Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:21, контрольная работа
Целью является анализ условий и особенностей возникновения и протекания нравственных конфликтов, поиски путей их разрешения. В задачи работы входит: определение понятия и выделение видов конфликта; характеристика причин моральных конфликтов; исследование путей предупреждения и разрешения моральных конфликтов.
Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Природа конфликта……………………………………………………..5
Динамические характеристики конфликта…………………………………5
Возникновение конфликтной ситуации и сигналы конфликта…………..7
ГЛАВА 2. Осознание конфликта и его источники……………………………..10
2.1. Толерантность и конфликтность в действиях участников конфликта…….18
2.2. Завершение конфликта и готовность сторон к его разрешению…………..22
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………..28
Прежде всего, здесь стоило бы различить понятия завершение конфликта и разрешение конфликта. Завершение конфликта более широкое понятие, чем его разрешение. Ведь конфликт может завершиться гибелью обеих сторон, но это не будет означать, что он разрешился. Для разрешения конфликта необходимы усилия, внутренняя работа. Сам по себе он не разрешается. Если семейный конфликт, допустим, связан с неверностью одного из супругов (или обоих), то его разрешение связано с их психологическими особенностями, способностью каждого преодолеть эти проблемы и вернуться к совместной жизни. Факт, который одной из сторон был оценен, допустим, как предательство, можно также преодолеть, переосмыслить, понять, но для этого нужны усилия, а главное — готовность разрешить конфликт.
Американский исследователь Р.Даль выделяет три варианта завершения — применение насилия, мирное урегулирование, тупик.
Если посмотреть на этот выбор, то наилучшим из имеющихся вариантов представляется мирное урегулирование. Однако всем хорошо известно, как трудно сделать необходимые первые шаги, хотя бы потому, что мешают эмоции. Для того чтобы достичь готовности к разрешению, прежде всего, необходимо себе скомандовать: «Стоп. Мне надо остановиться, мне необходимо подумать!» Если это межличностный конфликт, то можно попробовать сказать себе: «Да, мы оба раздражены, но это раздражение никуда нас не приведет. Случилось то, что случилось. Теперь следует подумать, как же достичь позитивных изменений». Если вы видите, что раздражение препятствует пониманию и разрешению конфликта, значит, надо остановиться. Только овладев эмоциями можно продуктивно работать над конфликтом. [4; 38]
Готовность к разрешению конфликта начинает проявляться, когда в минуту спокойного размышления человек задумывается над его сутью. В тех случаях, когда вы воспринимаете ситуацию как факт, вы сталкиваетесь лишь с трудностью разрешения самому ситуации. Если же она воспламеняет вас, вам нужно заняться рефлексией еще до того, как вы решите вводить какие-либо позитивные изменения. Чем больше вы раздражены поступком или noведением другого человека, тем больше вы узнаете о себе. Постарайтесь понять: почему вы на это так остро реагируете? Если кто-то вызывает у вас гнев, эта эмоция говорит о вас столько же, сколько и о нем. Когда же человек не готов к разрешению конфликтами важно понять: в чем для него смысл или выгода от неразрешенной проблемы? Иногда, вероятно, больно заглянуть в суть свой проблемы, а может быть, важно остаться принципиальным или непримиримым человеком. Излишняя категоричность, принципиальность, жесткость в противоположность гибкости, мягкости свидетельствуют об интолерантности.
Иногда разрешать конфликт мешают негативные эмоции – боль, гнев, страх. Боль и гнев – две стороны одной медали. Если гнев не выражается, это вовсе не означает, что его нет. Он может проявляться в форме недоброжелательства или затаенной злобы, своего рода «замороженного гнева», который может долгов время оставаться в таком состоянии. Многим из нас знакома способность «беречь» старые раны и обиды. Очень часто, даже не сознавая этого, мы ждем, когда «уступят нам они», и тем самым оказываемся намертво привязанными к ним. И чем дольше мы не способны освободить себя от этих пут, тем большую свободу для маневра получает противоположная сторона. Перемена одной из сторон дает шанс изменения другой. Очень часто родители агрессивных детей оказываются еще более сильно с ними связанными. Попытки изменить поведение ребенка ни к чему не приведут, если не изменится отношение родителей к своим детям. Другой пример: родители наркоманов страдают рядом с детьми, но их привязанность настолько сильна, настолько сильно желание помочь, что именно этим они поддерживают устойчивость этой конфликтующей структуры. Работа с такими семьями начинается с того, что именно родителей психологи учат жить иначе, используя эти изменения для позитивных изменений самих детей. Иногда бывает очень трудно самому признать свою роль в возникновении конфликта, что мы также «подливали масло в огонь», «ломали копья». [4; 53]
Готовность к разрешению — один из ключевых факторов, определяющих исход конфликта («Где хотенье, там уменье»), но эта готовность порой не приходит к нам так легко. Как считают X. Коргелиус и Ш.Фэйр, важно понять, как можно изменить сложившуюся ситуацию. Авторы выделяют факторы, влияющие на эту готовность, а иногда и определяющие ее: умение прощать; умение управлять эмоциями; понимание себя, своих потребностей; знание собственных защитных реакций (проекция, вытеснение, подавленные потребности, неприемлемые личностные качества).
Другой автор — Д. Майерс считает, что эта готовность определяется социальными нормами и установками, регулирующими эгоистическое поведение (ответственность друг за друга, эффективность общения, установки на сотрудничество).
Для разрешения конфликта необходима готовность обеих сторон. Что можно сделать, чтобы создать эту готовность у другой стороны? Как считают некоторые авторы, когда кто-то провоцирует вас, то и вы в определенной мере в этом виновны. Вспомним одну известную притчу, когда к известному мастеру по восточным единоборствам пришел ученик и обратился с вопросом: «Мастер, говорят, ты можешь победить любого тысячью разных способов. А вот что бы ты сделал в такой ситуации: ты идешь по узкой тропе, справа обрыв, слева пропасть, а навстречу тебе хорошо обученный и вооруженный враг. Что будешь делать?» — «Не понял тебя», — отвечает мастер. «Ну что тут не понимать: тропа, обрыв, пропасть, напротив — опасный враг. Что будешь делать?» — «Снова тебя не понял», — говорит мастер и прерывает ученика, когда тот вновь пытается объяснить. «Я прекрасно понял, что ты предлагаешь: тропа, обрыв, враг и т.д. Я не понял только одного: какого черта я окажусь на этой тропе?» [4; 90-131]
Конфликт — «танец в паре» или это «наше танго вдвоем», и не пытайтесь перед зеркалом станцевать «умирающего лебедя». Для разрешения проблемы необходимо будет изменить что-то, прежде всего в себе. Для начала необходимо будет пересмотреть приоритеты и понять: что же важнее — отстаивать правоту, доказывая нечто, или разрешить конфликт и быть счастливым? Сама по себе готовность к его разрешению вовсе не означает, что вы не правы, скорее, означает, что вы отказались от попыток доказать, что Другая сторона не права, и вы готовы начать все сначала. Счастье проистекает скорее от наличия хороших человеческих отношений, чем от доказательства собственной правоты. Когда вы допускаете мысль о том, что другой может думать иначе, вы проявляете толерантность и одновременно открываете путь к разрешению конфликта. [ 3; 211-213]
В заключении необходимо сделать следующие выводы: моральный (нравственный) конфликт есть ситуация, в которой субъект деятельности поставлен перед необходимостью сделать выбор одной из двух взаимно исключающих форм поведения, или, в более обобщенном и абстрактном определении, одной из двух моральных ценностей. Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации, а также правильно определить к какому виду относится этот конфликт.
Слишком уж часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей. В современном обществе важной задачей при профессиональной подготовке людей является этическое просвещение и нравственное воспитание, целенаправленное формирование системы их ценностей, отвечающей требованиям правового государства и гражданского общества. Сегодня необходимо преодолеть также и нравственный дефицит в обществе. Государство и общество – это сообщающиеся сосуды, которые оказывают друг на друга взаимное влияние. Плохо, когда обществом управляют безнравственные чиновники, но и безнравственным обществом управлять невозможно. Поэтому власти должны позаботиться о создании системы нравственного воспитания граждан, возвести нравственное воспитание в ранг государственной политики. Не следует терять надежды на духовное возрождение общества. Для этого нужна новая опора нравственности, новая этика, аргументированная новыми условиями жизни. [9; 224-29 3]
Список литературы
1.Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления: Учебно-практическое пособие – М.: ИКЦ «МарТ», 2008. – 384с.
2.Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М., 2007. – 150с.
3.Зайцева О.А. Основы менеджмента: Учеб. пособие - М.: Юристъ, 2008. -
280с.
4. Ньюстром Дж.В. Организационное поведение, М.: Юристъ, 2008 – 318с.
5.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
6.Петрунин Ю.Ю, Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие / Ю.В.Луизо – М.: Проспект, 2008. – 358 с.
7.Смирнова О.Ю. Страдание как путь к нравственному идеалу./ Русское православие: вехи истории. Н.Новгород., Нижегородский гуманитарный центр, 2008.-350с.
8.Смирнова О.Ю. Природа нравственных ценностей. // Духовная культура. /Материалы докладов Пятой межвузовской конференции по теории и методике преподавания культурологии в высшей школе. Н.Новгород., «Вектор Т и С», 2009. -362с.
9.Смирнова О.Ю. Моральный конфликт. // Духовная культура./Материалы докладов Пятой межвузовской конференции по теории и методике преподавания психологии в высшей школе. Н.Новгород., «Вектор Т и С», 1999.-469с.
Информация о работе Нравственные конфликты и пути их преодоления