Очень часто, будучи разными, непохожими, мы можем дополнять друг друга. Когда же мы этого не умеем делать, то отношения перерастают в конфликт. Так что же способствует такому перерастанию?

Многие отечественные  и зарубежные авторы рассматривают  объективные и субъективные факторы, являющиеся конфликто-генами, или источниками конфликтов. [4; 38-89]

Поскольку любой конфликт разворачивается в процессе межличностного взаимодействия или общения, нам представляется важным рассмотреть эти факторы с двух позиций: в аспекте источников конфликтов, заложенных в общении, и с точки зрения личностных особенностей конфликтующих. Рассмотрим процесс общения и те его характеристики, которые способствуют порождению конфликтов, а также те личностные особенности, которые становятся источниками конфликтов. Как показывают исследования, большая часть конфликтов (по некоторым данным, около 80 %) происходит из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей не знают о них или не придают им должного значения.

Есть личности, исходно  ориентированные на сотрудничество, а есть конфликтные личности. Ценности первых включают восприятие другого  человека как уникального и в то же время единого со всем человечеством. Преобладающими установками такой личности являются готовность к удовлетворению интересов обеих сторон, к совместной деятельности, стремление открывать в другом человеке позитивные стороны, по возможности не замечая негативных проявлений. Иными словами, исходная толерантность к другому (иному) способствует развитию отношений.

Как отмечено в работе «Социальная психология личности в вопросах и ответах», -…. «Характерными качествами сотрудничающей личности, является система отношений, включающая отношения принятия себя таким, какой есть, самоуважение, преобладание положительного самоотношения, веру в собственные силы, возможности, способности, самореализацию и т.п.; уважение, доверие, открытость, прощение, уверенность как поведенческая характеристика».

Характерными особенностями, преобладающими установками конфликтной личности являются стремление победить любой ценой, борьба только за собственные интересы, нежелание найти решения, которые удовлетворяли бы обе стороны, отсутствие умения устанавливать контакты и эффективно взаимодействовать, эмоциональная вовлеченность, затрудняющая самоанализ, отсутствие коммуникативных навыков. Именно конкретные качества личности порождают часто противостояние, противоборство, но именно они и могут стать той основой, которая изменит взаимодействие, приведет людей к объединению. [2;24; 38]

Конфликтогены — факторы, способствующие возникновению и развитию конфликтов. К их числу относят слова, речь, интонации, а также невербальные (телесные) проявления (гримасы, агрессивные позы, жесты), действия (или бездействие), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта. Сюда же следовало бы отнести специфику восприятия и эмоционального реагирования. Если на агрессивный жест один человек реагирует так же агрессивно, а другой смотрит спокойно  на крик. Повышение голоса один человек неминуемо повторяет ту же модель поведения, а другой, несколько отстраняясь, как будто это происходит не с ним, напротив, уменьшает тембр голоса, начинает говорить еще медленнее, ведь и результат такого взаимодействия будет разным. Один человек будет реагировать с повышенной бдительностью, видеть во всем личную угрозу (о таких людях часто говорят, что они тревожны, мнительны), а другой, используя юмор, «нейтрализует» ситуацию. Естественно, и конечный результат таких взаимодействий будет отличаться.

Кроме того, есть такой  показатель, как условия, которые могут стимулировать или тормозить возникновение конфликтов. Под условиями обычно понимают те обстоятельства или факторы, которые влияют на саму возможность его возникновения и определяют характеристики явления. Условия конфликта, входящие в число его структурных характеристик, включают в себя условия его возникновения и условия его протекания.

Под условиями возникновения конфликта понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. Описывая причины социальных конфликтов, Р. Дарендорф, например, пишет о «технических условиях» (появление руководящих лиц в подгруппах), «политических» (возможность организации противоположных интересов) и «социальных» условиях возникновения конфликтов (возможности общения и увеличение числа членов подгрупп). В возникновении социальных явлений, как правило, существенную роль играют факторы, связанные с людьми (с их особенностями). И в этом случае очень трудно или даже невозможно определить те факторы, которые могут рассматриваться как необходимые или достаточные для возникновения конфликта.

В межличностных ситуациях можно говорить об отношениях людей. Любая ситуация взаимодействия при этом независимо от отношения людей к ней или оценки своих отношений характеризуется взаимозависимостью людей — позитивной (кооперативная ситуация) или негативной (конкурентная ситуация). Стремится ли индивид к правде и справедливости, или он любыми способами хочет достичь своей цели, готов ли он к тому, чтобы услышать «правду и справедливость» другой стороны, может ли учитывать не только свои переживания, но и чувства другого? Как гласит русская пословица: «Чтобы понять друг друга, надо вместе съесть пуд соли». Иногда люди не один год едят эту соль и не один пуд ее уже съели, но понимание так и не приходит к ним. Известно, что есть семьи, можно сказать построенные на любви – ненависти. Супруги постоянно воюют друг с другом, причиняя множество неудобств, создавая, друг другу много проблем, но при этом остаются вместе, продолжая так «любить». Бывают и другие ситуации, когда люди принимают решение быстро и категорично. Все в их жизни происходит, как в песенке из фильма «Карнавальная ночь»: «Но бывает, что минута все меняет очень круто, все меняет раз и навсегда». Известны случаи, когда люди разводились, делили все до мелочей, а потом не могли вспомнить, что послужило причиной этого события. Более того, по прошествии времени обе стороны с сожалением говорили о том, что зря потеряли друг друга. Правда, бывают ситуации, когда гибкость сторон, в противовес предыдущему примеру, приобретает какие-то причудливые очертания. Мне знакома пара, которая официально разводилась четырежды, и трижды они снова расписывались. Последний раз оказался роковым — они расстались окончательно. Это уже трудно назвать гибкостью и совсем нельзя считать толерантностью. [8;213-215]

Конфликтогены и сопутствующие  условия делают свое дело, если мы не умеем управлять ситуацией. Сами люди могут не рассматривать свои отношения как противоречивые или конкурентные, однако считается, что объективно именно конкурентные отношения являются одним из условий, способствующих возникновению конфликтов. Известно, что с появлением в семье второго ребенка, все внимание отдается маленькому, а старший, который тоже может быть небольшим, начинает страдать, обижаться и конфликтовать. Сам того не понимания, он попадает в ситуацию конкуренции.

Разнообразные соревнования внутри группы или между группами также создают благоприятные условия для возникновения конфликтов. Когда детей в детском саду вовлекают в игры соревновательного типа «Кто дальше?», «Кто больше?», «Кто смелее?» и т.д., необходимо понимать, что эти игры закладывают условия для будущих конфликтов, что соревнования активизируют детей. Какой же выход из этой противоречивой ситуации? Использовать соревновательные игры необходимо, но в них обязательно должны быть элементы, ориентированные на учет интересов партнера, требующие взаимодействия с ним, к примеру, игры в футбол, баскетбол и т.д. предполагают конкуренцию и сотрудничество одновременно. Как показывает анализ, детские игры, в которых присутствует такая идея (невозможно выиграть, если не учитывать партнера), эффективны для воспитания толерантности.

Как правило, тесные контакты между людьми (например, супружеские отношения) потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и одновременно — в явном или скрытом виде — противоречия в целях и интересах. Отсюда ясно, что в этих отношениях обязательно будут конфликты. Поэтому, когда люди говорят, что в их семье не бывает конфликтов, стоит задуматься о правдивости этих высказываний или подумать об искренности отношений. Иными словами, эти люди либо что-то скрывают, либо отношений попросту нет, и в целом они сохраняют только видимость семейных отношений. Не следует только забывать, что форма внешнего проявления конфликтов здесь очень важна. Люди воспитанные и толерантные используют внешне более приемлемые формы и не столь сильно травмирующие.

Причины возникновения  конфликта всегда связаны с какими-то конкретными действиями участников или возникшими обстоятельствами. Какие бы проблемы в их общении ни существовали, какие бы объективные ситуации ни возникали, в конечном счете, вступают в конфликт конкретные люди. Выявить причину конфликта — это значит понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликтные формы. Осознание конфликта связано с осознанием своих интересов, целей и осознанием препятствия, мешающего их достижению. Эти препятствия, или фрустраторы, могут быть: объективные, т.е. они могут не иметь никакого отношения к людям, с которыми в дальнейшем будет конфликт; собственные личностные характеристики; внешнее препятствие.

Информация о работе Нравственные конфликты и пути их преодоления