Особенности формирования имиджа государственного служащего в средствах массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Принято считать, что понятие «имидж» ввел в обиход Зигмунд Фрейд. В З0-е годы XX века он издавал журнал с одноименным названием. И с тех пор имидж перестал быть исключительно психологическим термином. Впрочем, существует и иная версия происхождения понятия: в 60-е годы в деловой оборот термин «имидж» ввел американский экономист Болдуинг

Содержание

Введение ………………………………………………………….…….….…….3
1 Теоретические подходы к изучению понятия имидж
1.1 Понятие и типы имиджа…………………………….……….…….…5
1.2 Функции имиджа……………………………………..…….…….….12
2 Особенности формирования имиджа государственного служащего
2.1 Технологии формирования имиджа государственного служащего…15
2.2 Средства массовой информации в формировании имиджа государственного служащего………………………………...…………….25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………....30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

Термин «социальный стереотип» впервые был введен в научный  оборот американским журналистом и  социологом У. Липпманом9. В человеческом сообществе социальные стереотипы упрощают жизнь, делая сложные объекты и явления более понятными. Имиджмейкерам трудно ориентироваться на индивидуальные стереотипы – они, как правило, ориентируются на групповые стереотипы.

Таким образом, следует различать  два вида образов-представлений, отражающих действительность в «сжатом», «приближенном» виде: стереотип и имидж.

Стереотипы часто служат психологической основой имиджа, позволяют выстроить коммуникацию в системе более эффективным  образом.

 

1.2. Функции имиджа

 

Функции имиджа разделяются  на две категории: ценностные и технологические. Кратко рассмотрим их.

Ценностные функции имиджа:

- личностно-возвышающая.  Благодаря положительному имиджу  создается облик личности, который  подчеркивает ее духовное достоинство,  визуально опредмечивает ее лучшие душевные характеристики и в целом демонстрирует ее индивидуальную незаурядность.

- психотерапевтическая. Личность, обладающая обаянием, обречена на  людское внимание и признание,  что пополняет, а в ряде случаев  восстанавливает ее биоэнергетику,  о чем свидетельствует ее устойчивое  положительное настроение, оптимизм  в достижении своих целей и  уверенность в себе. Реализация  ценностных функций имиджа ориентирована  на создание в самой личности  так называемой подъемной силы, за счет которой она с меньшими  психофизическими затратами добивается  жизненного успеха и общается  с людьми.

- субъективное предназначение  ценностных функций имиджа. Создание  такого выразительного личного  облика, который располагал бы  к себе людей, а значит, облегчал  им общение с таким человеком,  стимулировал быть с ним более  открытым (доверять свои взгляды  и желания, рассчитывать на  понимание своих проблем, выражать  ему симпатии).

- объективное предназначение  ценностных функций имиджа.

Начальное положение имиджелогии - «светиться людям». В этом утверждении большая доля правды. Визуальная доброжелательность и техника расположения к себе свойственны каждому, кто настойчиво хочет овладеть технологией самопрезентации. Поэтому необходимо очень серьезно относиться к этому главному понятию имиджелогии.

Самопрезентация - это умение подать себя, расположить к себе, привлечь внимание, актуализируя интерес людей к своим каким-то внешним качествам. Самопрезентация пользуется большим спросом в театре, шоу-бизнесе и в политике. В данных сферах хорошо известно, что недостаточно иметь талант, надо уметь понравиться публике. В государственной сфере самопрезентация во многом определяет успех политических деятелей.

Технологические функции  имиджа:

- социальная адаптация.  Благодаря правильно подобранному  имиджу возможно быстрое вхождение  в конкретную социальную среду,  расположение к себе людей,  достижение с ними самых продуктивных  и доброжелательных контактов. 

- высвечивание лучших  личностно-деловых характеристик.  Это значит подчеркнуть свои  наиболее привлекательные качества, вызывая у людей доверие, симпатию  и обращая их внимание на  свои профессиональные достоинства. 

- сглаживание или сокрытие  негативных личностных данных. То  есть посредством одежды, прически, макияжа, великолепных манер поведения  отвлечь взгляд людей от собственных  недостатков. 

- концентрация внимания  людей на себя. Другими словами,  умение «светиться» людям всегда  обращает их внимание к тому, кто излучает неординарность  и доброжелательность, а значит, они будут заинтересованы в  общении и работе.

- расширения возрастного  диапазона общения. Это означает  не замыкание в своем возрастном  имидже, визуальное свидетельство  современных манер общения и  соблюдения последних тенденций  моды, что позволит расширить  круг контактов и успешно заниматься  профессиональной деятельностью  в разновозрастных социумах.

Зная эти функции и методично упражняясь в их реализации как самостоятельно, так и с помощью имиджмейкера, можно выстроить свой индивидуальный профессиональный имидж. Чем заметнее проявление в типовом имидже самобытных характеристик, способствующих достижению устойчивого делового успеха, тем ярче можно предстать перед людьми как объекту, заслуживающая особого внимания.

Деятельность по управлению имиджем не ограничивается только конструированием образа, как такового. Она содержит, собственно, построение образа и направление  его восприятия в нужное русло, а  также представление образа с  помощью понятных и благоприятных  с точки зрения интересов населения  категорий.

Имидж как сложную многоуровневую категорию можно подразделить по четырем направлениям: персональный, профессиональный, социальный и символический.

 

2 Особенности  формирования имиджа государственного  служащего

 

2.1 Технологии формирования имиджа государственного служащего

 

Все чаще мы сталкиваемся с  противоречием, когда образ чиновника, создаваемый в массовом сознании средствами массовой информации, в  частности печатными органами, не совпадает с его реальными  характеристиками и способностью эффективно решать поставленные перед ним задачи. Налицо явные манипуляции с сознанием  масс, снижение порога рационального  осмысления политических процессов.

Образ служащего, внедряемый в массовое сознание, предстает как  сложный социально-психологический  феномен, в котором отражена совокупность его реальных личностных качеств, сформированных его деятельностью, средствами массовой информации, политической рекламой на фоне соответствующих стереотипов  массового сознания.

Компоненты образа противоречивы, поскольку отражают несовпадение между  личностными качествами чиновников и теми ролевыми требованиями, которые  предъявляются к ним обществом  с учетом социально-политической и  экономической обстановки, между  реальным имиджем и «эталонным образом», уже сформированным в общественном сознании. Поэтому актуальным становится изучение механизмов и современных тенденций формирования образа государственного служащего.

Управление имиджем - это  отражение события направленное на улучшения имиджа, интенсивное  владение информацией с прогнозируемой реакцией на нее. Для того чтобы привлечь внимание к образу, нужно показать его с новой, никогда не виданной стороны, убедить аудиторию, удержать внимание публики. При этом из всех характеристик выбираются те, которые лучше всего будут воздействовать на население в целом и на отдельные целевые группы.

В результате страха разума перед самим собой, человек имеет  около десятка психологических  защит, и все они так или  иначе связаны с имиджем. Имидж  позволяет: скрыть свои недостатки, сформировав  у других людей соответствующую  систему впечатлений10.

Формирование имиджа идет двумя путями: «стихийным» и «искусственным». «Искусственный» путь подразумевают такое формирование имиджа личности, которое производиться опосредованно, целенаправленно и сознательно имиджмейкерами, специалистами из области Паблик Рилейшинз или самим человеком (который хочет целенаправленно создать определенное мнение о себе в значимой для него группе). «Стихийный» путь подразумевают «бессознательное» формирование имиджа личности «в голове» у воспринимающего субъекта, с помощью социально-перцептивных механизмов восприятия. Конечный «образ» - будет всегда результатом работы второго пути формирования, так как первый путь задает только направление работы, второй наполняет содержанием, образами и красками.

При формировании имиджа государственного служащего все усилия направлены на благожелательное отношение к нему широких слоев населения. В формировании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты ПР, организаторы публичных акций, рекламисты11.

Специфика деятельности государственного служащего заключается в постоянном общении с людьми. Поэтому одна из важнейших задач государственного служащего – научиться оставлять о себе хорошее впечатление, научиться формировать собственный имидж.

Имиджем государственного служащего называют комплекс его внешних и внутренних качеств, ставший достоянием общественности.

Специфика деятельности муниципального служащего предъявляет весьма серьезные  требования к его внешнему облику. Внешний облик – первый шаг  к успеху, поскольку для потенциального партнера его костюм служит кодом, свидетельствующим  о степени надежности и респектабельности.

Имидж в деловом обществе является сугубо личностным инструментарием, с помощью которого возможно создание доверительных отношений12.

Можно выделить три уровня связей с общественностью, каждый из которых обладает собственной спецификой, связанной с преобладанием тех  или иных ресурсов: это федеральный, субъектный и локальный уровни. Каждый из них имеет собственную законодательную  базу, которая определяет способы  взаимодействия государственных структур, находящихся на определенном уровне, с общественностью.

На локальном уровне в  настоящее время довольно редко  встречается полноценная связь  с общественностью, с четко определенными  целями, задачами и функциями. Ее функцию  обычно выполняют руководящие должностные  лица и их заместители. Более того, связи с общественностью разных уровней отличаются характером ответственности  перед общественностью. Обеспечение  постоянного потока информации от органа власти к населению и обратно  помогает чиновникам, с одной стороны, создавать атмосферу доверия  и, с другой стороны, подтверждать свои действия путем потока сообщений.

В субъектах РФ работа по налаживанию связей с общественностью  выполняется государственными информационными  агентствами, управляющими по ПР, ответственными лицами по связям с прессой и другими функциональными подразделениями местных органов власти13.

Эффективность взаимодействия с населением становятся одним из квалификационных требований к работникам органов государственного и муниципального управления.

Технологии связей с населением предполагают использование различных  средств коммуникации. К ним относятся: программа для кабельного телевидения, информационный стенд, листовка, бюллетень, «горячий телефон», неформальные встречи, ответы на вопросы, приемы, совещания, посещения рабочих мест.

Средства массовой информации напрямую причастны к формированию имиджа. Они служат проводниками наиболее устойчивых представлений, укореняющихся  как внутри страны, так и за рубежом. Язык отечественных СМИ подчас изобилует  двусмысленными речевыми оборотами, порождающими сомнения, скажем, в целостности  и стабильности российского политического  пространства14.

Средства массовой информации выступают главным источником получения  сведений о деятельности муниципального служащего для общества, населения. Являясь первым источником по разглашению  информации, они в своем роде оказывают  влияние на формирование в сознании людей их первого впечатления  о муниципальном служащем. И от того насколько качественно и  правдиво они преподносят эту  информацию, в дальнейшем это влияет на то, каким будет имидж муниципального служащего в глазах общественности: положительным или отрицательным. Имидж муниципального служащего  зависит, прежде всего, от него самого: от его профессионализма, деловых  и личных качеств, умения общаться, слушать, его внимательности, то есть он должен быть мобильным, гибким, уметь чувствовать настроение других (понимать их).

Имидж муниципального служащего  складывается также на основе общественного  мнения, например, после беседы (обращения) населения с муниципальным служащим.

Связь с населением может  осуществляться через работу приемных и отделов писем (обращений граждан) в органах государственной власти и управления. Их деятельность рассматривается  как важнейший канал обратной связи, как источник крайне актуальной информации. При этом необходимо: распределить обязанности по работе с обращениями  граждан; создать правила и технологические  схемы работы с ними. Особое внимание должно обращаться на организацию работы приемных в органах власти. Надо определять время и место приема, консультационное обеспечение, соблюдать  правовую точность, обеспечивать действенность, участие руководителей в приемах15.

В отличие от образов имидж  – это цель и, одновременно, инструмент управления общественным настроением. Такое управление осуществляется путем  вбрасывания в публичную дискуссию  определенного набора представлений  о том или ином субъекте политического  процесса.

Имидж – это то, как  индивидуума воспринимают окружающие, публика. Оставить о себе необходимое  впечатление - значит оставить след в  эмоциональной памяти другого человека. Особенно это необходимо людям публичных  профессий, политическим и государственным  деятелям всем тем, кто в итоге  выходит на массы16.

Формирование эффективного имиджа государственного служащего следует начинать с приведения его в соответствие общим требованиям:

  • в политическом имидже должны обязательно присутствовать «черты победителя» (достижения личности в профессиональной деятельности) и «черты отца». По З.Фрейду «масса просто нуждается в лидере, как семейство нуждается в авторитетном отце». Отец - гарантия защиты, стабильности. Он может взять на себя ответственность. Он не даст в обиду. Он строг, может наказать, но защитит»;
  • открытость, «видимая доступность». Люди склонны доверять тому, кто, по их мнению, способен решить их проблемы, а для этого он должен быть доступен, то есть к нему можно обратиться, написать, рассказать о своих чаяниях. И реакция со стороны муниципального служащего должна быть однозначной: выслушал, помог, решил, посодействовал - не всем, конечно... Открытость вообще принимается как эффективная обратная связь населения с лидером;
  • эффективные коммуникации. Имидж транслирует в процессе многочисленных коммуникаций, в ситуациях различного делового и межличностного общения. В процессе различных форм общения особое внимание следует уделять проявлению ума и доброжелательности. Опытные лидеры в большинстве случаев придерживаются этого правила и выигрывают. Пренебрежение им формирует негативное отношение, злобность и агрессивность что в процессе общения не прощается;
  • окружение. Если рядом с руководителем или лидером находятся достойные, хорошо известные и узнаваемые личности положительное отношение к ним переносится и на самого лидера. Срабатывает психологический феномен межличностных отношений, который сводится к крылатому выражению: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»;
  • личное обаяние. Это качество весьма важно, так как к обаятельным людям обычно формируется особое доброжелательное отношение, обусловливающее их существенные психологические преимущества. Развивать необходимо психологические составляющие обаяния: чувство юмора; внимательное и доброжелательное отношение к окружающим; эмоциональную заразительность; психологическую защищенность; коммуникативные способности; совершенствование «внешнего имиджа» (неординарность внешности, запоминаемость)17.

Информация о работе Особенности формирования имиджа государственного служащего в средствах массовой информации